Школьная олимпиада по физике
9 класс
1. По параллельным путям идут пассажирские поезда навстречу друг другу, длина каждого поезда 150 м. Скорость первого поезда 90 км/ч. Пассажир первого поезда определил, что встречный поезд прошел мимо него за 2 с. Определить скорость встречного поезда.
2. Вес куска стекла в воде 1,5 Н. Определите его массу. Плотность стекла 2 500 кг/м3.
3. Сообщающиеся сосуды состоят из двух одинаковых трубок (U-образная трубка). Трубки частично заполнили водой. На сколько повысится уровень воды в левой трубке, если в правую налить столько керосина, что он образует столб высотой 30 см?
Плотность керосина 900 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.
4. В калориметр со льдом массой 100 г и температурой 0о С впущен пар при температуре 100 оС. Сколько воды окажется в калориметре непосредственно после того, как весь лед растает? λльда= 330 кДж/кг, L=2260 кДж/кг, своды=4200 Дж/ кг оС.
5. Экспериментальная задача.
У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Определите площадь поперечного сечения проволоки.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике
2013-2014 учебный год
Время выполнения 2, 5 часа
Каждое задание оценивается в 10 баллов
Школьная олимпиада по физике
10 класс
1.Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути.
2.Тело совершает прямолинейное равноускоренное движение с некоторой начальной скоростью. Каково перемещение тела за 20 с, если его скорость через 10 с после начального момента равна 5 м/с? Тело двигалось в одном направлении.
3. Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.
|
4. Определить до какой минимальной температуры надо нагреть стальной шарик, чтобы он, будучи положен на лед, полностью в него погрузился. Температура льда 0оС, удельная теплоемкость стали с=500 Дж/кг оС, плотность стали ρстали=7800 кг/м3, плотность льда ρльда=900 кг/м3, удельная теплота плавления льда λ=330 кДж/кг.
5. Экспериментальная задача.
Определите толщину тонкой стеклянной пластинки прямоугольной формы, имея весы с разновесом и линейку. Учтите, что непосредственно измерять толщину пластинки линейкой нецелесообразно, так как это даст неточный результат.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике
2013-2014 учебный год
Время выполнения 2, 5 часа
Каждое задание оценивается в 10 баллов
Школьная олимпиада по физике
11 класс
1.Газовый отопительный котел разрешается устанавливать в проветриваемом помещении объемом не менее 15 м3. Каков объем помещения, длина пола в котором равна 250 см, ширина – 25 дм, а высота потолка над полом – 2,2 м? Возможна ли установка котла в нем?
2. Моль гелия (одноатомный газ) вначале изотермически расширяется – при этом он получает в виде тепла 1620 Дж, затем его охлаждают при неизменном объеме, отняв у него 1000 Дж в виде тепла. После этого его адиабатически сжимают до начального состояния. Найти термодинамический КПД этого цикла.
3. Паровоз массой 900 т идет по горизонтальному пути и развивает при этом постоянную силу тяги в 270кН. Известно, что на участке пути в 250 м, его скорость возросла с 36 до 45 км/ч. Определить силу сопротивления движению паровоза.
|
4.Найти силу токов и напряжения на каждом из резисторов цепи если амперметр показывает 2А, а сопротивление резисторов R1 =2 Ом, R2 =10 Ом, R3 =15 Ом, R4 =4 Ом.
5. Экспериментальная задача. Определите коэффициент трения µ дерева по дереву.
Приборы и материалы: 1)деревянная линейка;
2)деревянный брусок;
3)измерительная лента или линейка.
ОТВЕТЫ
Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике
2013-2014 учебный год
Время выполнения 2, 5 часа
Каждое задание оценивается в 10 баллов
Школьная олимпиада по физике
9 класс
1. По параллельным путям идут пассажирские поезда навстречу друг другу, длина каждого поезда 150 м. Скорость первого поезда 90 км/ч. Пассажир первого поезда определил, что встречный поезд прошел мимо него за 2 с. Определить скорость встречного поезда.
Решение
Дано: СИ: Решение:
V1=90 км/ч 25м/с ℓ=s= (V1+ V2) t; V2= s/ t - V1;
t=2с
ℓ=150 м
__________ V2 = 150м/2с – 25м/с = 50 м/с=180 км/ч
V2-?
Ответ: 50 м/с =180 км/ч.
Критерии оценивания
Записано условие – 2 балла
Сделан перевод величин – 2 балла
Записана формула – 3 балла
Найден числовой результат – 3 балла
2. Вес куска стекла в воде 1,5 Н. Определите его массу. Плотность стекла 2 500 кг/м3.
Решение. Fарх = Р1 - Р2, где:Р1-вес в воздухе, Р2- вес стекла в воде.
Fарх = ρвgV; V = mc/ρc, тогда
mc = Р2/ g(1- ρв/ ρc)
Ответ: mc= 0, 25 г.
Критерии оценивания
Записано условие – 2 балла
Сделан перевод величин – 2 балла
Записана формула – 3 балла
Найден числовой результат – 3 балла
3. Сообщающиеся сосуды состоят из двух одинаковых трубок (U-образная трубка). Трубки частично заполнили водой. На сколько повысится уровень воды в левой трубке, если в правую налить столько керосина, что он образует столб высотой 30 см?
|
Плотность керосина 900 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.
Решение. Предположим, что в левой трубке уровень воды повысился на h. Тогда в правой трубке уровень воды будет ниже, чем в левой, на 2h.
ρк gH = ρв g2h. → h = 12 см.
Критерии оценивания
Записано условие – 2 балла
Сделан перевод величин – 2 балла
Записана формула – 3 балла
Найден числовой результат – 3 балла
4. В калориметр со льдом массой 100 г и температурой 0о С впущен пар при температуре 100 оС. Сколько воды окажется в калориметре непосредственно после того, как весь лед растает? λльда= 330 кДж/кг, L=2260 кДж/кг, своды=4200 Дж/ кг оС.
Решение
Дано: СИ Решение:
mльда=100 г 0,1кг Qльда=Qпара+Qводы
t 1=0о С λльда mльда= Lпара mпара+ сводыmпара∆t
t 2=100 оС
λльда= 330 кДж/кг 330000Дж mпара= λльда mльда / (Lпара + своды∆t)
Lпара=2260 кДж/кг 2260000Дж m пара=0,012 кг
своды=4200 Дж/ кг оС Мводы= mпара + mльда
Мводы=0,1кг+0,012кг= 0,112 кг=112г.
_____________
Mводы-?
Ответ: Mводы =112г.
Критерии оценивания
Записано условие – 2 балла
Сделан перевод величин – 2 балла
Записана формула условия теплового баланса – 2 балла
Записаны формулы плавления и нагревания – 2 балла
Найден числовой результат – 2 балла
5. Экспериментальная задача.
У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Определите площадь поперечного сечения проволоки.
Решение. Нужно намотать проволоку на карандаш как можно плотнее (сделать больше число витков).
Измерить длину ряда и разделить на число витков, таким образом, получим диаметр проволоки. В качестве «мерной единицы» следует воспользоваться клетками в тетради (длина клетки ℓ=0,5 см).
Определить примерный диаметр проволоки по формуле S= πd2/4
Критерии оценивания
За описание метода решения – 6 балла
За получение результата измерений – 4 балла
Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике
2013-2014 учебный год
Время выполнения 2, 5 часа
Каждое задание оценивается в 10 баллов