(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<...> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте.
2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.
3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте.
|
4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.
5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Так
Ведь
Потому что
Кроме того,
Что именно эти
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.
1. Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.
2. кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).
|
3. кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.
4. кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.
5. считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.
6. считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: Н ЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
апострОф
клАла
квартАл
шавЕль
свеклА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Он опрокидывался вверх лапами перед каждым встречным-поперечным, и никто не мог пройти мимо Шарика, любой и каждый чесал его СЫТНОЕ, пыльное пузо.
УДАЧЛИВЫЙ человек Александр Ярославцев всё же добыл медведя.
УПОМИНАНИЕ о матери и младших братьях больно отзывается в сердце.
Моя пьеса невелика, при ней ты можешь еще дать такую пьесу, в которой есть ЭФФЕКТНАЯ для тебя роль.
Держалась она всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то ЦАРСТВЕННЫЙ вид.
|
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ГОРЯЧЕЕ кофе
ИХ разговор
пара САПОГ
ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко
вкусные ТОРТЫ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с косвенной речью | 1).Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами | 2).Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3).Офицер сказал станционному смотрителю, что «мне нужны лошади». |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. | 4).Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев. |
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 5). Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение. |
6).Благодаря усилиям строителей объект был сдан вовремя. | |
7). Художественные средства, которые были использованы в стихотворении А.С.Пушкина «Деревне», тяготеют к классической традиции. | |
8).Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевают им в совершенстве. | |
9). Не только способности, но и трудолюбие помогут достичь успеха в работе. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зак..ренелый
инт…рьер
к..ридор
зам..рать
з..ревать
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
об…грать, сверх…нтересный
под…ёмник, в..южный
бе…перспективный, во..зрение
пр…скакать, пр..морский
пр..образ, пр..бабушка
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
достра..вать
приветл..во
никел..вый
окле..вать
милост..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
кол..щие
тле..т (они)
выгор..т (они)
стел..щийся
бор..щийся
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)умеющий креститься, он все же на всякий случай вознес дрожащий кулак к плечу.
Признаться, я (не)рад ей!
Он застенчив до глупости и сам, конечно, знает об этом, потому что он вовсе (не)глуп.
Он сердцем милый был (не)вежда
Трудно было рассердить Захара Павловича, никогда (не)интересовавшегося людьми.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
(ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.
Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО (БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же лиловой краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Фонарик задрожал и красные и синие и жёлтые лучи его полетели по стенам.
2) Под столом фыркнул и зашипел со злости кот Васька.
3) В тесноте да не в обиде.
4) В капитане Курочкине я видел умного и решительного смелого и бескомпромиссного милиционера.
5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.
Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытое его души.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.