Содержание
Пояснительная записка………………………………………………3
Учебно-тематическое планирование………………………………..9
Содержание программы…………………………………………….11
Ключевые понятия и термины………………………………………13
Список литературы для учителя……………………………………14
Список литературы для обучающихся……………………………..15
Материально-техническое обеспечение ……………………………16
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана с учётом авторской программы общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюк. Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на 2012-2013 учебный год и рассчитана на 34 часа, исходя из количества учебных недель в году, для изучения в 4-ых классах (1 час в неделю). По содержанию и месту в учебном плане модуль «Основы светской этики» служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», а с другой предваряет изучение предмета «История» в 5-ом классе. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» учебный модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить обучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
|
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики обучающиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес обучающихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
|
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
|
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у обучающихся вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у обучающихся коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Реализация учебной программы обеспечивается, утверждённым списком учебников:
1. «Основы светской этики», учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2012г.
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя. М. «Просвещение» 2012г.
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей. М. «Просвещение» 2012г.
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». М. «Просвещение» 2012г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию курса ОРКСЭ:
1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1578-р.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
7. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 28.02.2012 №460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цели изучения учебного предмета:
· Дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
· формировать адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
· изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи курса:
· Развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
· укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;
· формирование качеств гражданина и патриота России;
· воспитание духовно-нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
Результаты освоения курса «Основы светской этики»
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, предметных и метапредметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· формирование семейных ценностей;
· становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Требования к предметным результатам:
· готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
· первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Требования к метапредметным результатам:
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Учебно - тематический план.
№ раздела | № урока | Содержание учебного материала | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 час | |||
1. | Россия – наша Родина | 1 час | 1 час | ||
II | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 часов | |||
1. | Что такое светская этика? | 1 час | 1 час | ||
2. | Мораль и культура. | 1 час | 1 час | ||
3. | Особенности морали. | 1 час | 1 час | ||
4. | Добро и зло. | 1 час | 1 час | ||
5. | Добро и зло. | 1 час | 1 час | ||
6. | Добродетели и пороки. | 1 час | 1 час | ||
7. | Добродетели и пороки. | 1 час | 1 час | ||
8. | Свобода и моральный выбор человека. | 1 час | 1 час | ||
9. | Свобода и ответственность. | 1 час | 1 час | ||
10. | Моральный долг. | 1 час | 1 час | ||
11. | Справедливость. | 1 час | 1 час | ||
12. | Альтруизм и эгоизм. | 1 час | 1 час | ||
13. | Дружба. | 1 час | 1 час | ||
14. | Что значит быть моральным? | 1 час | 1 час | ||
15. | Творческие работы учащихся. | 1 час | 1 час | ||
16. | Презентация творческих работ. | 1 час | 1 час | ||
III | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 13 часов | |||
1. | Род и семья – исток нравственных отношений. | 1 час | 1 час | ||
2. | Нравственный поступок. | 1 час | 1 час | ||
3. | Золотое правило нравственности. | 1 час | 1 час | ||
4. | Стыд, вина и извинения. | 1 час | 1 час | ||
5. | Честь и достоинство. | 1 час | 1 час | ||
6. | Совесть. | 1 час | 1 час | ||
7. | Богатырь и рыцарь как нравственный идеал. | 1 час | 1 час | ||
8. | Джентльмен и леди. | 1 час | 1 час | ||
9. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 час | 1 час | ||
10. | Этикет. | 1 час | 1 час | ||
11. | Семейные праздники. | 1 час | 1 час | ||
12. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 час | 1 час | ||
13. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 час | 1 час | ||
IV | Духовные традиции многонационального народа России. | 4 часа | |||
1. | Подготовка творческих проектов. | 1 час | 1 час | ||
2. | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 час | 1 час | ||
3. | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | 1 час | 1 час | ||
4. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) | 1 час | 1 час | ||
ИТОГО | 34 часа | 26 час. | 8 часов |
Содержание программы.
Раздел I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
1. Россия – наша Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы.
Раздел II. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
2. Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. История этикета. Этикет в современной жизни. Правила этикета в общении с людьми.
3. Культура и мораль. Что такое светская культура, мораль, этика. Взаимосвязь культуры и морали.
4. Особенности морали. Гуманизм, стыд, правда, совесть – общечеловеческие ценности.
5. Добро и зло. Добро и зло как основные этические понятия. Справедливость, коварство, милосердие, доброжелательность.
6. Добродетели и пороки. Кто такие добродетели и порочные люди. Поступки и проступки. Чувство собственного достоинства. Герои русских сказок.
7. Свобода и моральный выбор человека. С чего начинается мораль, нравственность. Где начинается и завершается свобода. Ситуация морального выборы. Моральный конфликт.
8. Свобода и ответственность. Социальные нормы, моральный контроль, критерии морального поведения. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
9. Моральный долг. Долг общественный, долг моральный. Моральная обязанность.
10. Справедливость. Моральные правила справедливого человека.
11. Альтруизм и эгоизм. Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм.
12. Дружба. Добродетельные отношения. Межличностные отношения. Взаимопомощь, бескорыстность, верность, толерантность.
13. Что значит быть моральным? Моральные нормы. Свобода. Моральный выбор. Идеалы.
Раздел III. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (13 часов).
14. Род и семья – исток нравственных отношений. Семейные традиции. Семейный архив. Род. Семья. Фамилия. Родословная.
15. Нравственный поступок. Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. Помыслы и поступки.
16. Золотое правило нравственности. Учения Конфуция.
17. Стыд, вина и извинения. Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. Извинение.
18. Честь и достоинство. Честь. Достоинство. Кодекс чести.
19. Совесть. Совесть. Свобода совести. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. Человеческая совесть – что это.
20. Богатырь и рыцарь как нравственный идеал. Кто такие богатыри и рыцари? Правила честного поединка. Их нравственные идеалы.
21. Джентльмен и леди. Джентльмен. Леди.
22. Образцы нравственности в культуре Отечества. Культура России. Патриот. Защитник отечества.
23. Этикет. Правила этикета. Традиции гостеприимства, манеры.
24. Семейные праздники. Праздник. Подарок.
25. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.
26. Любовь и уважение к Отечеству. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Категории любви. Любовь – основа нашей жизни.
Раздел IV. Духовные традиции многонационального народа России. (4 часа)
27. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
28. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг» и т.д.
29. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.