GUIDANCE FOR USE OF GOST 12.0.230-2007




МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ

И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY

AND CERTIFICATION

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ГОСТ 12.0.230.1-2015

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ 12.0.230-2007

OCCUPATIONAL SAFETY STANDARDS SYSTEM.

OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH MANAGEMENT SYSTEMS.

GUIDANCE FOR USE OF GOST 12.0.230-2007

 

Дата введения - 2017-03-01

 

Предисловие

 

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

 

Сведения о стандарте

 

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)

За принятие проголосовали:

 

Краткое наименование страны по МК (ISO 3166) 004-97 Код страны по МК (ISO 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Кыргызстан KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт

 

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 601-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

 

Введение

 

Широкое использование систем управления охраной труда (СУОТ) и их аналогов - систем организации работ по охране труда (СОРОТ) и/или систем управления промышленной безопасностью (СУПБ) показало, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования систем управления охраной труда и безопасностью производства, помимо основополагающего документа, в качестве которого в странах СНГ выступает межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные указания, функцию которых и исполняет настоящий стандарт.

Для удобства пользования и обеспечения назначений настоящего стандарта цитируемые по мере необходимости в нужном логически связанном объеме требования ГОСТ 12.0.230 <1>, помещаемые в рамку, затем дополняются соответствующими руководящими указаниями по их использованию и внедрению. При этом для удобства нумерация разделов настоящего стандарта и ГОСТ 12.0.230 совпадает, а содержание текста, помещенного в рамку, воспроизводит текст ГОСТ 12.0.230, максимально приближающего русскоязычные требования текста ГОСТ 12.0.230 к смыслу требований его англоязычного оригинала [1].

--------------------------------

<1> Здесь и далее - ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".

 

Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.

Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников.

Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации.

Примечание - Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.

 

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.

[ГОСТ 12.0.230-2007, Введение]

Системный подход к управлению охраной труда и другими аспектами безопасности не только доказал на практике свою огромную полезность и преимущество перед другими стилями управления, но и приобрел богатый практический опыт наилучшей практики своего воплощения, который учтен при формулировке положений настоящего стандарта.

Международная практика убедительно показала, что наличие системы управления охраной труда не только позволяет достичь высоких целей предотвращения связанных с трудовой деятельностью травматизма и заболеваемости, но и повысить управляемость персонала, а также его способность строго выполнять предписанные требования, от инструкций по охране труда до технологических регламентов, и тем самым повысить не только дисциплину труда, но и качество продукции.

Установленные ГОСТ 12.0.230 общие требования и устанавливаемые в их развитие настоящим стандартом руководящие указания помогают работодателю и его ответственным должностным лицам полнее и эффективнее осуществить реализацию требований национального законодательства о том, что может быть сделано, а также путем внедрения апробированных приемов и методов, как это может быть сделано.

При этом понятие "организация" применяется в ГОСТ 12.0.230 и в настоящем стандарте в самом широком смысле, как любая относительно самостоятельно функционирующая организационная структура [например, это может быть организация любой формы собственности (юридическое лицо), или часть такой организации, или даже любое объединение организаций)].

В соответствии с духом трипартизма Международной организации труда установленные ГОСТ 12.0.230 требования направлены в первую очередь на создание и обеспечение работодателем функционирования результативной системы управления охраной труда. Будет или нет работодатель в дальнейшем оценивать соответствие созданной им и функционирующей у него системы управления требованиям ГОСТ 12.0.230, в том числе в форме сертификации, остается вне поля обязательных требований этого стандарта. Реальная действенность управления охраной труда, защиты работников от профессиональных рисков существенно зависят от качества создания и функционирования системы управления, но не от наличия или отсутствия ее сертификации. Именно поэтому сертификация системы управления охраной труда, являясь актом публичного демонстрирования и манифестирования, отчасти необходимым работодателю для успешного ведения им своей производственной деятельности, может, но не обязательно должна, быть логичным продолжением создания и внедрения в практику системы управления охраной труда.

 

1 Область применения

 

Область применения настоящего стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230, поскольку основным назначением настоящего стандарта является методическая и направляющая основа для деятельности работодателя в реализации наилучших практик полного и строгого соответствия созданной, внедренной и устойчиво функционирующей системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230, эквивалентным соответствующим требованиям [1].

Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

На национальном уровне стандарт должен служить:

а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;

б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;

в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.

На уровне организации стандарт предназначен:

а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;

б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Примечание - Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников.

 

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 1]

Настоящий стандарт разъясняет основные принципы системы управления охраной труда и смысл каждого требования ГОСТ 12.0.230, дает руководящие указания и рекомендации по их реализации.

Настоящий стандарт не содержит дополнительных требований к системе управления охраной труда, кроме тех, которые установлены в ГОСТ 12.0.230, а его положения не предполагают жесткую обязательность выполнения, лишь показывая наилучшие варианты в практической реализации требований ГОСТ 12.0.230.

Настоящий стандарт в совокупности с ГОСТ 12.0.230 может служить основой для построения отдельных и совместных с охраной труда систем управления промышленной безопасностью, транспортной безопасностью, пожарной безопасностью и другими видами безопасности производственной деятельности общества.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности чего-либо, например процесса или процедуры, для достижения установленных целей.

Примечание - Анализ включает в себя обзор того, что, кем и как делается, и подразумевает при необходимости критический пересмотр организацией рассматриваемого "чего-либо".

 

3.2 анализ результативности управления (высшим руководством, имеющим полномочия принимать решения, касающиеся всей системы управления) (management review): Важный этап оценки результативности применяемой системы управления, позволяющий вносить коррективы в деятельность и тем самым поддерживать процесс непрерывного усовершенствования системы управления и, следовательно, ее результативности/эффективности.

3.3 документ (document): Информация и ее носитель, как правило, бумажный или электронный.

3.4 документация (documentation): Совокупность отдельных документов.

3.5 заинтересованная сторона (interested party): Лицо, группа лиц, сторонние организации или их группы, заинтересованные в деятельности или успехе организации.

Примеры - Потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество.

3.6 запись (record): Документ, который отражает/фиксирует достигнутые результаты или содержащий свидетельства осуществленной деятельности.

Примечания

1 Записи не требуют внесения в них изменений, так как они являются регистрирующими/учитывающими/фиксирующими реально бывшие факты документами.

2 Записи требуют особо тщательного их хранения.

 

3.7 исходный/начальный/первоначальный анализ (initial review): Элемент/часть системы управления, направленная на анализ исходной обстановки как "внутри" организации, так и внешних условий, позволяющая выработать стратегические цели и необходимые для их достижения направления деятельности.

3.8

корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Примечания

1 У несоответствия может быть несколько причин.

2 Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие - для предотвращения возникновения события.

 

[ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.5]

3.9

несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.2]

3.10 несчастный случай на производстве (occupational accident): Случай травмирования (включая летальный исход) работника или иного застрахованного лица, произошедший во время исполнения им своих трудовых обязанностей и в иных установленных законом случаях, расследованный и квалифицированный в соответствии с действующим законодательством.

3.11 осуществление (implementation): Элемент/часть системы управления, направленная на осуществление/выполнение мероприятий по достижению целей организации.

Примечание - Настоящий термин близок к русскому "внедрение".

 

3.12 планирование (planning): Элемент/часть системы управления, направленная на установление целей организации и определяющая необходимые действия/процессы постоянной деятельности и соответствующие ресурсы для достижения заданных целей.

Примечания

1 Истинное значение понятия "planning" не совсем совпадает с понятием "планирование" в русском языке и в точности не передается последним даже в широком смысле этого слова, хотя и относительно близко ему по смыслу.

2 В действия раздела "Планирование" системы управления обычно входит планирование/конструирование/проектирование контуров будущей системы управления. В традициях русского языка этот раздел можно было бы назвать "Создание" или "Разработка" системы управления.

 

3.13 политика (policy): Общие намерения и стратегические направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством организации, подписанные им и доводящиеся до сведения всех работников и иных заинтересованных лиц.

3.14 представитель работодателя (employer's representative): Работник, участвующий в управлении, включая управление охраной труда и безопасностью производства, и тем самым представляющий работодателя (часто называемый администрацией).

Примечание - Представителем работодателя, как правило, является руководитель, реже специалист.

 

3.15

предупреждающее действие (preventive action): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

Примечания

1 У потенциального несоответствия может быть несколько причин.

2 Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие - для предотвращения повторного возникновения события.

 

[ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.4]

3.16 работающий (worker): Физическое лицо, работающее в интересах работодателя по договору гражданско-правового характера и не застрахованное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также все иные работающие на территории работодателя физические лица, не являющиеся работниками данного работодателя, включая работников подрядчика и субподрядчиков или иных физических лиц, работающих в интересах подрядчика или субподрядчика по любой форме правоотношений, либо физические лица, прикомандированные к работодателю.

3.17 руководитель (manager): Работник, участвующий в системе управления и в подчинении у которого находятся один или более работников, работающих или иных физических лиц.

3.18 руководство, положение, стандарт организации по системе управления охраной труда: Различные общепринятые наименования единого документа работодателя, устанавливающего систему управления охраной труда в организации.

3.1 9

соответствие (conformity): Выполнение требования.

[ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.1]

3.20 специалист (specialist): Работник, участвующий в системе управления, но не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.21 субподрядчик (subcontractor): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлеченные подрядчиком для выполнения определенных видов работ в интересах организации.

Примечания

1 Субподрядчик является работодателем для своих работников.

2 Отношения между подрядчиком и субподрядчиком оформляются договором субподряда.

3 Субподрядчик может руководить организацией работ других субподрядчиков или иных физических лиц, с которыми у него имеются правоотношения.

 

3.22 техническое условие (specification): Общее требование технического (не нормативного) характера к созданию и функционированию системы управления.

3.23

требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1 "Обычно предполагается" означает, что это общепринятая практика организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания.

2 Установленным является такое требование, которое определено, например, в документе.

3 Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.

 

[ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.1.2]

3.24 цели/стратегические цели (objectives): То, к чему направлена деятельность организации.

 

4 Национальные основы систем управления охраной труда

 

4.1 Национальная политика

4.1.1 В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развитию систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и при необходимости с другими органами власти или общественными объединениями.

4.1.2 Национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие принципы и процедуры для:

а) содействия использованию и объединению систем управления охраной труда с общей системой управления организацией в качестве подсистемы;

б) создания основы с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий по систематическому анализу, планированию, применению и совершенствованию деятельности по охране труда на национальном уровне и на уровне организации;

в) содействия участию работников и их представителей в работах по обеспечению охраны труда в организации;

г) осуществления непрерывного эффективного и результативного совершенствования систем управления охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и издержек;

д) содействия сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по использованию управления охраной труда;

е) оценки через определенные промежутки времени эффективности национальной политики и национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее совершенствования;

ж) оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления охраной труда и практики их применения;

и) обеспечения применения требований по охране труда, установленных в организации, подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками, непосредственно нанятыми работодателем.

4.1.3 С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для:

а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;

б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях;

в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей;

г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики.

4.1.4 Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ.

Примечание - Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда.

 

4.2 Национальный стандарт

4.2.1 Национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического использования систем управления охраной труда, должен быть разработан на основе подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики.

4.2.2 [2], настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на уровне организации.

 

4.3 Специальные стандарты

4.3.1 Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая:

а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и

б) типы опасностей и значимость рисков.

4.3.2 Элементы национальных структур управления охраной труда и связи между ними представлены на рисунке 1.

 

┌──────────────────────────────────────┐ ┌──────────────┐

│Руководство МОТ по системам управления├──────────────>│ │

│охраной труда (ILO-OSH 2001) │ │ │

└──┬───────────────────────────────────┘ │ │

│ │ │

│ ┌─────────────────────────────────────┐ │ │

│ │Настоящий межгосударственный стандарт│ │ │

└─>│по системам управления охраной труда ├─────────>│ Система │

└─────────────────────────────────────┘ │ управления │

┌─────────────────────────────────────┐ │ охраной труда│

│Национальный стандарт по системам │ │в организациях│

│управления охраной труда ├─────────>│ │

└─────────────────────────────────────┘ │ │

┌─────────────────────────────────────┐ │ │

│Специальные стандарты по системам │ │ │

│управления охраной труда отрасли ├─────────>│ │

│экономики или крупных промышленных и │ │ │

│хозяйственных комплексов │ │ │

└─────────────────────────────────────┘ └──────────────┘

 

Рисунок 1 - Элементы национальных структур систем

управления охраной труда

 

[ГОСТ 12.0.230-2007]

ГОСТ 12.0.230 вслед за [2] справедливо считает, что для создания и содействия развития систем управления охраной труда в организациях следовало бы иметь на государственном уровне определенные нормативные документы об этом. Такие документы могут быть приняты с учетом консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников соответствующим компетентным органом власти и устанавливать правовые и организационные основы создания и функционирования систем управления охраной труда.

Согласно государственной политике в области охраны труда следует устанавливать в нормативных документах такие общие принципы и механизмы, которые содействовали бы применению работодателем систем управления охраной труда в качестве неотъемлемого элемента общего управления организацией с учетом привлечения простых работников и их представителей на уровне организации к управлению охраной труда.

ГОСТ 12.0.230 вслед за [2] предполагает, что каждая страна может принять свои нормативные документы по созданию и внедрению систем управления охраной труда. При этом национальным документам следует учитывать международные требования, быть взаимоувязанными и не противоречить друг другу.

Для облегчения этой работы разрабатываются и принимаются межгосударственные стандарты, которые содержат детальные методические рекомендации по созданию, функционированию и проверке систем управления охраной труда.

Поскольку формы осуществления управления, включая управление охраной труда, различны в организациях различной численности и различного характера производственной деятельности, [2] и ГОСТ 12.0.230 предусматривают возможность создания специальных межгосударственных и национальных стандартов по системам управления охраной труда.

Специальные стандарты по системам управления охраной труда могут включать базисные элементы основного межгосударственного стандарта по системам управления охраной труда ГОСТ 12.0.230 и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая, в частности:

- их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру;

- типы опасностей и степень рисков, связанных с характером производственной деятельности.

[2] и ГОСТ 12.0.230 предусматривают создание межгосударственных, национальных, отраслевых и даже корпоративных документов (локальных актов работодателя) по системам управления охраной труда в виде межгосударственных стандартов, национальных стандартов, руководств, положений, стандартов организации и в других возможных к использованию формах.

Взаимодействие нормативных документов по СУОТ может быть охарактеризовано структурой, приведенной на рисунке 2.

 

┌──────────────────────────────────────┐ ┌──────────────┐

│[2] и МГС ГОСТ 12.0.230 ├──────────────>│ │

└──┬───────────────────────────────────┘ │ │

│ │ Корпоративные│

│ ┌─────────────────────────────────────┐ │ руководства,│

│ │Национальные руководства, стандарты, │ │ стандарты │

└─>│типовые положения ├─────────>│ организации,│

└─┬───────────────────────────────────┘ │ положения │

│ ┌─────────────────────────────────────┐ │ по СУОТ │

│ │Специальные руководства, стандарты, │ │ │

└─>│типовые положения по СУОТ ├────>│ │

└─────────────────────────────────────┘ └──────────────┘

 

Рисунок 2 - Взаимодействие руководств/стандартов/положений

по системам управления охраной труда

 

5 Система управления охраной труда в организации

 

Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию.

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4]

Права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, должны и могут быть реализованы на всех рабочих местах всех работодателей. Работодатель, являющийся собственником рабочих мест, средств и орудий труда, организатором производства и нанимателем рабочей силы, имеет все законные основания (права собственности и распоряжения) и все материальные, финансовые и трудовые ресурсы для обеспечения этих прав нанятых им работников. Именно поэтому общество в лице государства возлагает на работодателя обязанности и ответственность по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда. Однако работодатель несет не только обязанности и связанную с ними ответственность, он может абсолютно добровольно взять на себя дополнительные обязательства по охране труда и безопасности производства (и связанную с ними ответственность за их выполнение).

От реальных действий работодателя и его должностных лиц зависят поведение и действия остальных работников, а потому работодателю (и его должностным лицам, особенно первому руководителю) следует быть примером и лидером в вопросах охраны труда, проявлять активность и явную заинтересованность в эффективной системе управления охраной труда и тем самым показывать свою приверженность в выполнении установленных государством требований и взятых на себя обязательств.

Приверженность руководства организации к вопросам охраны труда - основная составляющая успешного функционирования системы управления охраной труда. Для обеспечения максимальной эффективности системы управления охраной труда этот принцип должен распространяться сверху вниз на все уровни управления организации.

Приверженность и личный пример высшего руководства организации обеспечивают реальную значимость системы управления охраной труда и гарантируют поддержку каждому из ее элементов. Для обеспечения наиболее эффективных результатов функционирования системы управления охраной труда в рамках всей организации высшему руководству следует постоянно подтверждать своими действиями, что обеспечение безопасности и сохранения здоровья и трудоспособности работников являются такими же важными составляющими деятельности организации, как завоевание рынков сбыта, обеспечение высокого качества продукции и/или услуг, их низкой себестоимости, выполнение всех договорных обязательств и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: