Олимпиада по русскому языку 11 класс




Школьный тур олимпиады по русскому языку

Класс

Задание 1.Расставьте ударение в словах:

Генезис, камбала, дивчина, обеспечение, диспансер, украинский, втридорога, включишь, феномен, столяр.

 

Задание2. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской:

Ах, моя судьба –

Вся как есть татьба…

Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий)

Задание3.Найдите в списке заимствованные слова.

Белье, блуза, ботинки, варежки, галстук, панама, цилиндр, жилет, комбинезон, косынка, носки, сандалии, пальто, плащ, рубашка, сарафан, тулуп, шорты, шуба, юбка.

 

Задание4. Объясните значение фразеологизмов.

Разводить антимонии-

колумбово яйцо-

закусить удила-

седлать пегаса-

чин чином-

 

Задание5.Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?

Вода - … водянистость

Задание6.Найдите и выпишите предлоги.

Нехотя, несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, задолго, причём, вдоль, уж, против, чуть-чуть, согласно, но, возле, внутри, если, позади, наперекор, даже, над, нельзя, после, до, вследствие

 

Задание7. Запишите числительное в предложении прописью. Ответьте на поставленный вопрос, поставьте числительное в нужный падеж.

После футбольного матча 8765 фанатов пожали руку своему любимому игроку Иванову. Со сколькими своими поклонниками обменялся рукопожатием Иванов?

Задание8. В значении какой части речи употреблены слова нет и есть в пословицах?

Не от нету люди толстеют.

Есть – набитый враг, а нет – заклятой ворог.

Задание9. Согласны ли вы с тем, что в ряду слов свинина, говядина, баранина, конина «лишним» является слово говядина? Свой ответ мотивируйте.

Задание10. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitioestmaterstudiorum, опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать?

Задание11. Расставьте знаки препинания.

Однажды вечером кончив дневной сбор винограда партия молдаван с которой я работал ушла на берег моря а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и лёжа на земле молчали глядя как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей что пошли к морю. (А. М. Горький)

 

 

Задание12.Выпишите имена учёных-лингвистов:

Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.

 

 

Задание13.Ропаликэто предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:

Я Пусть

бы мечта

был рыдает

тебе горестными

рабом ожиданиями.

всегда

любимая.

 

Задание: составьте свой ропалик на одну из следующих тем: «Школа», «Дружба», «Первая любовь»

 

Школьный тур олимпиады по русскому языку

Учебный год

Класс

 

Ключи

 

Задание1.


гЕнезис

кАмбала

дивчИна

обеспЕчение

диспансЕр

украИнский

втрИдорога

включИшь

фенОмен

столЯр


 

По 0,5 балла за верный ответ

 

Задание2.

Тать – устаревшее слово, когда-то употреблялось в значении - борьба, беспокойство, мятеж.

4 балла

Задание3. Заимствованными являются только слова:

блуза, ботинки, жилет, комбинезон, пальто – из франц.;

галстук – из немецк.;
шорты – из англ.;
панама – по названию государства, откуда пришел этот головной убор;

цилиндр, сандалии – древнегреч.;

сарафан, тулуп – тюркские;

шуба, юбка – из арабского.

По 0,5 балла за верный ответ

 

Задание4. Разводить антимонии – болтать, вести пустые разговоры, пускаться в отвлекающие от чего-либо разговоры.

Колумбово яйцо – остроумное решение трудной задачи, неожиданно простой и смелый выход из затруднительного положения.

Закусить удила – действовать не зная удержу, идя напролом, не считаясь с обстоятельствами, со здравым смыслом, распалившись.

Седлать пегаса – писать стихи;

Чин чином – так, как нужно, как полагается, как следует;

По 2 балла за верный ответ

 

Задание 5. Не хватает двух звеньев: водяной - водянистый. Полная цепочка выглядит так: вода – водяной – водянистый – водянистость

По 2 балла за верный ответ

Задание6. Предлоги: несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, вдоль, против, согласно, возле, внутри, позади, наперекор, над, после, до, вследствие.

По 0,5 балла за верный ответ

 

 

Задание7. Восемь тысяч семьсот шестьдесят пять. С восе(ь)мью тысячами семьюстами шестьюдесятью пятью фанатами.

По 0,5 балла за верный ответ (слово)

 

 

Задание8. В значении существительного.

2 балла за верный ответ

 

 

Задание9. Во всех словах, за исключением слова говядина, есть суффикс –ин-, имеющий значение мясо животного, называемого корнем слова.

5 баллов за верный ответ

 

 

Задание10. Повторенье – мать ученья.

1. Studiorum и ср. студент – обучающийся в студии, усердно занимающийся; студия – мастерская художника; учебное заведение для подготовки артистов, художников, скульпторов и др.

Repetitio и ср. репетировать - проводить репетицию; помогать учащемуся приготовлять домашние задания. Репетитор – лицо, помогающее учащемуся приготовлять домашние задания, домашний учитель.

По 3 балла за верный ответ

 

 

Задание11. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

По 0,5 балла за верный ответ

 

 

Задание12. Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.

По 0,5 балла за верный ответ

 

Задание13. Ропалик – это предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:

Я Пусть

бы мечта

был рыдает

тебе горестными

рабом ожиданиями.

всегда

любимая.

Составление текста - 10 баллов, 5 баллов – за творчество.

Примерные критерии оценивания:

· наличие идеи

· создание художественного образа

· грамотность

 

 

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Тестовые задания

1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
А) морячка
Б) исполняют
В) ядреный
Г) кровля

2. Найти слово, в котором произносится [С]:
А) изморось
Б) изморозь
В) воз
Г) синий

3. Через дефис пишутся слова
А) пол(Думы)
Б) то(же) самое
В) говорить (по) японски
Г) (историко) литературный журнал.

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А) (не) годующий взгляд, (не) ряха
Б) (не) мог упасть, (не) добрал баллов
В) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу
Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

5. Частица НИ пишется
А) Как бы там н_ было
Б) Н_ раз бывал я в этом музее
В) Н_ надо приходить
Г) Н_ там, н_ здесь его не было.

6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает
А) Весь
Б) Бери
В) Глаз
Г) Поле
Д) Лебеди

7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?
А) Оглушение согласных на конце слова
Б) Оглушение согласных перед другими согласными
В) Выпадение согласных
Г) Смягчение согласных перед другими согласными
Д) Озвончение согласных

8. В каком слове все согласные звонкие?
А) Винт
Б) Вагон
В) Завтра
Г) Прыжок
Д) Рамка

9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звук
А) Книги лежали впереме…ку
Б) Фу…больный матч
В) Приехали на во…зал
Г) Он …дал зачет по русскому языку.
Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик

10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
А) Реч…нка
Б) Руч…нка
В) Защ….лка
Г) Распаш…нка
Д) Медвеж…нка

Открытые вопросы

Вопрос 1
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

Вопрос 2
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Вопрос 3
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Вопрос 4
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

Вопрос 5
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

Творческие задания

Задание 1
Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Задание 2
В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Задание 3
Исправьте предложения, объясните причину ошибки.
1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.
2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.
3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

Задание 4
Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?

Задание 5
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В В А, В, Г В А, Г

 

Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А Б Б Г В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов (жду …дня – сумерек …жду)
Ответ на вопрос 2:МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра.
Ответ на вопрос 3:Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
Ответ на вопрос 4:Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами
Ответ на вопрос 5:Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
пошутитель — человек, который шутит (пошутил).
пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тин
аллокаться — говорить алло по телефону. От слова алло.
недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот.
базарник—человек, работающий на базаре.
приметаллить — припаять.
заверток — сверток или бумага, в которую что-то завернуто.
Пример ответа на творческое задание №2
1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.
2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»
Пример ответа на творческое задание №3
1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.
2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»
3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.
Пример ответа на творческое задание №4
Псинки образовано от «пёс» (псы);
Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.
Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.
Пример ответа на творческое задание №5
Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – «очень».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: