Нарушение синтаксических норм может происходить на уровне словосочетания, предложения, текста.




Вопрос 12. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке.

Большинство иноязычных слов, вошедших в общенародный язык, фонетически уже освоены русским языком, и их произношение ничем не отличается от слов исконно русских. Однако некоторые из них - технические термины, слова науки, культуры, политики, собственные имена - все еще выделяются своим произношением.

В ряде слов иноязычного происхождения в первом и втором предударных слогах сохраняется ясный нередуцированный звук [о]: б [о] а, б[о]монд, б[о]рдо, к[о]ктейль, [о]азис, [о]тель, д[о]сье, б[о]леро. Гласный [о] произносится в некоторых словах и в заударном положении: вет[о], кред[о], авиз[о], ради[о], кака[о], ха[о]с.
Нередуцированный звук [о] сохраняется в безударном положении во многих иностранных собственных именах: Б[о]длер, В[о]льтер, 3[о]ля, Ш[о]пен, М[о]пассан и др. Однако таких случаев сравнительно немного. В большинстве слов иноязычного происхождения о и а в безударном положении произносятся в соответствии с общими нормами, т.е. несколько ослаб- ленно, с редукцией: [б/\]кал, [б/\]стон, [к/\]нцерт, [б/\]таника, [к/\]стюм, [пр/\]гресс, [р/\]яль. В словах, прочно вошедших в русский язык, согласные перед буквой Е произносятся мягко.

Неверно произносить твердые согласные перед Е в таких словах, как аффект, бассейн, берет, конкретный, корректный, кофе, музей, Одесса, пионер, профессор, тема, фанера, эффект.

Однако в ряде случаев перед Е все же отмечается произношение твердых согласных. Эта норма относится прежде всего к зубным согласным [т], [д], [н], [с], [з], [р].
Твердый [т] произносится в таких словах, как адап[тэ]р, ан[тэ]нна, анти[тэ]за, а[тэ]изм, а[тэ]лье, бифш[тэ]кс, о[тэ]ль, с[тэ]нд, эс[тэ]тика и др.

В ряде географических названий и имен собственных тоже следует произносить твердый [т]: Амс[тэ]рдам, Гва[тэ]мала, Воль[тэ]р. Сохраняется произношение твердого [т] в иноязычной приставке -интер: ин[тэ]рнационализм, ин[тэ]рвью, ин[тэ]рпретация.
Твердый [д] произносится в словах: вун [дэ]ркинд, [дэ]кольте,
[дэ]льта, [дэ]нди, ко[дэ]кс, кор[дэ]балет, мо[дэ]рн, [дэ]-юре, [дэ]-факто, мо[дэ]лъ и др.
В трудных случаях следует обращаться к орфоэпическим словарям.

Вопрос 37. Нарушение грамматических (синтаксических) норм при построении сложного предложения (нарушение порядка следования частей сложноподчиненного предложения; ошибки в предложениях с прямой и косвенной речью).

Синтаксис изучает строй связной речи. Как известно, основная функция языка – выражать мысли. Если фонетика, лексика, морфология рассматривают отдельные элементы языка, то синтаксис изучает те единицы, ради создания которых и существуют звуки, слова и морфемы, формирующие словоформы. Единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и предложении разнообразны. Прежде всего, это окончания, с помощью которых оформляется связь всех изменяемых слов. Связь между словами осуществляют предлоги и порядок слов, средством синтаксических отношений на уровне предложений (но не словосочетаний) служит интонация, а также союзы и частицы.

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием языковых средств, благодаря чему в речи возможно использовать различные по структуре типы предложений, употреблять параллельные синтаксические конструкции, находить различные способы актуализации отдельных частей высказывания, то есть делать выбор той или иной синтаксической модели в зависимости от сферы, целей и характера высказывания. Однако этим разнообразием и богатством нужно умело пользоваться. Каждый носитель языка должен помнить о правильности построения синтаксической конструкции, о необходимости выбора синтаксических средств выражения соотносительных значений и, наконец, о точности и коммуникативной обусловленности использования синтаксических средств речи. Все это и определяют синтаксические нормы. Они регулируют образование словосочетания и предложения, определяют способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях, а именно – координацию форм подлежащего и сказуемого, согласование определений и приложений, правила управления, а также не допускают нарушения порядка слов в предложении, отступления от правил построения предложений с деепричастным оборотом, неправильного использования союзов и порядка следования частей сложного предложения, нарушений при прямой речи и косвенной.

Нарушение синтаксических норм может происходить на уровне словосочетания, предложения, текста.

Встречаются в текстах и ошибки, связанные с на­рушением порядка следования частей сложноподчи­ненного предложения. Необходимо помнить, что поря­док следования частей сложноподчиненного предложе­ния разных типов различен: он может быть свободным и несвободным, строго закрепленным. Это зависит от структурно-семантических особенностей всего предло­жения. Так, например, придаточные части, прикреп­ляемые союзами ибо, потому что, благо, так что, могут стоять только после главной части. Нарушение этого правила приведет к ошибке: Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

Может возникнуть ошибка, связанная с неправиль­ным расположением частей в сложноподчиненном пред­ложении с определительным придаточным предложе­нием. Определительное придаточное предложение сле­дует помещать только после определяемого имени су­ществительного. Нарушение этого порядка расположе­ния частей может привести не только к грамматико-стилистическим ошибкам, но и к фактическим неточ­ностям, к двусмысленности высказывания, которая воз­никла, например, в предложении: Каждый тракто­рист закреплен за определенным трактором, который следит за его состоянием. Следует написать: Каждый тракторист закреплен за определенным трактором и следит за его состоянием. Случается, что иногда оши­бочно пропускают местоимения в главной части слож­ноподчиненного предложения в тех случаях, когда это местоимение конструктивно обязательно. Например, в предложении: Он недолюбливал, которые слишком бой­ко вели себя (пропущенное местоимение тех конст­руктивно обязательно).

Другая распространенная ошибка — неправильный выбор подчинительного союза, не соответствующего смысловым значениям предикативных частей: Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянула девушка (когда в дверь...).

Нарушения синтаксических норм случается и при использовании прямой и косвенной речи. Назначение прямой речи - передавать чужие слова, а также свои слова, раннее сказанные, или невысказанные мысли. Прямая речь, как правило, используется в устных высказываниях (в разговорном стиле) и отличается эмоциональностью, живостью. Именно с учётом этого её и следует использовать в своей речи. При замене прямой речи косвенной отчасти теряются оттенки разговорности, индивидуальности речи говорящего.

Чтобы избежать ошибки, следует изменять все личные и притяжательные местоимения с учетом того, что изменилось лицо говорящего. Вместо: Друг сказал, что я подожду; нужно: Друг сказал, что он подождет. Вместо: Он крикнул, чтобы все двигались в мою сторону; нужно: Он крикнул, чтобы все двигались в его сторону. Ошибка встречается также при использовании форм косвенного вопроса. Вместо неверного: Он спросил, что можно ли взять книгу; нужно опустить союз: Он спросил, можно ли взять книгу. Следует помнить, что междометия, обращения, частицы в косвенной речи опускаются. Вместо неверного: Он сказал, что, мол, вряд ли успеет к поезду, следует: Он сказал, что вряд ли успеет к поезду.

Все рассмотренные случаи нарушения синтаксической нормы делаются в сфере словосочетания и предложения.

К числу же нарушений синтаксических норм на уровне текста следует отнести:

· ошибочное использование средств связи (союзов, местоимений, наречий, частиц), не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания, которое может привести к нарушению его логики, например: Зима вызывает у человека усталость, раздражение. И(?) весной эти чувства притупляются. или Татьяне снится вещий сон. В облике всех тех (?) чудовищ предстают гости на именинах. или Лермонтов изобразил жизнь своего времени. Но (?) главным действующим лицом является Печорин;

· неумение обоснованно пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, что ведёт к появлению «монотона» (Н.И.Жинкин) – короткой, рубленой, однообразно повторяющейся фразы: Пришла весна. Пригрело солнышко. Вылезла зеленая травка. Прилетели птицы. Расцвели цветы и т. д.;

· немотивированное присоединение предложений: Онегин, чтобы позлить Ленского, стал ухаживать за Ольгой. Ленский вызвал его на дуэль. Так друзья поссорились. (Последнее предложение лишнее.)

Как мы видим, нарушение синтаксических норм портит нашу речь. Более того, оно затрудняет выражение и восприятие мыслей, то есть наше общение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: