Перечень терминов для темы «Деталировка модели»




Ахтерпик – кормовой отсек; часть помещения, расположенная в самой корме.

Ахтерштевень – кормовая оконечность набора (каркаса, скелета) судна, являющаяся продолжением киля и задающая очертания кормовой конечности.

Банка – доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.

Борт – боковая поверхность корпуса судна. Различают правый (если встать лицом к носу) и левый борты.

Бортовые огни (отличительные огни) – судовые сигнальные огни, левый – красного цвета, правый – зеленого цвета.

Брашпиль – машина для подъема якоря, имеющая горизонтально расположенные барабаны.

Ванта – снасть стоячего такелажа, при помощи которой мачта раскрепляется на палубе или надстройке.

Ватерлиния – линия, обозначенная на корпусе, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна.

Винт гребной – устройство для преобразования крутящего момента в упор – силу, передаваемую судну. Характеризуется количеством лопастей, диаметром, шагом.

Гак – стальной крюк, служащий для буксировки кораблей или подъема шлюпок, груза.

Дейдвудная труба – труба, через которую выходит наружу гребной вал.

Задрайка – устройство для плотного закрывания (задраивания) иллюминаторов, дверей и крышек люков.

Иллюминатор – окно на судне.

Камбуз – помещение кухни на судне.

Капитан – старшее лицо на судне, которому беспрекословно подчиняется весь экипаж.

Кильблок – основание, подогнанное точно по обводу днища шлюпки или лодки для ее установки на берегу, палубе большого судна.

Киповая планка – деталь палубного оборудования, служащая для изменения направления швартового троса.

Клюз – отверстия в бортах, фальшбортах, палубе для прохода якорного каната, швартовых.

Комингс – бортик по периметру вырезов в палубе; порожек двери, препятствующий попаданию воды.

Крен – наклонение судна на борт.

Кнехт – металлическая конструкция, расположенная на палубе и предназначенная для закрепления кораблей и судов на причале.

Корма – задняя оконечность судна.

Кранец – мешок, набитый паклей и оплетенный тонким тросом, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно. Расположен на внешней поверхности борта. В качестве кранца используют старые автомобильные покрышки.

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Лаг – навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.

Леер, леерное ограждение – железный прут или натянутый трос, закрепленный с обоих концов, служит для предохранения людей от падения за борт.

Лот – прибор для определения глубины.

Лоцман – специалист по проводке судов в пределах сложного и опасного для судоходства определенного района.

Люк – защищенное крышкой отверстие в палубе для входа во внутренние помещения (входной Л.), освещения и вентиляции (светлый Л.), погрузки (грузовой Л.).

Миля морская – единица измерения расстояния на море и составляет 1852 метра.

Мореходные качества – основные требования к кораблю, определяющие:

плавучесть и о стойчивость – это способность корабля устойчиво держаться на поверхности воды, в том числе, при воздействии на него ветра и интенсивного волнения;

непотопляемость – способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться при частичном затоплении корпуса;

ходкость и у стойчивость на курсе характеризуют способность корабля к прямолинейному движению на взволнованной поверхности моря с минимальными затратами мощности судовых машин;

поворотливостью называется способность корабля изменять курс и траекторию движения в соответствии с перекладкой руля.

Надводный борт – часть борта выше ватерлинии.

Надстройка – закрытое помещение, выступающее выше основной палубы корабля.

Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.

Обводы – форма, наружные очертания корпуса судна.

Пайол – легкосъемный настил, прикрывающий днище судна.

Палуба – перекрытие корпуса сверху, геометричный настил.

Планширь – доска или брус, проходящий по верхнему краю бортов шлюпки или поверх фальшборта у больших судов.

Перо руля – рабочая часть руля.

Привальный брус – мощный деревянный брус или обрезиненный металлический профиль, закрепленный по борту снаружи для защиты корпуса от повреждений при швартовке.

Рулевой – член экипажа, находящийся на вахте у штурвала, на румпеле.

Руль – собранные в единую конструкцию перо руля, баллер руля и румпель руля, предназначенный для управления и кораблем или судном.

Рыбина – деревянные щиты из реек либо отдельные доски, которые укладываются на дно шлюпки для предохранения обшивки.

Рым – металлическое кольцо. В зависимости от места крепления предназначается для швартовки судов, выполнения такелажных работ.

Рында – особый бой в корабельный колокол. Чаще всего, однако, рындой называют сам судовой колокол.

Скула судна – место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в днище.

Стапель – сооружение, на котором осуществляется постройка корпуса судна и спуск его на воду.

Стрингер – продольный брус, деталь набора корпуса, проходящая по днищу и бортам.

Талреп – приспособление для натягивания троса, вант и т.д.

Теоретический чертеж – изображение формы корпуса, его наружной поверхности, в виде точного масштабного чертежа в трех проекциях.

Топ – верхняя часть мачты.

Транец – плоский срез кормы у кораблей.

Трап – так называют на кораблях все лестницы.

Узел – единица скорости, равная 1 морской миле в час (1,852 км/час).

Утка – двурогая планка для крепления снастей бегучего такелажа или швартовых, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна.

Фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъема на судах сигнальный флагов и пр.

Фальшборт – обшивка борта судна выше верхней палубы и служит для ограждения палубы и защиты ее от заливания.

Форпик – носовой отсек судна от форштевня до первой (таранной) переборки.

Форштевень – носовая оконечность набора (каркаса, скелета) судна.

Флаг – поднимаемое в соответствии с установленными правилами полотнище, обозначающее принадлежность судна государству, спортобществу, клубу и т.п.

Швартовка – подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.

Швартовое устройство – шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или борта другого судна.

Шпангоут – ребро жесткости наружной обшивки корпуса судна, расположенное в поперечной плоскости.

Шпация – расстояние между двумя соседними шпангоутами.

Шпигат – отверстие для стока воды в фальшборте.

Шпиль – устройство в виде барабана, вращаемого на вертикальной оси, применяется на судах для подъема якоря.

Штандарт – флаг главы государства, поднимаемый в месте его пребывания. Официально принят при Петре I.

Штурвал – рулевое колесо.

Ходовой мостик – огражденная часть палубы ходовой рубки, где расположены приборы управления кораблем или судном.

Эскадра – группа судов, находящихся в совместном плавании.

Якорь – приспособление для удержания судна на месте при его стоянке на свободной воде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: