Василий Иванович Баженов (1737-1799)




История русского искусства второй половины XVIII века

Архитектура классицизма в Москве

Василий Иванович Баженов (1737-1799)

Практик и один из крупнейших теоретиков русского классицизма, работал в Москве и СПб

Родился в Москве в 1737 в семье священнослужителя одной из кремлевских церквей. Еще в детстве за страсть к рисованию был отмечен московским архитектором Дмитрием Ухтомским, который принял его в свою школу, от Ухтомского переведен в Спб, в только что созданную (в 1757) Академию художеств – принадлежал к первому поколению учеников АХ вместе со скульптором Шубиным и живописцем Лосенко. «Академия мною первым начиналась».

В 1759 или 1760 был отправлен вместе с Лосенко для окончательного развития таланта за границу – в Париж (Баженов и Лосенко были первыми пенсионерами АХ и первыми русскими пенсионерами после петровского времени).

Y UKgr8WySTwYG/gqRxu9PEJJ76HvBZYkvjkGkCLw9U3XsSk+4GPaQslAHIgN3A4u+r/qDMJWud0Cp 1UN/wzzCptX2I0Yd9HaJ3YcNsQwj8UKBLLNsPA7DEI3x5Bw4RPbUU516iKIAVWKP0bBd+jhAkTBz BfKteCQ26DxkcsgVejbyfZivMBSndoz69RdY/AQAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhALWDCXvZAAAA BQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj81OhEAQhO8mvsOkTby5w6JBgzSbDdHrJvuTeO1lWkCZ GWQGFt/e9qS36lSn6qtis9hezTyGzjuE9SoBxa72pnMNwun4evcEKkRyhnrvGOGbA2zK66uCcuMv bs/zITZKQlzICaGNcci1DnXLlsLKD+zEe/ejpSjn2Ggz0kXCba/TJMm0pc5JQ0sDVy3Xn4fJIkzH ajvvq/Tjbd6Zh132Qpb6L8Tbm2X7DCryEv+e4Rdf0KEUprOfnAmqR5AhESEDJd7941pmnBHSVIQu C/2fvvwBAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAA AAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEADp4AJD0CAABNBAAADgAAAAAAAAAA AAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAtYMJe9kAAAAFAQAADwAAAAAA AAAAAAAAAACXBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAJ0FAAAAAA== ">

Архитектор В.И. Баженов. Фрагмент семейного портрета. 1770-е гг. Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева Илл. 10030
В Париже Баженов стал учеником известного французского архитектора Шарля де Вайи, у которого потом учился и Иван Старов. Вслед за мастерами французского классицизма, такими, как Ж.-Ж. Суффло и К.-Н. Леду, Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиции, планы и декор содержали сложную, часто масонскую символику» и не всегда были осуществимы в реальности.

Во Франции проекты Баженова заслужили одобрение французских архитекторов-неоклассицистов – Габриэля, автора проекта площади Согласия и Малого Трианона, и Суффло, строителя Пантеона.

Баженов побывал и в Италии. Имел дипломы трех европейских Академий – Парижской, Римской и Болонской.

Занимался изготовлением архитектурных моделей из дерева и пробки и выполнил макеты нескольких знаменитых зданий, в том числе Луврской галереи и собора св. Петра в Риме.

Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению трактата римского архитектора Витрувия. И, по возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов (совместно с Ф. Каржавиным) составил полный перевод всех 10-ти книг Витрувия (с фр языка), напечатанный в 1790-х в СПб, в типографии АХ.

Илл. 10040, 10050, 10070, 10080 – памятник в Царицыне

 

По возвращении в Россию Баженов должен был подтвердить присвоенное ему за границей звание академика. Он исполнил «проект увеселительному дому» близ Екатерингофа, в пояснительной записке он пишет «пропорции дому сему дал Палладиева вкуса». Выполнение проекта было признано советом Академии вполне достойным, автор был оставлен в звании академика, которое было получено им тремя годами ранее, в бытность за границей, но соответствующей званию должности профессора АХ - Баженов не получил. Такая ситуация побудила Баженова взять увольнение от академической службы. Сначала князь Г. Г. Орлов определил его в СПб в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана, а в 1767 Баженов перебрался в Москву.

Как раз в это время императрица Екатерина повелела созвать в Москве Уложенную комиссию для составления Уложения – свода российских законов (т есть для систематизации российских законов). 14 декабря 1766 года был опубликован Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов депутатов от разных сословий – от дворян, горожан, духовенства и даже государственных крестьян (от всех, кроме крепостных крестьян). Это было неким подобием первого русского парламента.

Императрица Екатерина II Илл. 10090

 

 

Илл. 10110 – вид Кремля со стороны реки
Заседания комиссии должны были проходить в М Кремле, но Кремль оказался в чрезвычайном запустении. Поэтому императрица (в 1768) финансирует создание Экспедиции кремлевского строения для грандиозной перестройки Кремля в духе классицизма, главным архитектором ведомства был назначен Баженов.

 

Илл. 10130

В 1768-1773 Баженов составил впечатляющий проект «форума великой империи», грандиозного общественного центра. Проект Баженова практически не учитывал исторический контекст и предполагал: 1) снос кремлевской стены с башнями со стороны Москвы-реки;

2) строительство на ее месте грандиозного 4-этажного дворца, фасад которого совершенно скрыл бы вид на храмы Соборной площади и был рассчитан на восприятие с большого расстояния с другого берега реки;

3) внутри Кремля проектом предполагалось создать сложную систему овальных, круглых и ромбовидных площадей, соединенных аллеями-колоннадами. Главная овальная площадь с обелисками (как у Бернини в Риме перед собором св. Петра) задумана как форум, место народных собраний (идеи Просвещения – принципы свободного собрания свободного народа);

4) все кремлевские соборы оказываются включены в состав этого грандиозного классицистического ансамбля.

Илл. 10150, 10170, 10190 - модель

Облик Большого Кремлевского дворца Баженова – 4 этажа, карниз делит здание почти пополам. 2 нижних этажа – рустованный цоколь, служебные (склады и службы); 2 верхних этажа объединены большим ордером (ионика).

В интерьерах – прихотливые планы – овальные, предполагался коринфский ордер.

К 1775 строительство в Кремле перестало интересовать императрицу. В парламент она быстро наигралась. Заседания Уложенной комиссии были перенесены из Москвы в Санкт-Петербург. Ее деятельность продолжались полтора года, после чего Комиссия была распущена, под предлогом необходимости депутатам отправляться на войну с Османской империей, но это была не более чем отговорка. Скорее всего работа Уложенной комиссии являлась пропагандистской акцией Екатерины II, направленной на прославление императрицы и создание её благоприятного имиджа в России и за рубежом. Тем более, что несколько первых заседаний Уложенной комиссии было посвящено лишь тому, как назвать императрицу в благодарность за её инициативу по созыву комиссии. В результате долгих дебатов из всех предложений («Наимудрейшая», «Мать Отечества» и т.д) был выбран тот титул, который и сохранился в истории — «Екатерина Великая».

С роспуском Уложенной комиссии было прекращено и финансирование всякого строительства в Кремле. Кремлёвские стены уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но затем снесённая часть стен Кремля была восстановлена под руководством М. Ф. Казакова.

В 1774 был заключен весьма выгодный для России Кюйчук-Кайнарджийский мир, завершивший очередную войну с Турцией. Основные торжества по этому случаю должны были происходить в Москве в 1775, и Баженов, вместе с привлеченным им к строительству архитектором Казаковым, получил новый правительственный заказ – на сооружение увеселительных павильонов на Ходынском поле ( ныне Октябрьское поле на северо-западе Москвы между современным Ленинградским проспектом, Беговой улицей и Хорошевским шоссе). Легкие временные строения условно воспроизводили взятые российскими войсками местности и города (Азов, Таганрог, Керчь, Тамань) и были выдержаны в очень разных стилях – классицистическом, восточном, псевдоготическом, старинном русском - в духе нарышкинского барокко.

Важное примечание: Псевдоготика для XVIII века – условный термин, объединяющий любые архитектурные мотивы прошлого, не связанные с античностью, - западное Средневековье, восток, национальную старину.

О роли псевдоготики в эпоху классицизма.

В выборе личных эстетических предпочтений для эпохи классицизма характерен принцип «удовольствие от разнообразия», сформулированный еще Монтескьё; другими словами, в искусстве допускался полистилизм (многостилизм) — в определённых рамках. «Готическому» отводилось место каприза, экзотической затеи, эстетической вольности, уместность которой определялась исключительно субъективным вкусом. Одновременно «готическое» служило необходимым оппонентом для утверждающегося классицизма.

Павильоны на Ходынском поле понравились императрице, и в том же 1775 она дает Баженову новое поручение.

Илл. 10310, 10312 - Царицыно

Екатерина давно желала иметь в окрестностях Москвы роскошную загородную резиденцию, подобную Царскому селу в окрестностях СПб. Во время приездов в Москву загородной резиденцией ей обычно служил деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, старый, обветшавший и совершенно не соответствовавший архитектурным вкусам второй половины XVIII века. Весной 1775 года императрица, проезжая во время прогулки по окрестностям Коломенского, была очарована красотами поместья старого князя Кантемира с его живописными прудами, холмами и рощами. Екатерина без промедлений выкупила усадьбу у князя, дала ей название Царицыно и поручила Баженову строительство своей новой подмосковной увеселительной резиденции. Важно отметить, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы.

Императрица сразу же высказала два пожелания: чтобы постройка была в «мавритано-готическом вкусе», и чтобы парк был пейзажным — оба пожелания соответствовали установившейся тогда новой моде. Таким образом, получив заказ на создание «готического» ансамбля, Баженов по сути получил широкую свободу для реализации самых смелых фантазий, демонстрации своего мастерства и творческой эрудиции.

Илл. 10320

В начале 1776 года проект в виде панорамного чертежа «Генеральный фасад Царицына села » был готов. Зодчий учёл пожелания императрицы и создал особый род архитектурной фантазии, в которой средневековые стили выступают как метафора, наводящая на размышления о прошлом, — а склонность к метафорам была характерной чертой Эпохи Просвещения. Сочетая готику и классицизм, Баженов искал общие для них принципы организации формы и пространства. Основой же для поисков неповторимого царицынского стиля, который сам Баженов называл «нежной готикой», стала русская архитектура XVI- XVII веков, постройки Московского Кремля и «нарышкинского» барокко.

Из старых построек усадьбы Кантемиров Баженов сохранил лишь церковь иконы Божией Матери Живоносный источник 1759-1765 (6).

В Царицыно Баженов построил: 1) 3 дворца, соединенных галереями, - по бокам одинаковые дворцы для императрицы Екатерины и ее сына цесаревича Павла, а в центре – дворец для сыновей Павла, внуков Екатерины, - Александра и Константина;

2) слева от дворцов – кухонный корпус – Хлебный дом (2);

3) непосредственно перед главными дворцами – павильоны для дам и кавалеров свиты – Большой Кавалерский корпус и Камер-юнфарский корпус;

4) далее от дворцов, вдоль оврага, по сторонам от церкви – еще несколько кавалерских корпусов – 1-й Кавалерский корпус (7), 2-й Кавалерский корпус (8), 3-й Кавалерский корпус (9);

5) 2 моста – Мост через овраг (11) и Фигурный мост (10);

6) Малый полуциркульный дворец (3) на холме со стороны пруда;

7) далее со стороны пруда - Оперный дом (4) и Фигурные (Виноградные) ворота.

Неосуществленная башня с часами – всего 17 (?) построек

В Царицыне перед зрителем предстает зрелище фантастического сказочного города и селения, напоминающего театральные декорации, - и ансамбль увеселительной резиденции превращается в своеобразный «театр архитектуры», результат свободной ассоциативной игры с самыми разнообразными архитектурными источниками и стилями, формами и декоративными элементами. Способен порождать множество разнообразных интерпретаций.

Фантастичность и праздничность.

Основа классицистическая, на нее наложена псевдоготическая и нарышкинская декорация.

Материалы – красный кирпич и белокаменные детали. Баженов думал об использовании полихромных изразцов.

Баженов – родоначальник русской псевдоготики или национально-романтической архитектуры.

Ансамбль строился с 1776 по 1785

В 1785 императрица посетила Москву и пожелала увидеть Царицыно. К Царицыну императрица в сопровождении немногочисленной свиты поехала окольными путями, минуя главные подъезды, так как была напугана слухами о возможном покушении, — полюбоваться задуманными Баженовым величественными дальними перспективами и раскрытием царицынских фасадов императрице не довелось. Осмотр самих построек длился недолго. Екатерина II, нигде не задерживаясь, прошла лишь приёмные залы на втором этаже главного дворца и осмотрела парадную анфиладу, а также аванзалы; побывала в боковом корпусе, где располагались её жилые покои. Вердикт императрицы после беглого осмотра был суров: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Екатерина приказала «учинить изрядные поломки» и представить новый проект главного дворца. Один из очевидцев – сенатор И. И. Козлов рассказывал:

«Государыня, в гневе возвращаясь к экипажам, приказывает начальнику Кремлёвской экспедиции М. М. Измайлову сломать [дворец] до основания. Баженов останавливает её: «Государыня! Я достоин Вашего гнева, не имел счастья угодить Вам, но жена моя ничего не строила.» Императрица, оборотясь, допустила всё семейство архитектора к своей руке и, не сказав более ни слова, уехала».

Трудно предположить, что чрезвычайно одарённый архитектор, до того успешно построивший не одно здание, мог так грубо просчитаться в пропорциях. К тому же царицынские постройки утверждались лично императрицей, всё возводилось с её одобрения; примерные размеры будущих строений и интерьеров были ей известны заранее. Маловероятно также, что зодчий осмелился бы противоречить пожеланиям самой Екатерины. Скорее всего вердикт Екатерины — «здесь невозможно жить» — был только предлогом для отстранения Баженова. Но, вероятно, у императрицы были определённые основания для уничтожающей критики баженовских строений.

Возможные причины недовольства императрицы постройками Баженова в Царицыно:

1) С 1776 года вкусы императрицы могли измениться, в 1779 в СПб приехали Кваренги и Камерон – с ними привыкла к классицизму;

2) Некоторые исследователи предполагают, что подлинными причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам (архитектор прошёл обряд посвящения в 1784 году по поручительству просветителя и издателя Н. И. Новикова и был принят в ложу «Девкалион», мастером которой был С. И. Гамалея)

3) и его тайные контакты с цесаревичем Павлом Петровичем. Хорошо известно отношение императрицы к сыну: она испытывала к нему неприязнь и не допускала к управлению империей, держала вдалеке от принятия важных государственных решений. В сношениях московских масонов с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели и ее гнев обрушился на Баженова раньше, чем на других.

Вероятно, к царицынской затее Екатерина II к 1785 году уже остыла, и, скорее всего, она стала по разным причинам испытывать неприязнь и к самому Баженову; к тому же у неё была и еще одна веская причина приостановить подмосковное строительство — она начала строительство новой резиденции под СПб и хотела направить высвобожденные средства на нее. Для этого нужен был какой-то предлог: возможно, заявленные претензии к баженовским постройкам и были всего лишь таким предлогом.

10360, 10370, 10380, 10384, 10390, 10410

По приказу императрицы были снесены все 3 центральных дворца, а также Большой Кавалерский и Камер-юнфарский корпуса, то есть вся центральная часть ансамбля. Главным архитектором Царицына был назначен его ученик Матвей Казаков, по проекту которого вскоре и было начато строительство нового главного дворца. Впрочем, и этот дворец так и не был достроен – все работы в Царицыне были прекращены с кончиной императрицы в 1796.

В результате в январе 1786 года Баженов был уволен на год от всех возложенных на него должностей для поправления здоровья. Для Баженова вторая (после неосуществлённого проекта Кремлёвского дворца) грандиозная неудача стала причиной серьёзного душевного кризиса. Плоды десятилетнего труда, которому были отданы все силы, оказались невостребованными. К должности придворного архитектора при Екатерине он так и не вернулся.

10430, 10450, 10460, 10464 – Хлебный дом

Массивный 2-этажный кухонный корпус на высоком цоколе в форме квадрата со скругленными углами. Сочетание подчеркнутой пластичности объема с разнообразием графического декора – массивные кирпичные стены прорезают окна различной формы – стрельчатые, круглые, двойные. Рустованные пилястры и колонны. Эмблема Хлебного дома – белокаменные изображения каравая хлеба и солонки.

Сейчас – это главный выставочный центр

10470, 10480 – ворота Хлебного дома

Хлебный дом с Большим дворцом соединяет открытая (!) галерея с аркой. Каково-то было бы носить зимой блюда с кухни во дворец по морозу! Но очень эффектная и совершенно фантастическая «колючая» или «лучистая» арка.

10510, 10550, 10560 – 1-й Кавалерский корпус «уголком»

Напротив Хлебного дома – самая маленькая из построек Царицына. В углу –портал с парными колоннами по бокам, увенчанный высоким гребнем-фронтоном-кокошником. Наверху – ажурная балюстрада.

10570, 10580, 10590, 10610, 10630 – 2-й Кавалерский корпус восьмиугольный

Не имеет главного фасада – 4 одинаковых фасада с 4-колонными портиками. Муфтированные колонны. Портики увенчаны высокими фронтонами 2-х видов с причудливым ажурным белокаменным декором. По краю кровли – затейливая балюстрада. Стрельчатые окна. В центре -круглый купольный зал.

10650, 10660, 10670, 10680, 10690 – 3-й Кавалерский корпус

Расположен на мысу близ моста через овраг. Сложная форма - в виде прямоугольного блока со скругленными углами и наполовину утопленной в него ротондой. Выглядит совсем по-разному с разных сторон. К склону холма обращен углом, к главным постройкам – ротондой. Увенчан бельведером. Стрельчатые окна, ажурная балюстрада по верху.

10710, 10720, 10730, 10750, 10760 – Мост через овраг

С него начиналась «Березовая перспектива», на подходе к нему открывался один из лучших видов на архитектурный ансамбль. Напоминает о римских акведуках и о европейской готике – 3 средние арки стрельчатые, между ними – пучки колонок, ажурные розетки напоминают готические окна-розы. Множество эффектных фантастических декоративных элементов, в том числе связанных с масонской символикой – солнечные лучи, скрещенные мечи и т п.

10770, 10790, 10830, 10850, 10870, 10880 – Фигурный мост

Под ним проходит парадный въезд в усадьбу со стороны пруда. По бокам – круглые кирпичные башенки, напоминающие крепостные стены, башни, ворота средневековых монастырей, городов и замков. Башни прорезаны узкими стрельчатыми окнами, по верху – зубцы, напоминающие кремлевские.

Совсем по-другому выглядит Фигурный мост с пролегающей по нему дороги – «Березовой перспективы». Его башни, казавшиеся монолитными, предстают как бы разрезанными пополам и превращаются в полуциркульные ниши. Контрасты, эффект обманутого ожидания - из крепостного сооружения мост превращается в изящную парковую затею.

В дальнем конце «Березовой перспективы» возле сада и прудов находятся 2 дворцовых строения камерного характера – это Малый дворец и Оперный дом, ранее называвшийся Средним дворцом.

10910, 10920, 10930, 10950, 10960 – Малый дворец

Малый дворец имеет форму полуротонды, перекрытой низким куполом. Он расположен на искусственной насыпной горе на берегу пруда. Полукруглым фасадом дворец обращен к пруду, из его высоких стрельчатых окон раньше открывались прекрасные виды на пруды и расстилающиеся за ними дали. Сейчас разросшиеся деревья почти скрыли эту небольшую постройку.

Прямой фасад Малого дворца обращен в сторону главного ансамбля. Его венчает сложный фигурный парапет, в свою очередь увенчанный пышным вензелем императрицы Екатерины в лучах славы.

11010, 11030, 11050 – Оперный дом

Далее, за Малым дворцом, вдоль «Березовой перспективы» располагается 2-этажный Оперный дом, или Средний дворец, как его называли в 18 веке. Это здание тоже имеет достаточно сложную форму - оно как бы составлено из 2-х разных примыкающих друг к другу корпусов. В сторону Дворцовой поляны обращена более парадная часть здания с большим 2-хсветным залом. Высокий парапет с ажурными фигурами геральдических 2-главых орлов по торцам создает иллюзию 3-го этажа. Окна 1-го этажа – стрельчатые, окна 2-го этажа имеют сложную форму, напоминающую окна Хлебного дома, между ними помещаются белокаменные декоративные формы, напоминающие то ли лесенки, то ли обелиски, то ли масонские циркули.

Масонство Баженова нашло явное отражение в царицынских постройках. Декор многих зданий, загадочные кружевные каменные узоры отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы. Царицыно нередко именуют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века; само построение ансамбля, его планировку иногда считают также неким масонским шифром. Иконографическую программу масонской символики Царицына неоднократно пытались расшифровать, но без какого-либо достоверного результата; признаётся, что пока это невозможно. К тому же Царицыно настолько богато смыслами, что ни один исследователь пока не смог его исчерпывающе объяснить.

Боковые фасады Оперного дома с их выступами и углублениями создают сложную живописную игру пространств и поверхностей.

11110, 11130, 11150, 11170, 11190 – Фигурные или Виноградные ворота

В конце «Березовой перспективы» недалеко от Оперного дома находятся Фигурные ворота. Состоят из двух круглых башен, сложенных наполовину из белого камня, наполовину из кирпича, и соединяющей их белокаменной стрельчатой арки. Пролет арки украшен изящным белокаменным декором со свисающей посередине гроздью винограда, напоминающей «висячие гирьки» древнерусской архитектуры. Ажурные растительные мотивы декора ворот прекрасно перекликаются с переплетением листьев и ветвей стоящих рядом деревьев.

Илл. 12010 – Пашков дом

Будучи отставлен от работ в Царицыне, Баженов не получил другого официального назначения, и, оставшись без средств к существованию, занялся частными постройками.

Только в 1792 он был вновь принят на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в СПб.

Новый император Павел I, благосклонно относившийся к Баженову, по вступлении на престол 1796 год, назначил его вице-президентом АХ, привлек его к строительству Михайловского замка и поручил ему приготовить собрание чертежей лучших русских зданий для исторического исследования русской архитектуры. Казалось, именно теперь перед Баженовым открывались прекрасные перспективы, но его планам не суждено было осуществиться, так как он скончался летом 1799 года в возрасте 62 лет.

Вероятно, еще работая в Царицыне, в 1780-х годах Баженов создал проект знаменитого дома Пашкова, расположенного в самом центре Москвы, на высоком Ваганьковском холме напротив Кремля, на углу 2-х улиц - Знаменки и Моховой. Письменных свидетельств об авторстве Баженова не сохранилось, и дом приписывается ему на основании устной традиции и архитектурной стилистики.

Владельцем дома был Петр Егорович Пашков, сын бывшего денщика Петра I, который затем успел побывать губернатором Воронежа и Астрахани. Пашков дом занимает весьма эффектный участок в самом центре Москвы, на Ваганьковском холме, напротив Кремля. Причем Ваганьковский холм выше, чем Кремлевский, и из окон Пашкова дома можно смотреть на Кремль сверху.

12040 - план

Мы привыкли смотреть на дом Пашкова со стороны Кремля, с угла Моховой и Знаменки, но на самом деле – это не главный, а садовый фасад. Главный фасад обращен в противоположную сторону – к Староваганьковскому переулку. По композиции Пашков дом – это типичный 3-частный усадебный дом, состоящий из 3-х компактных архитектурных объемов - центрального здания и боковых флигелей, с глубоким воронкообразным парадным двором.

12060 – парадный въезд - ворота, ведущие во двор со стороны Староваганьковского переулка, украшенные парными ионическими колоннами и изящной гирляндой.

12080, 12090 – вид главного здания со двора

З этажа, но 2 яруса. Нижний ярус= этаж – рустованный цоколь без ордера, прорезанный арками. Два другие этажа образуют парадный ярус, они объединены колоннами и пилястрами нарядного композитного ордера. В центре - сильно выступающий 4-колонный портик-ризалит с прямым антаблементом. На местах боковых (5-й и 6-й) колонн – женские статуи. Очень изящные декоративные детали – веночки и гирлянды. По верху – балюстрада с вазами и круглый бельведер, который до пожара 1812 года был сквозным.

12096 – вид после пожара

Пашков дом сильно пострадал во время пожара 1812 года, после войны его восстанавливал архитектор Бове, который утяжелил бельведер, сделав его закрытым.

13010, 13020, 13030 – вид на двор из окон

В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).

В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей. В настоящее время Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но много лет не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Внутренняя планировка дома была практически полностью изменена.

13050 –план

13070, 13080, 13090 – садовый фасад Пашкова дома, выполняющий ныне роль главного фасада.

Раньше по склону холма спускался парк с фонтанами, экзотическими растениями и редкими птицами.

И здесь симметричная 3-частная композиция – главное здание с портиком композитного ордера и бельведером и боковые флигели с 4-колонными ионическими портиками, увенчанными треугольными фронтонами.

Лестница, спускающаяся к Моховой, сделана в 1930-е.

13110, 13120 – интерьер парадного двусветного бального зала

Из верхних окон открывается вид на Кремль сверху.

Баженов – архитектор романтической и трагической судьбы. Его грандиозные замыслы, достойные эпохи Просвещения, остались неисполненными. Многое роднит его с французскими архитекторами второй половины XVIII века.

«От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил», — констатирует Григорий Ревзин[9].

Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены авторитарными властями, получил большое распространение в российском массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения тех или иных заброшенных зданий их приходилось связывать с именем Баженова. В результате, Баженову и Казакову в то или иное время приписывались (или продолжают приписываться) почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

Баженов оказал значительное влияние на следующее поколение архитекторов - Казакова, Воронихина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: