Исходя из подхода к пониманию качества образования можно выделить следующие блоки показателей качества:
1. Состояние материально технической базы дистанционного обучения;
2. качество учебных программ;
. качество студентов;
. качество инфраструктуры;
. качество знаний;
. внедрение процессных инноваций;
. востребованность людей обучившихся по дистанционному обучению;
. конкурентоспособность людей обучившихся по дистанционному обучению.
Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок, характеристики компьютеров и сетевого оборудования.
Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.
В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний - студент.
Именно для него разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве студента. Студент является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество студента можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
· знания, полученные при дистанционном обучении;
· знание компьютера;
· владение иностранным языком;
· желание учиться;
· интеллект;
· духовность;
· одаренность
· память
· настойчивость
· работоспособность
· наблюдательность
· планирование карьеры
Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У студентов-дистанционников она очень велика, они осознают, что в дистанционном образовании результат зависит от них самих больше, чем при очном обучении. Это отчасти компенсирует недостаток живого учебного общения. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не корочек.
|
Таким образом, дистанционный вариант получения образования так же, как и заочный или экстерновый, выбирает сам студент.
Качество знаний определяется их фундаментальностью глубиной и востребованностью в работе обучения.
Все перечисленные показатели не поддаются количественной оценке и могут быть рассчитаны как альтернативные показатели, а также путем бальных оценок.
Конкурентоспособность выпускников на рынке труда отражают показатели:
1. продолжительность времени трудоустройства на работу по специальности после окончания обучения;
2. количество человек, получивших работу по специальности в общей численности обученных при дистанционном обучении.
Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.
Применяемые технические средства также определяют качество образования. Технические средства, используемые студентом самостоятельно при изучении дисциплины в условиях отсутствия преподавателя, приобретают важное значение. Особенно мультимедийные технологии. Цена обучения в условиях экономического кризиса приобретает первостепенную важность. Это подтверждает "бум" приема в негосударственные вузы по низкой цене, в 2-3 раза дешевле, чем в государственных вузах. Цена обучения связана с уровнем жизни населения, региональным расположением учебного центра и объемом услуг. В условиях рыночного спроса и предложения она также влияет на качество обучения. Учиться дистанционно намного легче и комфортнее, чем на очной форме обучения что расслабляет. Учишься, когда захочешь и сколько захочешь. С точки зрения удобства и комфортности - да. Но это, скорее всего недостаток, особенно если сравнить с условиями, в которых проходят очные занятия во многих современных российских вузах. А вот учебная дисциплина при дистанционном обучении - понятие гораздо более конкретное, чем при очных занятиях. В том числе и потому, что студент четко осознает следующее: его успехи в большой степени зависят как раз от соблюдения учебной дисциплины. Есть достаточно жесткий график учебной отчетности, контролей, общения с преподавателем и администрацией программы. С другой стороны, вместо 5-6 предметов в семестр можно брать 2-3 и благодаря этому учиться не 4-5 лет, а 6-8.
|