Коллектив — не самоцель педагогических усилий. Он формируется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитательного пространства) как инструмент и помощник в фор*-мировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустремленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, других людей.
Технологические правила организации коллективной деятельности:
■ гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно
значимая для каждого члена коллектива цель организуе
мой деятельности;
■ предпочтение коллективным и групповым видам деятель
ности;
■ активное участие каждого;
■ технологическая организованность (время, место, объем
действий, порядок их выполнения, оснащенность);
■ сочетание традиционности и вариативности в содержании
и формах;
■ организация сменных отношений взаимной зависимости
и взаимного подчинения в групповой деятельности;
■ ориентация на успех и позитивную оценку деятельности
каждого члена коллектива.
В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистическое сознание находит свое выражение в поступках, поведении.
В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех членов коллектива и его сплочение: требования, перспективы, параллельное действие, традиции, верный тон.
Это прежде всего система требований. Важно умелое предъявление требований к ученикам в форме убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности, воспитание ученического актива с помощью консультиро вания, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля.
Далее, это четкая и увлекательная постановка целей, раскрывающих перспективы развития и жизни детского коллектива. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости — постановка близких, средних и далеких целей.
Жизненная перспектива является одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива. В перспективе выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Макаренко справедливо считал одной из важнейших педагогических особенностей перспективы то, что, будучи развернутой перед ребенком как система целей, она увлекает его возможностью достигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятельность ребенка в определенное социально ценное русло.
Под перспективой в конкретном педагогическом плане по-^^ нимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают внутренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов — их возрастным и индивидуальным особенностям.
Перспективы, организуемые с целью создания воспитательного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:
увлекательность дел, основанных как на непосредственном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении образе совместной коллективной деятельности; общественно полезная ценность задач, целей, конкретных дел;
четкая организация процесса достижения перспективы. Эти перспективы, цели выбираются самими детьми при помощи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на их самостоятельные действия, на инициативу. В результате появляется план конкретных дел. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Но если коллектив будет ставить перед собой только ближние перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.
Средняя перспектива — более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах поехать на теплоходе по Волге, но не на родительские деньги, а заработать их самостоятельно.
Дальняя перспектива — цель, требующая длительного времени и значительных усилий коллектива для своего достижения. Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют ближние перспективы и отдельные средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.
Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звеньев такой системы воспитания школьников могут стать коллективные творческие дела (КТД), включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, творческие праздники и т.д. Эти формы организации воспитательной работы способствуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует развитию отношений товарищеского межвозрастного содружества.
Принцип параллельного действия — влияние на воспитанников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспитательное влияние педагога. Это воз можно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мнения как: грубой силы и давления на отдельную личность. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и оплачивают коллектив традиции — устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников.
Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой», — считал А.С. Макаренко.
Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением традиций. Макаренко считал наличие традиций характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция имеет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколения воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития коллектива. В традициях проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделано. Традиции имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера встречи выпускников, последний звонок, праздник Дня знаний 1 сентября и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что они изобретают» (А.С. Макаренко). Традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, традиция вместе с тем должна быть живой, нужной и полезной сегодня.
Развитие коллектива и его нормальное функционирование возможно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отношений в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и правильно воспринимать критику, командовать и подчиняться. А.С. Макаренко называл следующие условия правильного тона и стиля в коллективе:
мажор — бодрость, радость, красота;
гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;
дружеское единение членов коллектива; активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;
привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях;
высокая, сознательная дисциплина, но не сводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей. В отличие от взрослых коллективов деятельность детских коллективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и романтики, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников.
В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила.
1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность; не подавлять, а умело направлять активность ребят, не
командовать, а сотрудничать с ними. Нужно строго дозировать
педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной ре
акцией воспитанников; при отрицательном восприятии надо не
медленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо
добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставились самими ребятами, и к этому их надо готовить.
2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как
единоличный организатор коллектива на первой стадии его раз
вития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет
тактику управления, развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог
добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей
и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество
с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь
с семьей.
4. Приоритет высоконравственных ценностей формируется
педагогом.
5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, но опыт товарища, коллективное мнение должны убе-\ить его и выработать необходимую линию общественного по-. ведения.
Вопросы и задания
1. Назовите основные методы и направления деятельности воспи
тателя по формированию детского коллектива.
2. Как вы думаете, не снижается ли роль и авторитет воспитателя,
когда он передает часть своих полномочий сначала активу, а за
тем коллективу? Почему вы так считаете?
3. Проанализируйте, какие традиции были в вашей школе. Как вы
к ним относитесь. Почему?
4. В.А. Сухомлинский не во всем был согласен с А.С. Макаренко
в теории и методике воспитания детского коллектива. Прочитай
те книгу Сухомлинского «Мудрая власть коллектива» и найдите
отличия в подходах. Ваше отношение к этому.