Объем дисциплины и виды учебной работы: 3-4 курс




Рабочая программа дисциплины

Б1.В.ОД.8 Проектирование уроков технологии в начальной школе

 

3 курс 6 семестр

4 курс 7 семестр

 

 

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат)
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы: Начальное образование
Тип образовательной программы: Программа академического бакалавриата
Форма обучения: очная
Срок освоения образовательной программы 4 года
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: 44.03.01(155)-14-О

 

Нижневартовск

2014 г.

1. Цель освоения дисциплины: становление профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения ими современных методик и технологий ведения образовательной деятельности в начальной школе по предметной области «Технология».

Задачи дисциплины:

1) содействовать раскрытию теоретических основ главных содержательных линий курса технологии и возможности их пропедевтического изучения в начальной школе;

2) содействовать формированию умений самостоятельного проектирования уроков технологии в начальных классах;

3) содействовать воспитанию у студентов творческого отношения к организации образовательного процесса в начальной школе;

4) содействовать владению студентом самообразовательными умениями, позволяющими ему развивать свою профессиональную компетентность в области начального технологического образования.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б1.В.ОД.8 Проектирование уроков технологии в начальной школе входит в вариативную часть обязательных дисциплин для студентов 3-4 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование».

Для освоения дисциплины «Проектирование уроков технологии в начальной школе» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе в процессе изучения дисциплин Изобразительное искусство, Мировая художественная культура и Технология; в ходе изучения в вузе дисциплин: Педагогика, Психология, Методика обучения и воспитания младших школьников.

Освоение дисциплины «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору, например «Ознакомление младших школьников с декоративно-прикладным искусством ХМАО» и других, связанных с углубленным изучением проблем образования младших школьников, педагогической практики.

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающийся бакалавров следующих компетенций:

ПК-1 - готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

ПК-2 - способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Планируемые результаты обучения по дисциплине «Проектирование уроков технологии в начальной школе», соотнесенные с формируемыми компетенциями

В результате освоения дисциплины обучающийся бакалавр должен:

Знать: возрастные особенности младших школьников; современные средства и методы обучения и воспитания; современные технологии обучения и воспитания; порядок применения современных методов и технологий обучения, в том числе и информационных для обеспечения планируемого качества образовательного процесса на уроках технологии в начальной школе; способы применения современных методов диагностики достижений учащихся, соответствующих требованиям ФГОС НОО.

Уметь: подбирать эффективные методы и средства обучения и воспитания через предметную совместную и самостоятельную деятельность; применять современные технологии обучения и методы диагностики достижений школьников предметных результатов на уроках технологии в начальной школе; вносить коррективы в содержание и организацию образовательной деятельности по результатам диагностики.

Владеть: навыками разработки и осуществления учебно-воспитательного процесса в системе начального общего образования по предмету « Технология ».

 

4. Структура и содержание дисциплины «Проектирование уроков технологии в начальной школе»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов), курс рассчитан на изучение в течение 6-7 семестров, включает лекционные и практические занятия и самостоятельную работу студентов.

Объем дисциплины и виды учебной работы: 3-4 курс

Вид учебной деятельности Всего часов Семестры
     
Аудиторные занятия(всего)      
В том числе:      
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа(всего)      
Вид аттестации   (зачет, экзамен)     экзамен
Общая трудоемкость (часы)        
Зачетные единицы      

 

 

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц практ лаб самост
1. Раздел 1. Теоретические основы методики преподавания уроков технологии в начальной школе          
  1. Роль предметно-практической деятельности в познании и развитии.          
  2. Учебные программы по технологии в начальных классах и учебная литература для учащихся учебные программы по технологии в начальных классах и учебная литература для учащихся         Проверка конспектов      
  3. Структура урока технологии          
  4. Методы обучения на уроках технологии          
  5. Классификация уроков технологии         Защита конспектов уроков
  6. Организация внеурочной работы по технологии в начальных классах          
  Раздел 2. Практические приёмы обработки материалов. Организация уроков по разделам и темам программы          
  1. Операции и инструменты          
  2. Материалы на уроках технологии и изделия из них         Практическое задание (составление таблицы, схемы)
3. Раздел 3. Технологии обучения на уроках технологии в начальной школе          
  1. Игровые технологии на уроках технологии         Презентация игр
  2. Технология учебного проектирования на уроках технологии          
  3. Проблемное обучение на уроках технологии         Защита проблемных ситуаций
  ВСЕГО         экзамен

 

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Модуль 1. Теоретические основы методики преподавания уроков технологии в начальной школе

1. Роль предметно-практической деятельности в познании и развитии. Место уроков технологии в общем образовании. Роль уроков технологии в развитии ребенка младшего школьного возраста. Структурные элементы учебной трудовой деятельности у чащихся начальных классов.

2. Учебные программы по технологии в начальных классах и учебная литература для учащихся. Оформление детской трудовой деятельности в рамках учебного предмета. Особенности программ по предмету Технология

3. Методы обучения на уроках технологии. Классификация методов обученияпо источникам получения знаний. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Классификация уроков технологии. Типы уроков технологии. Специфика уроков технологии различных типов и их структурные особенности.

5. Структура урока технологии. Подготовка учителя к уроку. Структура урока технологии и ее структурные элементы. План и конспект урока.

6. Организация внеурочной работы по технологии в начальных классах. Содержание и организация внеурочной работы. Индивидуальная, групповая и коллективная формы организации внеурочной работы.

Модуль 2. Практические приёмы обработки материалов. Организация уроков по разделам и темам программы

Операции и инструменты

Разновидности разметочных операций и используемые инструменты и приспособления. Разновидности операций, разрушающих материал. Разновидности операций, превращающих плоские детали в объемные.Разновидности сборочных операций. Отделка деталей и доводка готовых изделий.

2. Материалы на уроках технологии и изделия из них. Природные, бумажные, текстильные материалы. Пластмассы и полуфабрикаты на уроках технологии.

 

Модуль 3. Технологии обучения на уроках технологии в начальной школе

4. Игровые технологии на уроках технологии

Структура игровой технологии. Основные этапы дидактической игры. Конструирование дидактических игр для уроков технологии (для обучающихся в различных классах, с использованием различных материалов и т.д.)

5. Технология учебного проектирования на уроках технологии.

Сущность понятий «проект» и «метод проектов». Функции учителя в процессе выполнения учащимися проектов. Уровни сложности проектных заданий. Классификация видов проектов (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.М. Конышева). Этапы выполнения проекта. Требования к проектируемому изделию. Оценочный лист проекта.

6. Проблемное обучение на уроках технологии

Общие и специальные функции проблемного обучения. Виды проблемного обучения. Структура проблемной ситуации. Правила создания проблемных ситуаций. Проблемные ситуации на уроках технологии с учетом уровня проблемности в обучении. Способы создания проблемных ситуаций на уроках технологии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: