Поселок Троицкий возник в нашей местности в середине 18-го века одновременно с постройкой Кидашского или Верхне-Троицкого завода, а в последствии Нижне-Кидашского или Нижне-Троицкого медеплавильного завода. Все поселение в те времена называлось заводом и все люди села были заводскими рабочими-работными людьми.
Село Троицкое по преданию было основано в Духов день и названо в честь Святой Троицы. А места здесь были заповедные, дикая природа, непуганая птица и
дичь, непроходимые леса, непролазные болота в поймах рек, человек лишь случайно мог оказаться в этих необжитых местах, охотник или рыболов. Местные жители- башкиры избегали таких мест, им по душе были степные просторы, просторные пастбища и луга.
Вообще, русское население появилось здесь задолго до возникновения медеплавильных заводов.
Часть переселенцев перебралась сюда из поселка Городец - на Волге, с новгородской земли, считается по общеизвестной легенде, что и название местности и местной речки Кидаш-Китеж они вынесли из своих родных мест.
Переселенцы привнесли с собой и свою старую веру, в то далекое время все они были староверами.
Другая часть русских переселенцев, в поисках лучшей жизни, пришла в наши края от холодных берегов Белого и Баренцева моря, они были в свое время сосланы туда царем Иваном Грозным, за «непослушание царской воли митрополиту Никону».
Все они были старообрядцами и среди народа звали их «поморами» или «поморцами». Такие социально-
религиозные группы существуют в нашем селе до сих пор, а в те времена это было строжайшее клановое разделение со своим жизненным укладом и полным непринятием представителей другой веры, даже семьи создавались строгое единоверцами, сидеть со «щепотником» за одним столом и есть из одной посуды- считалось большим грехом. Грешно было, курить, пить вино и брить бороду и учить детей грамоте. В свое
|
время староверы не позволили строить в Нижне-Троицке школу и церковь, которую собирались
построить на месте детского сада, был даже завезен весь материал для постройки. В селе действовали вплоть до середины 20-го века два молельных староведческих дома (часовни) на Шуртанской улице и в переулке между Шуртанской и Жарской. Первоначальные поселения этих переселенцев были весьма разрознены, жили уединенно в местных непроходимых лесах по заимкам и урочищам, кормились,в основном, охотой, рыболовством, занимались сбором меда диких пчел, грибов и ягод.
На строительство Нижне-Троицкого медеплавельного завода приказчиком заводовладельца Осокина Петром Заевым в 1758 году было вывезено 20 семей крепостных крестьян, в те времена крестьян можно было купить, выиграть в карты, обменять на собак, вывезенные семьи были выходцами из Новгородской губернии и они же основали первую улицу села- Шуртанскую (ныне Карла-Маркса). По существовавшему преданию название улице дали в честь родной и дорогой их памяти родных мест-речки Шурты или Шуртан.
В дальнейшем в село и на завод добровольно, или в принудительном порядке стали переселяться окрестные переселенцы староверы, зачастую их
просто вылавливали в лесах, причисляя к беглым каторжникам и включая в число заводских людей. Во времена пугачевского восстания заводские крепостные приняли деятельные участия в народных волнениях.
|
Были изгнаны ненавистные приказчик и управляющий, сожжены долговые расписки, пытались наладить даже отливку пушек. Но восстание было подавлено и на заводе воцарился еще более жестокий крепостной гнет.
В селе улица Шуртанская в то время было единственным местом где можно было более менее сносно строиться, остальная местность представляла собой заросшее ивняком и камышом болото, совершенно непригодное место для жилья, сейчас трудно представить отсутствие застроенных улиц
Ленина, Чапаева, Красноармейской, Кирова, Володарского, Матросова.
Люди тогда жили в примитивных домах – полуземлянках. Для постройки такого жилья – копалась яма, над ней рубился сруб из нескольких
венцов бревен, все это накрывалось накатным настилом из бревен или плах с промазкой глиной и покрытием дерном. Внутри сооружались лежаки для отдыха и полки для хранения домашней утвари и запасов продуктов, отапливались такие жилища «по черному» - для чего сооружались печки из камня с отводом дыма в прорубленное оконце в стене. Такое жилье было довольно теплое зимой и прохладное в жару, защищало от дождя, но в нем было сыро, темно и крайне убого.
Крестьянам - переселенцам давали время на обустройство жилья, а после этого они трудились вес световой день на хозяина, работы было – через край, нужно было строить завод, возводить плотину пруда и для всего этого готовить материал, ломать и тесать известковый камень, заготавливать бревна на сваи, изготавливать и обжигать кирпич, готовить известь. В
|
дальнейшем, с пуском завода, нужно было разрабатывать рудники и жечь древесный уголь.
Все это делалось в нечеловеческих условиях, вручную и перевозилось по бездорожью, на место работ.
Требовалось много рабочей силы и лошадей. За малейшую провинность или оплошность в работе приказчики и надзиратели нещадно наказывали крепостных, за прогул, опоздания на работу и невыполнение нормы рабочих кроме денежного начета подвергали порке розгами. Недолог был век работных людей, редко кто доживал до 40 лет.
Село при заводе расширялось, появилось еще одна улица – Жарская (теперь Октябрьская). Название
произошло от слова жар, жаром называли шлак остающийся от спекания пустой породы медной руды, шлаком мостили болотистый конец улицы,
примыкавшей к пруду. Речку Кидаш, которая в то время протекала по местности занимаемую сейчас улицей Ленина, передвинули южнее к холмам, и болотистое место началось осваиваться. Среди рабочих находились люди, которые не мирились с существующим положением и условиями работы, они бунтовали, таких людей с семьями ссылали на выселки, такое место в селе было в районе ныне существующей улицы Красноармейской, тогда это было топкое, нездоровое место, с комарами, гнусом и
разной болотной нечистью. От старого названия улицы осталось слово по другому- Болгаза, в старое время понятие бунтовать, идти всем наперекор называли однозначно – «булгазить».
Еще одна достопримечательность в селе – это «Девичья гора», там где сейчас находиться телетранслятор,
Есть несколько версий – почему она так называется, самая простая это та, что в старые времена на этой горе проводились народные гуляния, в частности девушки, водили хороводы, в честь проводов зимы и встречи весны, так как снег сходил с этой горы в первую очередь. И еще по одной версии-легенде
утверждается, что на этой горе когда-то жил в полном одиночестве старик, святой человек, в прошлом великий грешник, который всю последующую жизнь каялся, неимоверно истязая себя, сказывали, что большую часть жизни он провел в гробу и воздалось ему за это и водились за ним разные чудесные дела для убогих и страждущих, а звали его Дей или Деич.
Много старинных имен и названий разных мест в нашей округе осталось с той поры, связаны они или с видом деятельности человека или конкретно с его именем, эти имена и названия народ хранит до сих пор
в своей памяти и не теряет. Есть в окрестностях и
«Марьина долина» и «Воровской ключ» и «Агеева гора» и «Вшивый бугор». Лога, так назывались впадины между холмами, остались с той поры – Тонков, Карлинский, Челноков, Черепанов, Казенный и другие. У всех их свои истории, легенды,свои назначения. Протекавшие по логам ручьи и речки были более более полноводными.
Кроме Кидаша в нашей местности существовали речка Карла, от которой остался один ручеек и речка Стивинзя, в каждой речке и ключе водилось несметно
количество рыбы, включая редкие и ценные породы рыб такие как хариус и форель (местное название-пеструха). Изобиловал рыбой и местный пруд – особая
достопримечательность поселка, настоящая жемчужина в обрамлении изумрудных холмов.
Время шло, запасы медной руды на рудниках истощились и завод, который проработал почти девяносто лет, пришлось закрыть и в 1852 году предприятие было переоборудовано в суконную фабрику.
Хозяином тогда был известный в России промышленник Бенардаки Д.Е. Очень деловой и предприимчивый, не чуравшийся меценатства, он видел перспективность развития суконного производство в нашем крае.
Население в селе стало лучше жить, появились рубленые избы, крестовые и пятистенные, с крышами из соломы, лубка, а у зажиточных – из теса. Село разрасталось, появилась улица Новая расположившаяся вдоль пруда, сейчас это верхняя часть улицы Ленина, Ленточка - в наше время улица Фрунзе.В1861г., в связи с отменой крепостного права у
жителей появились свои земельные наделы, с нарезкой до одной десятины на живую душу. На землях сеяли зерно, сажали картофель (как здесь называли – «картофь») капусту, бахчи и другое. Население становилось более независимым от фабричной администрации, в селе загудел по выходным дням базар, торговые ряды протягивались на сотни метров, на торговлю приезжали из других уездов и окрестные башкиры.
Но основное занятие для жителей села был труд на суконной фабрике, труд был почти весь ручной, очень
тяжелый и непроизводительный.
На фабрике работали практически все мужчины села, обычно отец ткач приводил с собой на работу сына с 10 лет и он работал у него шпулевщиком, женщины в основном занимались домашним хозяйством и детьми.
В селе появились мельницы, торговые лавки, винные лавки, в конце поселка там где сейчас ул. Чапаева мыли шерсть, место называлось – Мойка, там же была пилорама и кирпичный завод. Шерсть возили мыть на Мойку, а готовый товар сукновалы валяли и мяли на мельницах.
В гражданскую войну боевые действия прокатились по всей округе, были здесь и белочехи и казаки, село занимали части дивизии Чапаева и белогвардейцы Колчака, фабрика в это смутное время не работала, оборудование частично было вывезено под Самару, запчасти и оснастку попрятали по лесным логам. В 1927 году село Нижне-Троицкое было переименовано в рабочий поселок.
Первым советским председателем сельсовета был Неклеенов Осип Александрович, участник гражданской войны, местный житель.
Поселок разрастался, появились новые улицы: Козий
поселок (ул. Матросова, Северная). Банновка (ул. Кирова). Забегаловка (ул. Тельмана). Заречная (ул. Ленина – от фабрики до выезда) позже эта улица называлась – Чирковская, Сталина.
В 1926 году на фабрике, а затем и в поселке появилось электрическое освещение от фабричного парового генератора, вскоре провели и проводное радио. В поселке работала парикмахерская, швейная мастерская, появились магазины, баня, детский сад, средняя школа, больница с родильным отделением и небольшой операционной.
Предмет особой гордости – первый в районе дом культуры на 250 посадочных мест. Строили дома для рабочих, первый кирпичный дом на 3 этажа был построен в 1929 году (Матросова44).
Строили бревенчатые дома и бараки. Нужно было много жилья, на фабрику требовалась рабочая сила из других мест.
Дороги вымащивали камнем и шлаком, лишь в 60-е годы начали класть первый асфальт. В 1958 году в поселок провели природный газ, сначала на газ перевели фабричную котельную топившуюся до этого дровами и углем, затем начали газификацию жилых домов.
Построили целый микрорайон многоэтажных жилых домов, очистные сооружения для поселка и фабрики, пионерский лагерь.
Много нового появилось в поселке, люди трудились улучшая свою жизнь, менялись поколения, рождались новые люди, новые песни, новые истории.
Продолжение следует….