Ахтерпик – кормовой отсек; часть помещения, расположенная в самой корме.
Ахтерштевень – кормовая оконечность набора (каркаса, скелета) судна, являющаяся продолжением киля и задающая очертания кормовой конечности.
Банка – доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.
Борт – боковая поверхность корпуса судна. Различают правый (если встать лицом к носу) и левый борты.
Бортовые огни (отличительные огни) – судовые сигнальные огни, левый – красного цвета, правый – зеленого цвета.
Брашпиль – машина для подъема якоря, имеющая горизонтально расположенные барабаны.
Ванта – снасть стоячего такелажа, при помощи которой мачта раскрепляется на палубе или надстройке.
Ватерлиния – линия, обозначенная на корпусе, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна.
Винт гребной – устройство для преобразования крутящего момента в упор – силу, передаваемую судну. Характеризуется количеством лопастей, диаметром, шагом.
Гак – стальной крюк, служащий для буксировки кораблей или подъема шлюпок, груза.
Дейдвудная труба – труба, через которую выходит наружу гребной вал.
Задрайка – устройство для плотного закрывания (задраивания) иллюминаторов, дверей и крышек люков.
Иллюминатор – окно на судне.
Камбуз – помещение кухни на судне.
Капитан – старшее лицо на судне, которому беспрекословно подчиняется весь экипаж.
Кильблок – основание, подогнанное точно по обводу днища шлюпки или лодки для ее установки на берегу, палубе большого судна.
Киповая планка – деталь палубного оборудования, служащая для изменения направления швартового троса.
Клюз – отверстия в бортах, фальшбортах, палубе для прохода якорного каната, швартовых.
Комингс – бортик по периметру вырезов в палубе; порожек двери, препятствующий попаданию воды.
Крен – наклонение судна на борт.
Кнехт – металлическая конструкция, расположенная на палубе и предназначенная для закрепления кораблей и судов на причале.
Корма – задняя оконечность судна.
Кранец – мешок, набитый паклей и оплетенный тонким тросом, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно. Расположен на внешней поверхности борта. В качестве кранца используют старые автомобильные покрышки.
Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.
Лаг – навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.
Леер, леерное ограждение – железный прут или натянутый трос, закрепленный с обоих концов, служит для предохранения людей от падения за борт.
Лот – прибор для определения глубины.
Лоцман – специалист по проводке судов в пределах сложного и опасного для судоходства определенного района.
Люк – защищенное крышкой отверстие в палубе для входа во внутренние помещения (входной Л.), освещения и вентиляции (светлый Л.), погрузки (грузовой Л.).
Миля морская – единица измерения расстояния на море и составляет 1852 метра.
Мореходные качества – основные требования к кораблю, определяющие:
– плавучесть и о стойчивость – это способность корабля устойчиво держаться на поверхности воды, в том числе, при воздействии на него ветра и интенсивного волнения;
– непотопляемость – способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться при частичном затоплении корпуса;
– ходкость и у стойчивость на курсе характеризуют способность корабля к прямолинейному движению на взволнованной поверхности моря с минимальными затратами мощности судовых машин;
– поворотливостью называется способность корабля изменять курс и траекторию движения в соответствии с перекладкой руля.
Надводный борт – часть борта выше ватерлинии.
Надстройка – закрытое помещение, выступающее выше основной палубы корабля.
Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.
Обводы – форма, наружные очертания корпуса судна.
Пайол – легкосъемный настил, прикрывающий днище судна.
Палуба – перекрытие корпуса сверху, геометричный настил.
Планширь – доска или брус, проходящий по верхнему краю бортов шлюпки или поверх фальшборта у больших судов.
Перо руля – рабочая часть руля.
Привальный брус – мощный деревянный брус или обрезиненный металлический профиль, закрепленный по борту снаружи для защиты корпуса от повреждений при швартовке.
Рулевой – член экипажа, находящийся на вахте у штурвала, на румпеле.
Руль – собранные в единую конструкцию перо руля, баллер руля и румпель руля, предназначенный для управления и кораблем или судном.
Рыбина – деревянные щиты из реек либо отдельные доски, которые укладываются на дно шлюпки для предохранения обшивки.
Рым – металлическое кольцо. В зависимости от места крепления предназначается для швартовки судов, выполнения такелажных работ.
Рында – особый бой в корабельный колокол. Чаще всего, однако, рындой называют сам судовой колокол.
Скула судна – место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в днище.
Стапель – сооружение, на котором осуществляется постройка корпуса судна и спуск его на воду.
Стрингер – продольный брус, деталь набора корпуса, проходящая по днищу и бортам.
Талреп – приспособление для натягивания троса, вант и т.д.
Теоретический чертеж – изображение формы корпуса, его наружной поверхности, в виде точного масштабного чертежа в трех проекциях.
Топ – верхняя часть мачты.
Транец – плоский срез кормы у кораблей.
Трап – так называют на кораблях все лестницы.
Узел – единица скорости, равная 1 морской миле в час (1,852 км/час).
Утка – двурогая планка для крепления снастей бегучего такелажа или швартовых, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна.
Фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъема на судах сигнальный флагов и пр.
Фальшборт – обшивка борта судна выше верхней палубы и служит для ограждения палубы и защиты ее от заливания.
Форпик – носовой отсек судна от форштевня до первой (таранной) переборки.
Форштевень – носовая оконечность набора (каркаса, скелета) судна.
Флаг – поднимаемое в соответствии с установленными правилами полотнище, обозначающее принадлежность судна государству, спортобществу, клубу и т.п.
Швартовка – подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.
Швартовое устройство – шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или борта другого судна.
Шпангоут – ребро жесткости наружной обшивки корпуса судна, расположенное в поперечной плоскости.
Шпация – расстояние между двумя соседними шпангоутами.
Шпигат – отверстие для стока воды в фальшборте.
Шпиль – устройство в виде барабана, вращаемого на вертикальной оси, применяется на судах для подъема якоря.
Штандарт – флаг главы государства, поднимаемый в месте его пребывания. Официально принят при Петре I.
Штурвал – рулевое колесо.
Ходовой мостик – огражденная часть палубы ходовой рубки, где расположены приборы управления кораблем или судном.
Эскадра – группа судов, находящихся в совместном плавании.
Якорь – приспособление для удержания судна на месте при его стоянке на свободной воде.