Две юбилейные даты баснописца И. А. Крылова




Posted By: Серафима Вишневская on: April 30, 2014

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) заслуженно пользуется славой одного из величайших баснописцев мира. Однако басни он писал во второй половине своей долгой жизни, в XIX веке. В первой же – он был драматургом, сатириком-журналистом, поэтом, и в некоторых отноше­ниях его творчество той поры не менее интересно.

Еще ребенком Крылов видел пугачёвское восстание, в молодые годы находился под впечатлением Великой французской революции 1789 года, что не могло не сказаться на его творчестве первой половины жизни. В баснях Крылова также отразилась эпоха с такими событиями, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов. Создавая басни, он достиг зенита своей литературной славы.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года (245 лет назад). Раннее детство провел в Оренбургском крае. В 1775 году семья переехала в Тверь, где прошли отрочество и юность будущего баснописца. Отец, Андрей Прохорович, в Твери был председателем городского магистрата. Он только по своим правам, будучи капитаном в отставке, был дворянином, принадлежащим к тому сословию дворянства, которые были служащими и добывали средства к существованию личным трудом. У родителей не было ни поместий, ни крепостных. Отец умер, когда Ивану было 13 лет. В 1777 году в Твери родился брат Ивана – Лев. Главную роль в жизни и воспитании сыновей сыграла мать, Мария Алексеевна. Она в 1782 году перебралась вместе с детьми в Петербург.

Иван Андреевич, начавший службу еще при отце в Твери, поступил в одну из столичных канцелярий. Но служба мало интересовала его. Он мечтает стать профессиональным литератором – дра­матур­гом и настойчиво пишет пьесу за пьесой, пытаясь продвинуть свои произведения на сцену.

Первое дошедшее до нас литературное произведение Крылова – комическая пьеса «Кофейница», написанная еще в Твери. Помещица Новолюдова нещадно обирает крестьян, беря оброк с них на годы вперед. В пьесе много народных поговорок: «Попытка не пытка, спрос не беда», «Не сули журавля в небе, дай синицу в руках» и др. Это первое произведение Крылова – сильнейшая сатира на дворянство и крепостное право.

В Петербурге Крылов знакомится со знаменитым тогда актером и режиссером Дмитриевским. Ему он показывает свою первую трагедию «Клеопатра». Дмитриевский, признав талант молодого драматурга, посоветовал ему работать для театра дальше, но пьесу порекомендовал уничтожить, так как она открыто была направлена против российской «Клеопатры» – Екатерины II. Крылову хотелось «поразить порок на троне», и он написал другую трагедию, «Филомела», даже удалось ее позже напечатать, но на сцену пьеса не была допущена. В 1786 году Крылов пишет лучшую свою комедию этой поры – «Сочинитель в прихожей», следующая пьеса – «Проказники», и опять произведения Крылова не попадают на сцену.

Ему пришлось оставить надежду на возможность работы для сцены. Уйдя со службы, он переходит к другому виду литературной деятельности – становится журналистом и вскоре, в 1789 году, участвует в создании журнала «Почта духов». Собственно, он был единоличным редактором этого журнала.

В «Почте духов» Крылов заостряет внимание читателя на том, что дворянские пороки и развлечения оборачиваются, в конечном счете, всё увеличивающимся ограблением крестьян.

В 1792 году вместе с Клушиным – литератором-разночинцем – они издают новый журнал: «Зритель».

В журнале печатались разные авторы. Иван Андреевич сам опубликовал ряд своих сатирических произве­де­ний, из которых наиболее интересными признаются «Каиб, Восточная повесть» и «Похвальная речь в память моему дедушке». Царь Каиб – полное ничтожество. Его можно заменить куклой во время его царство­вания, можно пренебречь и не вспоминать его имени – и ничего не изменится в государстве. Если он и нужен, то только своему семейству. Считается, что эта повесть была самым сильным антимонархическим произведением русской литературы 18-го века.

В 1793 году Крылов, опять же с Клушиным, издает новый журнал – «Санкт-Петербургский Меркурий». Но им пришлось притупить остроту своей сатиры, так как они попали под надзор полиции. В этом журнале Крылов помещал свои стихотворения. У него обнаруживается замечательный талант лиричес­кого поэта.

Изменяются условия жизни в стране – все усиливается реакция, вызванная страхом российского самодержавия перед Великой Французской революцией. В последние годы царствования Екатерины II и во время царствования Павла I Крылову вообще пришлось прекратить писать и печататься.

В 1800 году Иван Андреевич работал личным секретарём у князя С.Ф.Голицына и проживал с ним в его имении в Саратовской губернии. Он написал антимонархическую шуто-трагедию «Трумф» и поставил ее на сцене домашнего театра. Декабрист П.Завалишин писал о пьесе «Трумф»: «…ни один революционер не придумал никогда злее и язвительнее сатиры на правительство».

Князь Голицын в 1801 году был назначен Александром I генерал-губернатором Риги, а И. А. Крылов – его личным секретарем. Через два года он возвращается в Петербург.

В 1806 – 1807 годах Крылов пишет несколько пьес, среди которых – «Урок дочкам» и «Модная лавка». Пьеса «Модная лавка» не сходила со сцены в продолжение всего 19 века. К столетию со дня смерти Крылова эта комедия была поставлена в ряде советских театров и вызвала большой интерес у зрителя. По языку и мастерству использования сценических эффектов эта пьеса – высшее достижение Крылова в жанре комедии.

В 1811 году И.А.Крылов был избран в Российскую Академию наук.

В 1812 году в Петебурге была учреждена Публичная императорская библиотека. Иван Андреевич десятки лет служит в Публичной библиотеке под началом А.Н Оленина и становится членом его литературного кружка и его семейного круга. Через него Крылов был приближен и к царскому двору. Его повышают в чинах и дают награды, и уже при императоре Николае I в 1838 году Крылову устраивают юбилей, какого не видел ни один писатель во времена самодержавия, и в его честь выбивают медаль.

Раньше, в «Послании к другу моему», Крылов утверждал, что «счастья в том не полагал, чтоб пышностью блистать в народе», теперь он имел эту возможность. Однако он ею не воспользовался.

В 19-й век Крылов пришёл со сложившимися взглядами на жизнь, писателем, подошедшим к вершинам своего художественого мастерства.

Стеснённый при передаче содержания своих взглядов цензурными условиями, Крылов мог свободно выражать их в своих баснях. «Слог басен его вообще лёгок, чист и всегда приятен», – писал Жуковский в статье, помещённой в «Вестнике Европы» в 1809 году.

Иван Андреевич стал писать басни с 1806 года. Им было написано более 200 басен и выпущено 9 сборников.

Первый сборник, выпущенный в 1809 году, начинается с басни «Ворона и лисица».

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Хотелось бы знать реальные случаи, вызвавшие создание той или иной басни, но сам Крылов о них не говорил, известно лишь, что исторические басни написаны в связи с событиями войны с Наполеоном, все другие толкования -лишь домыслы.

Басня «Раздел» воспринималась как умное и тонкое напоминание о том, что главное в борьбе с опасным врагом – солидарность.

В басне «Обоз» Крылов защищал кутузовские методы ведения войны и осмеивал тех, кто осуждал полководца за медлительность и осторожность и предлагал иначе вести военные действия.

В басне «Волк на псарне» выражено стремление народа изгнать врага за пределы родины. Интересен сюжет басни «Щука и Кот». Когда французская армия, убегая из России, переправилась через Березину и русские потеряли возможность взять в плен самого Наполеона, Крылов выразил народное возмущение, так как не следовало поручать адмиралу Чичагову ведение сложных сухопутных действий, не посчитавшись с Кутузовым.

Во время Отечественной войны 1812 года Крылов приобрёл широчайшее признание, и с тех пор его популярность возросла, хотя власть предержащие, используя славу и популярность автора, перетолковыва­ло­ его басни в выгодном для себя направлении. Басни Крылова удобно было считать забавными рассказами о животных, а самого баснописца – писателем для детей.

 

Конечно, Иван Андреевич писал не для детей – это ясно из острополитического характера его творчества, но, благодаря ясному, превосходному языку, басни его хорошо воспринимаются и запо­ми­на­ются детьми. В программе советской школы были басни Крылова. Когда читаешь их, кажется, что автор писал легко, без особого напряжения, но на самом деле каждая из басен стоила ему большого труда. Первые наброски делались на лоскутках, затем переписывались на бумажные листы и снова многократно переписывались.

Труд был вторым его гением.

Читал он свои басни превосходно: непринужденно, внятно, естественно, и при этом весьма музыкально.

Иван Андреевич Крылов был высокообразованным человеком, он изучил французский, немецкий и итальянский языки еще в юности, английский – уже на 53-м году жизни.

На 50-м ему вдруг захотелось в подлиннике читать греческих писателей. Об этом он заговорил с Гнедичем (переводчиком на русский язык гомеровской «Илиады»). Гнедич сказал, что это трудно, да и поздно, но Крылов ответил, что никогда не поздно, если у человека сильная воля. И он осилил греческий язык, купил полное собрание древнегреческих классиков и всех прочел в подлиннике. Это продолжалось два года. Гнедич предложил ему заняться переводом «Одиссеи». Крылов согласился и даже начал переводить. Но столь объёмный труд ему наскучил, и он объявил, что ему не справиться с гекзаметром.

Иван Андреевич всю жизнь оставался холостяком. Он был высокого роста, весьма тучный, с седыми, всегда растрёпанными волосами, одевался небрежно. Не носил перчаток ни летом, ни зимой, считая это пустым излишеством. В пожилом возрасте продолжал купаться в Неве до самой поздней осени. Очень много курил., не расставался с книгами, очень много читал.

Власти хотели сделать из Крылова выразителя дворянских интересов в литературе. На его примере пытались продемонстрировать заботы монархии Николая I о русской литературе, о русских писателях. Сам же Иван Андреевич много басен написал о тяжелом положении народа. Это «Листы и Корни», «Крестьяне и Река», «Собака и Лошадь». особенно замечательна басня «Крестьянин и смерть» с такими рассуждениями:

Куда я беден, боже мой!

Нуждаюся во всем; к тому ж жена

и дети,

А там подушное, боярщина, оброк…
И выдался ль когда на свете
Хотя один мне

радостный денёк?

Говоря о баснях Крылова, следует вспомнить их оценку в «Горе от ума» Грибоедова. Довольно откровенно выражено существо его творчества:

Насмешки вечные над

львами!

Над орлами:

Кто что ни говори –

Хотя животные, а все-таки

цари.

После гибели Пушкина, трагической смерти Грибоедова Иван Андре­е­вич перестал писать.

Скончался И. А. Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года (170 лет назад). Считали, что причиной смерти было переедание и несварение желудка, официальный диагноз – скоротечное воспаление лёгких.

Ивану Андрееви­чу Крылову была оказана большая почесть: памятник ему стал третьим в России памятником писателю (после памятников Карамзину в Сим­бир­ске и Державину в Казани). Воздвигнут он в Летнем саду в Петербурге.

Автор памятника – барон Пётр Карлович Клодт, создатель «Укротите­лей коней» на Аничковом мосту и перед Конногвардейским манежем, памятников Николаю I в Петербурге и князю Владимиру в Киеве. Фигуры зверей – персонажей басен Крылова на постаменте выполнены по рисункам Александра Алексеевича Агина. Памятник был торжественно открыт 12 мая 1855 года. И.А. Крылову были поставлены памятники и в ряде других городов России.

Материал подготовила

Серафима ВИШНЕВСКАЯ Сан-Франциско

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: