Родительское собрание в форме брейнсторминга в группах старшего возраста.
Автор: Хроменкова Е.А.
Описание. За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Этапы подготовки.
1. Проблема: «Надо ли учить детей читать до школы?»
2. Родители старших групп.
3. Тема: «Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста»
Сентябрь, 15.00, группа.
Вопросы:
1. Как вы считаете, нужно ли учить детей чтению до школы?
2. С какого возраста по вашему мнению должно начаться обучение?
3. Какую помощь вы можете оказать ребёнку?
4. Кто должен по вашему мнению обучать ребёнка? (Родитель, воспитатель, учитель школы)
5. С чего по вашему мнению надо начинать обучение?
6. Какие условия по вашему мнению надо создать дома и в детском саду?
7. Если обучение необходимо, как вы будете дома закреплять полученные детьми знания в детском саду?
Прежде чем, будет организована работа с родителями, надо провести работу по соотнесению перечней материалов и оборудования, рекомендованных учеными, с тем, что имеется в группе и установить несоответствие: убрать лишнее и определить перечень недостающего.
Организовать круглый стол с родителями и познакомить их с Государственными требованиями ФГОС к предметной среде. Ознакомить, в чем в данный момент дети нуждаются. Предложить родителям обсудить возможные варианты решения данной проблемы, связав их с переходом на рыночные отношения. Ознакомить с бюджетом детского сада, тем самым обеспечить открытость детского сада родителям. Можно предложить разные варианты:
|
1.Прокат игрушек.
2.Спонсорство.
Этапы проведения родительского собрания в форме брейнсторминга.
1. Выступление педагога дополнительного образования по вопросу «Надо ли учить детей читать до школы».
2. Генерация и оценка идей с точки зрения их важности и вклада в решение проблемы.
3. Составление плана реализации идей, назначение ответственных за их выполнение.
Воспитатель.
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня у нас необычное родительское собрание. Тема нашего собрания актуальна, интересна и познавательна для вас всех. Я, надеюсь, что вы все ознакомились с тематикой и вопросами. Чтобы вам было более понятно, мы сейчас прослушаем доклад педагога дополнительного образования.
Доклад «Предметно –развивающая среда в ДОУ»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
|
Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Цель воспитателя и родителя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательного-образовательного процесса, дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
|
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Для этого группа разделяется на центры. Сегодня мы поговорим о центре правильной речи и моторике.
У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделяем учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: ставим столы рядами, вешаем школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.
Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.
В группах старших дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с буквами, настольно-печатные игры с буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить.
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребительской сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Воспитатель, в проектировании предметно-развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье.
Воспитатель.
Сейчас мы с вами прослушали, что должно быть в центре «Обучение чтению». У нас в группе для этого уже есть столы-парты, доска.
Я предлагаю вам разделиться на две подгруппы и высказать идеи по поводу пополнения центра дома и в группе.
Первыми озвучивают свои предложения родители, справа от меня. Пожалуйста, Галина Ивановна:
«Мы предлагаем приобрести некоторые пособия с буквами в книжном магазине, а таблицы, схемы, ребусы, головоломки сделать с помощью интернета. Детские компьютеры, звуковую настенную азбуку давать на прокат».
Воспитатель. Хорошо. Давайте обсудим эти предложения. Согласны все с Галиной Ивановной?
Кто может нам в этом помочь? Так приятно, что все активны.
Воспитатель. А сейчас выслушаем идеи второй подгруппы по поводу оформления домашнего уголка. Пожалуйста, Татьяна Сергеевна.
«Наша подгруппа вам советует в первую очередь подобрать мебель, соответствующую росту ребёнка. Это важно. Затем приобрести различные игровые материалы, связанные с изучением букв: прописи, тетради, раскраски, счётные палочки, кубики с буквами, разрезные буквы, конечно, пластилин в свободное пользование для лепки букв.
Воспитатель.
Давайте сейчас определим, что важно приобрести в первую очередь. Пожалуйста, Елена Николаевна. Как считают родители.
Родитель. Мы думаем, что сначала необходимо сделать пособия для изучения звуков, подобрать картинки к звуковым схемам. Затем приобрести настольные игры со звуками, в дальнейшем с буквами, сделать книгу или альбом по знакомству с буквами вместе с детьми дома, изготовить пособие «Разрезные буквы». Потом можно изготовить настенный алфавит, купить магнитную азбуку, различные прописи, раскраски, тетради и т.д.
Воспитатель. Хорошо. Давайте составим план выполнения и ответственных.
1. Подбор картинок в интернете.
Ответственный: Котова З. Т.
2. Распечатка материала.
Ответственный: Зенова О. И.
3. Изготовление пособий.
Ответственный: педагог доп. образования, Иванова К.А.
4. Приобретение пособий в магазине.
Ответственный: родительский комитет.
5. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Школа».
Ответственный: Шведова Т. С., Кожевников Ю.П.
Воспитатель.
Спасибо всем родителям за активное участие в собрании. Мне, кажется, нам придётся встретиться с вами ещё раз, чтобы подвести итоги о проделанной работе по оформлению центра «Обучение чтению».