История возникновения ВТО




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

(Краснодарский филиал РГТЭУ)

 

Кафедра менеджмента и мировой экономики

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

 

на тему: «ПЕРСПЕКТИВЫВСТУПЛЕНИЯ РФ В ВТО»

 

 

студентки 1 курса очной формы обучения

направления Экономика

профиля Мировая экономика Хабахумовой И. М.

 

Руководитель научной работы: доц. Веселов Д. С.

 

Краснодар

2012г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....1

1 Общая характеристика ВТО……………………………………………….......3

1.1 История возникновения ВТО……………………………………………......3

1.2Принципы и задачи ВТО…………………………………………………......8

1.3Организационная структура ВТО…………………………………………..11

2 Характеристика процесса вступления России в ВТО………………….......15

2.1 Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО……....15

2.2 Условия вступления РФ в ВТО…………………………………………....19

3 Положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО…………………………………………………………………………..….28

Заключение……………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………………………………….....35

Введение

Актуальность научной работы.

Международные экономические организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, которые обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

На современном этапе экономического развития России исключительно важное значение имеют международные торговые отношения, которые регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях. Крупнейший комплекс таких соглашений составляет правовую основу Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому вопрос присоединения России к ВТО приобрел в последние годы особую актуальность.

Вступление в ряды Всемирной торговой организации – одна из основных задач внешнеэкономической политики Российского государства. Предстоящее снятие торговых барьеров в отношениях России с развитыми странами мира неизбежно приведет к возрастанию конкуренции на внутреннем рынке страны. При всем своем потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются сегодня странами коллективно, при этом решающую роль имеет политика Всемирной торговой организации, которая объединяет 153 государства и покрывает свыше 95% оборота мировой торговли.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что присоединение к ВТО для России - это не технический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального выбора для страны. Это присоединение является неотъемлемой частью курса на интеграцию России в Мировую экономическую систему.

Актуальность проблематики обусловила цель научной работы: выявить проблемы и перспективы вступления России в ВТО.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи работы:

- изучить историю развития, цели создания и структуру Всемирной торговой организации (ВТО);

-проанализировать основные этапы вступления России ВТО;

- обозначить условия вступления России в ВТО;

- выявить преимущества и недостатки вступления России в ВТО;

Объект исследования: Всемирная Торговая Организация.

Предмет исследования: Международные экономические отношения в связи с вступлением РФ в ВТО.

При написании работы применялись следующие методы: исследовательский, метод статистики, табличный, сравнения.

Источниками информации послужили: литература современных российских и зарубежных авторов, изучающих международные экономические отношения: Авдокушкин Е.Ф., Акопова Е.С., Бородулина Л.П., А.И., Дюмулен И.Н., Евдокимов А.И., Юрга В. А., статьи в периодических изданиях отражающие проблемы международных отношений: журнал «МЭМО», «ЭКО», «Наука», «Государство и право», «Экономистъ» и т. д.

Общая характеристика ВТО

История возникновения ВТО

 

Учреждение ВТО 1 января 1995 года ознаменовало коренную реформу международной системы начавшуюся в первые годы после Второй Мировой Войны. Кроме того оно вернуло к жизни – хотя и в усеченной форме – неудавшуюся попытку создать международную организацию по торговле и занятости в качестве специализированного учреждения ООН. Устав МТО был разработан в 1946-1948 годах и его IV глава была принята на временной основе под названием – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – вместе с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества.

Основная форма работы ГАТТ — Многосторонние торговые переговоры. Они длятся несколько лет и поэтому получили 1 название раундов. Торговые раунды способствовали либерализации международной торговли. За время существования ГАТТ состоялось восемь раундов (табл.1).

Таблица 1 - Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ

№ п/п место открытия и проведения переговоров Год проведе­ния Число стран-участниц Обсуждавшиеся вопросы Название ра­унда перегово­ров
1. Женева (Швейцария)     Снижение тамо­женных тарифов Женевская конференция 1947 г.
2. Анесси (Франция)     То же   Конференция в Анесси
3. Торки (Англия)     То же Конференция в Торки
4. Женева (Швейцария)     То же Женевская конференция 1956 г.
5. Женева (Швейцария) 1960-1961   То же Диллон раунд
6. Женева (Швейцария) 1964-1967   Снижение тарифов, разработка анти­демпингового ко­декса Кеннеди-ра­унд
7. Токио (Япо­ния). Работа проходила в Женеве 1973-1979   Снижение тарифов, разработка кодек­сов, расширяющих и усиливающих компенсацию ГАТТ в области нетариф­ных барьеров Токио-раунд
8. Пунто-дель-Эс- те (Уругвай). Работа проходи­ла в Женеве 1986-1994   Снижение та­моженных барье­ров, совершенство­вание механизма ГАТТ, соглашение о создании ВТО, разработка Генера­льного соглашения по торговле услуга­ми (ГАТС) Уругвайский раунд

 

Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее они являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в «пакете» или комплексно, а отдельно от других.

Первые торговые раунды ГАТТ были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. Женевская конференция 1947 года, когда и было подписано соглашение, результатом которого стала консолидация 45 тысяч позиций в области тарифов, охватывающих половину международных обменов; конференция в Аннеси (1949 г.), в Торки (1950 г.) и в Женеве (1956 г.), которые довели число консолидаций или сокращений до 60 тысяч, но результаты их оказывались все менее значительным, так как это явление свидетельствовало об ограниченности применяемых процедур.

В 1958 году обсуждалось «предложение Диллона» (снижение на 20%). Состоялась вторая конференция в Женеве (1960 - 1962 гг.), которая также не имела серьезных результатов.

С 1964 года по предложению президента США начинается «раунд Кеннеди» (конец 1962 года). Эти переговоры отражали стремление американцев отреагировать на создание общего рынка и привели к решению сократить на 50% таможенные пошлины на все товары, ежегодно по 10% с 1968 по 1972 год.

В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. Этот раунд продолжил усилия ГАТТ, направленные на постепенное снижение тарифов. Этот раунд ознаменовался поворотом усилий к модернизации правил торговли. В результате переговоров был достигнут ряд новых соглашений. Некоторые из этих соглашений были связаны с условиями применения ряда действующих правил ГАТТ, другие же охватывали совершенно новые направления. К этим соглашениям присоединились прежде всего промышленно развитые страны и часть развивающихся государств.

Уругвайский раунд - многосторонние торговые переговоры. Эти переговоры были начаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), откуда и получили свое название "Уругвайский раунд". Однако большая часть переговоров проходила в Женеве, в штаб-квартире Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Переговоры технически завершились на заседании Комитета по торговым переговорам в Женеве 15 декабря 1993 года. Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече министров стран-участниц переговоров в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года.

Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений.

Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:

• ГАТТ - это было комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной основы. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.

• ГАТТ применялось на "временной основе", хотя - после более, чем сорока лет его существования, - правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.

• Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.

• Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным инструментом, к началу восьмидесятых годов к нему добавилось много новых соглашений, в которых участницы ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы, являются обязательствами для всех членов организации.

• Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров носит более четкий и оперативный характер; она действует почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ.

"ГАТТ 1947 года" продолжал действовать до конца 1995 г., что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО и позволило продублировать деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования споров. Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как "ГАТТ 1994 года", который представляет собой юридически иной вариант, чем ГАТТ 1947 года, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. "ГАТТ 1994 года" является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые положения международной торговли товарами.

Также, следует отметить что ВТО отличается от ГАТТ ещё не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами торгово-политической деятельности. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность и инвестициями.

 

Принципы и задачи ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) – это организация и, одновременно, комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1) Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3) Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4) Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать "несправедливые" приемы конкурентной борьбы - такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5) Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Основные функции ВТО:

- контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

- создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

- урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

- контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

- оказание помощи развивающимся странам;

- сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: