Понятие местного самоуправления России.




Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством. Одним из важнейших принципов демократического общества, одной из форм народовластия современной России является местное самоуправление. С деятельностью органов местного самоуправления неизбежно сталкивается каждый житель нашей страны, поскольку муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их неотложных повседневных проблем.[7]

Местное самоуправление можно определить как самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление - разновидность местного управления и одновременно как бы антипод всякому управлению извне, поскольку это самоуправление. В той или иной местности может иметь место управление гражданами "сверху", через представителей каких-то структур публичной власти более высокой иерархии, и самоуправление граждан, входящих в местное сообщество. Местное самоуправление - самоорганизация местного сообщества и управление его внутренними делами[8].

По мнению А. Я. Слива: "Местное самоуправление - это власть человека, точнее человеческих сообществ, волею судьбы проживающих вместе. Место, где проходит повседневная жизнь человека, - это не планета­­, не страна от океана до океана и даже не составная часть федеративной России. Это конкретный город, район, село, посёлок. Это место, где люди просыпаются и ложатся спать, работают и растят детей, идут под венец и хоронят стариков. Местное самоуправление - это власть местных людей, избираемая ими самими и им подконтрольная. При этом, разумеется, всякая власть, в том числе и местная должна подчиняться закону"[9].

Согласно ст. 2 Европейской хартии местного самоуправления[10], принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции страны.

В Конституции Российской федерации имеется особая глава о местном самоуправлении, в которой сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления. Из Конституции также следует, что Федерация отдельным законом устанавливает общие принципы местного самоуправления.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов власти на местах. Конституция, признавая местное самоуправление в качестве необходимого элемента конституционной системы власти в государстве и обеспечивая его организационную обособленность и самостоятельность, устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, органы местного самоуправления не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы не вправе образовывать органы местного самоуправления, назначать их должностных лиц, отменять их решения (отмена данных решений возможна в судебном порядке). Организационное обособление местного самоуправления в общей системе управления обществом обеспечивается также и тем, что служащие органов местного самоуправления относятся законом к категории муниципальных служащих, а не государственных служащих, экономической основой деятельности местного самоуправления является не государственная, а муниципальная собственность и т.д.

Вместе с тем закрепляемый статьёй 12 Конституции РФ принцип организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в общей системе управления обществом и государством не означает, что органы местного самоуправления отделены от государства подобно религиозным объединениям. Органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в государстве, установленную Конституцией, и тесно взаимодействуют друг с другом. Органы местного самоуправления наделены публично-властными полномочиями: они вправе издавать правовые акты, им могут делегироваться отдельные государственные полномочия. Вместе с тем это не свидетельствует об их государственной природе, так как публичная власть, как указал в одном из своих постановлений Конституционный Суд Российской Федерации, может быть и муниципальной.

Признание Конституцией Российской Федерации организационного обособления местного самоуправления в системе публичной власти предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед населением. Пределы самостоятельности местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, их законами.

Конституция Российской Федерации, признавая самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, закрепляет гарантии финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления, самостоятельности определения структуры органов местного самоуправления, судебной защиты прав местного самоуправления и др. Права местного самоуправления, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть ограничены. Субъекты Российской Федерации, определяя на основе федерального законодательства правовую основу организации и деятельности местного самоуправления на всей территории, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.

Таким образом, признание Конституцией Российской Федерации местного самоуправления одной из основ Конституционного строя, необходимым элементом организации и осуществления власти в государстве, а также закрепление принципа организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий является важнейшей конституционной гарантией его развития в нашей стране.

Местное самоуправление - часть единой публичной власти народа, это самостоятельное и под свою ответственность (в том числе и материальную) решение вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, являясь органами публичной власти территориального коллектива, хотя государственные органы могут оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.

В ст. 12 Конституции Российской Федерации содержится формулировка, относящаяся к основам конституционного строя, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это конституционное положение, верное само по себе, сформулировано так, что оно говорит только о разделённости, но не упоминает о сотрудничестве, общих задачах органов государства и местного самоуправления, о единых целях и направлениях деятельности органов государства и местного самоуправления как разных формах единого целого - власти народа (ст. 3 Конституции РФ предусматривает, что власть народа осуществляется им как непосредственно, так и через органы: государственной власти и местного самоуправления).

Конституционные принципы самостоятельности местного самоуправления привели на деле не только к отделению местного самоуправления от государства, но и к отделению государства от самоуправления[11].

В настоящее время закладывается новая модель организации местного самоуправления в Российской Федерации. Во главу угла поставлены стабильность и единообразие базовых организационных основ построения местного самоуправления с сохранением возможности определения конкретных элементов взаимосвязей органов местного самоуправления между собой по решению самого местного сообщества - уставом муниципального образования. Наработанная практика со всей очевидностью демонстрирует необходимость установления организационных механизмов осуществления публичной власти местного самоуправления. Хотя местное самоуправление и не является видом государственной власти, и должно базироваться в своём функционировании на принципах, установленных законом, в том числе на принципе обеспечения системы сдержек и противовесов в деятельности органов местного самоуправления.

1.3 Конституционно-законодатель­ная основа самоуправления

Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя — свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства. Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление "пределов полномочий" едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции (п. "н" ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо.[12]

Правовую базу местного самоуправления определяет ст. 4 Закона 2003 г. Эта правовая база является многоуровневой. На первое место становятся международно-правовые документы. Это соответствует ч. 4 ст.15 Конституции РФ: "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Среди международно-правовых документов, непосредственно направленных на регулирование местного самоуправления, можно выделить Европейскую Хартию местного самоуправления. Данная хартия определяет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть гарантированны государствами её подписавшими.

Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала её 5 мая 1998 г. В случае противоречия любого положения российского законодательства Европейской Хартии должны применяться нормы Хартии.

Термин "местное самоуправление" относится к конституционным терминам - он используется во многих статьях Конституции России. Отдельная глава Конституции полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации (гл. 8). В данной главе устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного зна­чения, подлежит особой правовой охране со стороны государства. Статья 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах.

Среди федеральных конституционных законов нет таких, которые были бы направлены специально на регулирование местного самоуправления. Тем не менее, в определённых случаях для правового регулирования различных аспектов местного самоуправления могут использоваться отдельные положения некоторых из них.

Среди федеральных законов о местном самоуправлении наиболее важное место занимает Закон 2003 г. Данный Закон является рамочным и предусматривает принятие ряда других законодательных актов, как федерального, так и регионального уровня. Среди других федеральных законов, посвящённых различным аспектам организации местного самоуправления, можно выделить: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп. от 22 июня 1998 г.); Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 13 апреля 1999 г., 19 апреля, 25 июля 2002 г.).

На федеральном уровне регулирование местного самоуправления осуществляется и другими нормативными актами. Это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах урегулированы в самых различных актах федеральных министерств и ведомств. На уровне субъектов Федерации общие вопросы регулирования местного самоуправления обычно находят отражение в их конституциях и уставах. Так, например, организация местного самоуправления в г. Оренбурге содержится в Уставе города. В Уставе Оренбургской области вопросам местного самоуправления посвящена глава IV " Система местного самоуправления".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133) местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов; запрещается ограниче­ние кем бы то ни было прав местного самоуправления, установлен­ных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Фе­деральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления» дополняет указанный перечень обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного само­управления государственными органами и их должностными лицами, а также обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответ­ствующего муниципального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: