МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
По направлению подготовки 03030001.62 Психология
Калуга 2014
Балакина Е.Е.
Контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине «АНАТОМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ». – Калуга: КФ МГЭИ, 2014. – 18 с.
Одобрено кафедрой Менеджмента и маркетинга. Протокол заседания кафедры от 11 декабря 2013 г.
№ 10. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института Калужского филиала направления подготовки080200.62Менеджмент.
© Московский гуманитарно-экономический институт Калужский филиал, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации ------------------------------------ | |
Варианты контрольных заданий ---------------------------------- | |
Контрольные вопросы к экзамену -------------------------------- Учебно-методические и информационное обеспечение дисциплины ----------------------------------------------------------- |
Методические рекомендации
Целью выполнения контрольного задания является углубление и закрепление знаний, полученных в процессе изучения курса «Анатомия центральной нервной системы». При выполнении контрольного задания студенты должны продемонстрировать умение работать с базовой и дополнительной (в том числе периодической) литературой, делать выводы на основе систематизации и анализа собранного материала.
Контрольное задание состоит из трех частей: два теоретических задания и тестового задания на знания материала и умение его использовать в различных управленческих ситуациях.
Титульный лист контрольной работы имеет стандартное оформление (электронный носитель).
|
Вопрос с заданием переписывается с указанием номера. Делается двойной отступ (интервал) и излагается суть ответа.
Ответы на теоретические вопросы должны состоять из введения, основной части, заключения и списка литературы. Теоретические положения должны быть аргументированы и, если это необходимо, проиллюстрированы примерами или графическими материалами.
Изложение материала осуществляется в сжатой форме, для чего необходимо изучение теоретического материала по теме и его концентрирование по теме вопроса. Начинать изучение лучше всего с основной литературы списка литературы. Приветствуется использование средств (серверов) Internet, а также электронных и печатных журналов по вопросам управления. Материал статей включается в работу тезисно, толь по существу самого задания. Журнал заносится в список используемой литературы.
При работе с тестом студенту необходимо выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, обводя его в кружочек. Дать письменное пояснение к выбранной альтернативе ответа, обосновав свой выбор, приведя доводы и аргументы. При этом необходимо установить логическую связь между альтернативой и главными тезисами вопроса. Возможно сопоставление между собой вариантов, путем выбора от противного. Подбирается более точный ответ на поставленный вопрос с менее размытой сущностью.
Цель практической части – проверить умение студента работать с теоретическими, а так же применять полученные знания при решении практических задач.
Объем контрольного задания – 15-18 страниц машинописного текста, по 5 страниц на вопрос. Контрольное задание должно быть написано четким профессиональным языком, при этом должна проявляться логика и последовательность в изложении материала. Не допускается дословное переписывание текста используемых источников, а также использование не принятых сокращений или выражений.
|
При оформлении в электронном виде, пользоваться редактором Microsoft Word, doc; шрифт 14 (12); рамки: правая – 3 см, левая – 2 см, верхняя – 2 см, нижняя – 2 см. Одиночный междустрочный интервал. Текст форматируется по центру. Переносы в тексте – в автоматическом режиме. Номер страницы размещается внизу по центру.
Работа, не отвечающая требованиям, возвращается на доработку. Типичные ошибки: не раскрыт один из вопросов задания, использован только один источник, неправильно оформлена работа: нет списка литературы, работа не подписана, не оформлен титульный лист.
Предлагается 25 вариантов контрольных заданий. Выбор варианта контрольного задания осуществляется в соответствии с номером студента в списке учебной группы. Если в группе более 25 студентов, то студент под номером 26 выполняет вариант №1, студент под номером 27 - вариант №2 и т.д.
Варианты контрольных заданий
Вариант № 1.
1. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.
2. Этапы развития нервной системы в филогенезе.
3. Тест. Нервна система человека состоит из:
а) центральной и периферической;
б) головного и спинного мозга;
в) центральной и соматической;
г) симпатической и парасимпатической.
|
Вариант № 2.
1. Внутреннее строение спинного мозга.
2. Первичная дифференциация клеток нервной системы в ходе эмбрионального развития.
3. Тест. Центральная нервная система человека обладает конструкций:
а) дилатерально – асимметричной;
б) билатерально – симметричной;
в) медиально – симметричной;
г) центрально – периферичной.
Вариант № 3.
1. Васкуляризация головного мозга – артериальное кровоснабжение поверхностей больших полушарий.
2. Развитие головного мозга в онтогенезе.
3. Тест. Специальные клетки, выстилающие внутренние полости головного и спинного мозга, называются:
а) шванновские;
б) астроциты;
в) эпендимные;
г) макрофаги.
Вариант № 4.
1. Строение мозжечка (cerebellum).
2. Филогенетическое становление спинного мозга (medulla spinalis).
3. Тест. Разветвления аксона в средней части называется:
а) синапс;
б) аксонный холмик;
в) колатераль;
г) перехват Ранвье.
Вариант № 5.
1. Морфологическое строение головного мозга (encephalon).
2. Тройничный нерв (n. trigeminus).
3. Тест. Схождение нервных окончаний к отдельному нейрону обозначается как:
а) конвергенция;
б) дивергенция;
в) иерархизация;
г) интеграция.
Вариант № 6.
1. Ромбовидная ямка и желудочки мозга.
2. Крестцовое сплетение (plexus sacralis).
3. Тест. Клетки, осуществляющие миелинизацию нейронов центральной нервной системы:
а) эпендимные;
б) олигодендроциты;
в) астроциты;
г) фагоциты.
Вариант № 7.
1. Вегетативная нервная система.
2. Белое вещество полушарий головного мозга.
3. Тест. Расположить отделы спинного мозга в порядке их следственном спинного тяжа:
а) крестцовый;
б) грудной;
в) поясничный;
г) шейный.
Вариант № 8.
1. Оболочки головного мозга.
2. Блуждающий нерв – Nerws vagus.
3. Тест. Наружная оболочка спинного мозга:
а) паутинная;
б) твердая;
в) мягкая;
г) надкостница.
Вариант № 9.
1. Гипоталамус и гипофиз.
2. Особенности строения головного мозга человека.
3. Тест. Средней оболочкой спинного мозга является оболочка:
а) мягкая;
б) паутинная;
в) твердая;
г) сосудистая.
Вариант № 10.
1. Лицевые нервы и их роль в мимике.
2. Спинномозговые нервы (n. spinales): корешки и волоски.
3. Тест. Краевой конец спинного мозга, рудимент каудального конца спинного мозга, который еще содержит нервную ткань, называется:
а) срединная щель;
б) задний корешок;
в) конус;
г) терминальная нить.
Вариант № 11.
1. Зрительный нерв.
2. Понятие «сегмент спинного мозга» и его роль в рефлексе.
3. Тест. Щелевое углубление по поверхности спинного мозга называется:
а) срединная щель;
б) срединная борозда;
в) боковая борозда;
г) извилина.
Вариант № 12.
1. Зрительный нерв.
2. Понятие «сегмент спинного мозга» и его роль в рефлекторной дуге.
3. Тест. Участок спинного мозга, который соответствует двум пирам корешков, называется:
а) промежуточная борозда;
б) рога;
в) сегмент;
г) спинномозговой нерв.
Вариант № 13.
1. VII пара черепных нервов.
2. Строение серого вещества спинного мозга.
3. Тест. Выросты серого вещества на поперечном разрезе спинного мозга, называется:
а) сегменты;
б) стволы;
в) канатики;
г) рога.
Вариант № 14.
1. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ячейку.
2. Средний мозг (mesencephalon).
3. Тест. Передние рога спинного мозга образованы:
а) чувствительными нейтронами;
б) вегетативные нейтронами;
в) двигательными нейронами;
г) ассоциативными нейронами.
Вариант № 15.
1. Промежуточный мозг (diencephalon).
2. Этапы изменения головного мозга в антропогенезе.
3. Тест. Тракт, который обеспечивает передачу двигательных импульсов от коры больших полушарий к передним рогам спинного мозга, называется:
а) пирамидный;
б) афферентный;
в) экстрапирамидный;
г) покрышечно – спинномозговой.
Вариант № 16.
1. Задняя (дорсальная) и передняя (вентральная).
2. Слои коры полушарий головного мозга.
3. Тест. Ветви спинномозговых нервов, которые иннервируют оболочку спинного мозга, называется:
а) миненгиальные;
б) передние;
в) задние;
г) соединительные.
Вариант № 17.
1. Борозды, разделяющие доли полушарий большого мозга.
2. Синусы твердой мозговой оболочки.
3. Тест. К стволу мозга относится: 1) базальные ганглии; 2) продолговатый мозг; 3) мозжечок; 4) мост; 5) средний мозг. Выберите правильный ответ:
а) 1, 2, 3;
б) 2, 3, 4;
в) 2, 4, 5;
г) 3, 4, 5.
Вариант № 18.
1. Строение периферической нервной системы.
2. Глазодвигательный нерв (n. oculomotorius).
3. Тест. Переднюю часть мозга принято называть:
а) дорсальной;
б) вентральной;
в) дистальной;
г) базилярной.
Вариант № 19.
1. Плечевое нервное сплетение.
2. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
3. Тест. Зубчатое, пробковидное и шаровидное ядра относятся к:
а) стволу мозга;
б) мозжечку;
в) продолговатому мозгу;
г) базальным ганглиям.
Вариант № 20.
1. Пояснично-крестцовое нервное сплетение.
2. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.
3. Тест. Кора мозжечка включает:
а) два слоя;
б) четыре слоя;
в) три слоя;
г) пять слоев.
Вариант № 21.
1. Проводящие пути спинного мозга.
2. Нейрон – нервная клетка.
3. Тест. Борозды полушарий делят дорсальную и латеральную поверхности на:
а) четыре доли;
б) три доли;
в) пять долей;
г) шесть долей.
Вариант № 22.
1. Ретикулярная формация.
2. Варолиев мост.
3. Тест. Волокна, соединяющие полушария головного мозга, называются:
а) афферентными;
б) комиссуральными;
в) эфферентными;
г) проекционными.
Вариант № 23.
1. Медиаторы нервной системы.
2. Локализация функцией в коре больших полушарий.
3. Тест. Пятая пара черепных нервов называется:
а) лицевая;
б) глазо – двигательная;
в) тройничная;
г) отводящий.
Вариант № 24.
1. Исследование головного мозга человека методом магнитно – резонансной томографии.
2. Строение вестибулярного аппарата и его связь с головным мозгом.
3. Тест. В ямке турецкого седла черепа находится:
а) эпифиз;
б) передняя слойка;
в) гипофиз;
г) гипоталамус.
Вариант № 25.
1. Строение сетчатки глаза, зрительного нерва и его связь с головным мозгом.
2. Ассиметрия полушарий головного мозга человека.
3. Тест. Подкорковыми центрами слуха на уровне среднего мозга являются:
а) нижние холмики;
б) таламус;
в) верхние холмики;
г) коленчатые тела.
Контрольные вопросы к экзамену
1. Отдел центральной нервной системы.
2. Клетка – основная единица нервной ткани.
3. Глия: микроглия, олигодендроглия, астроглия.
4. Суть процесса миелинизации.
5. Строение нейрона.
6. Аксоны и дендриты в передаче нервного импульса.
7. Возбуждение нейрона, потенциал действия.
8. Строение и функционирование К Na каналов мембраны.
9. Роль мембраны нервных клеток в передаче импульса.
10. Особенности передачи импульса по миелинизированным нервным волокнам.
11. Устройство синапса.
12. Последовательность событий в ходе возбуждения на уровне мембранных процессов нервных клеток.
13. Процессы торможения и возбуждения на уровне мембранных процессов нервных клеток.
14. Центральная и периферическая нервная система.
15. Внутреннее строение центральной нервной системы: белое и серое вещество.
16. Основные отделы спинного мозга.
17. Оболочки спинного мозга.
18. Внутреннее строение спинного мозга.
19. Передние и задние корешки спинномозговых нервов.
20. Основные отделы головного мозга.
21. Стволовая часть головного мозга.
22. Продолговатый мозг.
23. Мост (варолиев мост).
24. Морфологическое строение мозжечка.
25. Средний мозг.
26. Промежуточный мозг.
27. Гипоталамус и гипофиз.
28. Полушария головного мозга.
29. Зоны коры больших полушарий и функции за которые они отвечают.
30. Строение коры больших полушарий.
31. Черепно – мозговые нервы.
32. Лимбическая система.
33. Симпатическая и парасимпатическая вегетативная нервная система.
34. Филогенез нервной системы.
35. Онтогенез нервной системы.
Учебно-методические и информационное обеспечение дисциплины
А) Основная литература:
Макаров В.А., Лаврова В.А. Анатомия и физиология центральной нервной системы: Учеб. пос..- М.: МГЭИ, 2002.-304 с.
Б) Дополнительная:
1. Атлас нервной системы человека: строение и нарушение. - / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – М.: ПЭР СЭ, 2001.-72 с.
2. Гусев А.С., Сергеев Ю.П. Анатомия: с основами гистологии и эмбриологии/под ред. В.М. Годинова.-М.: «Медицина», 1966.-311 с.
3. Крылова Н.В., Искренко И.А. Мозг и проводящие пути. Анатомия человека в схемах и рисунках. Атлас. – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2001-97 с.
4. Крылова Н.В., Искренко И.А. Черепные нервы. Анатомия человека в схемах и рисунках. Атлас- пос.-3 изд.-М.: Изд-во Российского университета дружбы народов., 1999.-75 с.
5. Привес М.Г., Лысенко Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.-СПБ.: Гиппократ, 2000.-704 с.
6. Савельев С.В. Сранительная анатомия нервной системы позвоночных.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011-272 с.
7. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека.-М.: ООО «AREA XVII». 1996