Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья




ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по материалам круглого стола на тему: «Методики работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ»

Ведущий: педагог-психолог МАУДО «РГДДТ» Паршина Н.В.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

3. Дети с нарушением речи (логопаты).

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

5. Дети с умственной отсталостью.

6. Дети с задержкой психического развития.

7. Дети с нарушением поведения и общения.

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью.

Нарушения слуха. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.


Нарушения речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.


Нарушения зрения. Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.


Нарушения опорно-двигательного аппарата. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР). Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.


Умственная отсталость. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

 

Множественные нарушения. К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.


Детский аутизм. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Родителям детей с ОВЗ

Развитие ребенка с ОВЗ зависит не только от выбора специального образовательного учреждения, но и от того, как ведут себя его родители. Психология развития рекомендует придерживаться следующих принципов в работе с ребенком вне зависимости от типа и выраженности нарушений:

· Не сравнивайте развитие собственного ребенка с успехами других детей. Ориентируйтесь на то, каких успехов он достиг по сравнению с тем, что он умел раньше.

· Найдите сообщество родителей таких же детей с ОВЗ – опыт других семей, получение практической информации и их помощь в преодолении трудностей развития помогут вам справиться со многими проблемами.

· Проявляйте активность в поиске информации. Методы и принципы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня являются общедоступными, поэтому изучайте пособия и не стесняйтесь консультироваться со специалистами.

· Специальные образовательные учреждения, центры реабилитации и отдельные специалисты должны быть доступны вашему ребенку как можно раньше, ведь именно так он получит больше возможностей для развития и компенсации своих нарушений.

· Постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Любой ребенок чувствует эмоции своих родителей. Если в них будет преобладать злость, обида, непонимание, это не лучшим образом скажется на его психологическом комфорте.

· Не забывайте об отдыхе. Хотя дети с особыми потребностями требуют больше внимания, чем обычные дети, отсутствие собственного личного времени может стать причиной эмоционального истощения родителей. Постарайтесь найти возможность проводить хотя бы несколько часов в неделю для себя и ни в коем случае не вините себя за желание отдохнуть – оно абсолютно естественно, а положительные эмоции родителей подарят комфорт и их ребенку.

Литература

1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302

2. Голиков, Н. А. Отношение к детям-инвалидам: реалии и перспективы [Текст] / Н. А. Голиков // Народное образование. - 2015. - № 3. - С. 47-54.

3. Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.

4. Инклюзивное образование в России//объединение ради детей. Юнисеф. Москва 2011.

5. Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 21-23 июня 2017 года / гл. ред. С. В. Алехина. – Москва, МГППУ, 2017. – 512 с. – Режим доступа: https://www.inclusive-edu.ru/wpcontent/uploads/2017/06/maket4.0-v-pechat.pdf

6. Инклюзивное образование: сборник статей / сост. М. Р. Битянова. – Москва: Библиотека журнала «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с. – Режим доступа: https://59313.edusite.ru/DswMedia/inklobrazovanie.pdf

7. История развития и состояние интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. Белявский Борис Викторович, зам. руководителя Центра дошкольного, общего дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО». – Режим доступа: https://toppref.ru/100577362.html

8. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. – Режим доступа:
https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste

 

Рязань, 2018



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: