МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Знать/понимать




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по родному русскому языку составлена на основе:

· Федерального компонента государственного стандарта образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;

  • авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой, Дрофа, 2013 г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2016 г.;
  • Учебного плана МБОУ «СШ № 3» г. Глазова на 2018 – 2019 учебный год.

Учебный предмет «Родной русский язык» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане образовательного учреждения занимает 17 часов, то есть 1 час в неделю (1-ое полугодие).

Программа по учебному предмету «Родной русский язык» призвана научить детей рассматривать язык как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Рабочая программа по родному русскому языку соотнесена с программами по русскому языку, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по родному русскому языку — изучение употребления языка.

Данная программа предлагает последовательноеосвоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основысловесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.

В 7 классе изучают разновидности употребления языка, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.

В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык и родная русская литература» ученик должен:

Знать/понимать

· богатство лексики русского языка;

· особенности употребления лексики русского языка;

· эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

· особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

Уметь

· определять лексическое значение слова;

· определять виды лексических единиц;

· различать жанры народной словесности;

· различать эпические, лирические и драматические произведения;

Аудирование и чтение

· выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

· пересказывать прозу;

· работать со словарями;

· находить в текстах лексические единицы;

Говорение и письмо

· строить диалог;

· создание собственных текстов различных типов речи;

· создание собственных текстов различных жанров;

· употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

· творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

Личностными результатами освоения программы по родному (русскому) языку являются:

1) понимание русского (родного) языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского (родного) языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по родному (русскому) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких- либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по родному (русскому) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

В «Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ…» учебники по дисциплине «Родной язык и родная литература» пока отсутствуют, поэтому при изучении этого предмета используется учебное пособие Альбетковой Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016 г.

Содержание программы

Истоки русской письменности. Введение. Ознакомление с курсом. Р.Киплинг «Как было написано первое слово». Славянская азбука. Откуда есть пошла славянская письменность. М.Горький «Детство», анализ отрывка «Дед Каширин учит Алешу азбуке». Глаголица и кириллица. Славянские языки и признаки их родства. Практикум по работе с кириллицей. Лингвистическое конструирование. Практикум по лингвистическому конструированию.

 

Лексическое и фразеологическое богатство русского языка. Происхождение и употребление слов современного русского языка. Исконно-русские и иноязычные слова. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Признаки старославянизмов.

Старославянизмы в поэзии. К.Рылеев «Подблюдные песни» и В. Кюхельбекер «Осень», «Зима». Старославянизмы в сказке А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Общеупотребительные и необщеупотребительные слова: диалектный язык, городское просторечие, литературный язык. Практикум по рассказу В.Шукшина «Как помирал старик». Диалектизмы в лирике С.Есенина («…Как же мне не прослезиться, если с венкой в стынь и звень…»). Активная и пассивная лексика. Историзмы и архаизмы. Употребление устаревших слов в художественном произведении. Роль устаревших слов в рассказе А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Неологизмы. Жизнь неологизма в языке. Роль отдельных людей в создании новых слов. Практикум по сказкам М.Е.Салтыкова – Щедрина, стихотворениям В.Маяковского. Синонимы. Роль синонимов в речи. Синонимический ряд. Идеографические синонимы. Стилистические синонимы. Контекстные синонимы. Практическая работа по произведению С.Есенина «И скучно, и грустно…», рассказам А.П.Чехова. Антонимы. Контекстные антонимы. Стилистические функции антонимов. Обзор функции антонимов на основе русских пословиц и поговорок («Ученье – свет, а неученье – тьма», «Старый друг лучше новых двух» и др.). Источники фразеологизмов и их признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Источники фразеологизмов и их признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов. Образность фразеологизмов. Практическая работа «Роль фразеологизмов в художественных произведениях».

Тематический план (родной русский язык)

Наименование разделов Всего часов
  Введение  
  Разновидности употребления языка  
  Формы словесного выражения  
  Стилистическая окраска слова  
  Всего  

Тематическое планирование по родному (русскому) языку в 7 классе

 

Наименование раздела № урока п/п Тема урока
Материал словесности   Значение языка в жизни человека (личности) и общества
Слово и словесность   Русская словесность, ее происхождение и развитие.
Разновидности употребления языка   Разговорный язык
  Разновидности разговорного языка
  Литературный язык и его разновидности
  Язык художественной литературы
Формы словесного выражения   Формы словесного выражения в нехудожественной словесности
  Формы словесного выражения в художественной словесности
  Ритм в стихах. Ритм в прозе. Интонация.
  Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи.
Стилистическая окраска слова. Стиль   Стилистические возможности лексики и фразеологии
  Стилистические возможности грамматики.
  Стиль в художественной словесности
  Стиль как разновидность употребления языка
  Стилизация как воспроизведение чужого стиля
  Контрольная работа по теме «Материал словесности».
  Работа над ошибками. Пародия

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература:

 

  1. Лопатин В.В. Толковый словарь современного русского языка / В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. – М.: Эксмо, 2011. – 928с. – (Библиотека словарей ЭКСМО).
  2. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Н.Тихонов (рук. авт. кол.), А.Г.Ломов, Л.А.Ломова. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2003. – 336 с.
  3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с. – (Школьные словари русского языка).
  4. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П.А.Лекант, В.В.Леденева. – М.: Просвещение, 2005. – 168 с.
  5. Школьный словарь иностранных слов / В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая и др.; Под ред. В.В.Иванова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 288 с.
  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся / М.Р.Львов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 271 с.

 

Электронные ресурсы:

 

  1. ЭОР – https://fcior.edu.ru/
  2. ФИПИ – https://www.fipi.ru/
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – https://school-collection.edu.ru/

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный компьютер
  2. Экран проекционный

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: