Лекция №8
Употребление числительных и местоимений в речи
План:
1. Употребление числительных в речи
Употребление местоимений в речи
Употребление числительных в речи
Собирательные числительные оба, обе в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют окончание а, а в женском роде – гласную е: оба друга, но обе подруги; обоих друзей, но обеих подруг. Таким образом, форма оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а форма обе – только с существительными женского рода.
Склоняются собирательные числительные так же, как прилагательные во мн. ч. И окончания у них такие же: троих, троим, троими, о троих; обеих, обеим, обеими, об обеих.
И. п. | двое | оба стола, окна | обе ручки |
Р. п. | двоих | обоих столов, окон | обеих ручек |
Д. п. | двоим | обоим столам, окнам | обеим ручкам |
В. п. | двоих | оба стола, окна | обе ручки |
Т. п. | двоими | обоими столами, окнами | обеими ручками |
П. п. | о двоих | об обоих столах, окнах | об обеих ручках |
Теория.
Вспомним теорию о сочетаемости собирательных числительных с существительными:
Собирательные числительные имеют свои особые правила сочетания с именами существительными.
Собирательные числительные сочетаются:
1) С одушевленными существительными мужского рода: двое друзей, пятеро школьников;
2) С существительными, обозначающими детей и детёнышей животных: трое ребят, четверо верблюжат;
3) С существительными, которые имеют формы только мн. ч.: двое суток, трое ножниц.
Собирательным числительным не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола (сочетание пятеро девочек неверно).
А теперь вспомните обыкновенные и десятичные дроби в математике, и вы сразу вспомните, что такое дробные числительные. Вот они: две шестых, ноль целых пять десятых.
А что собой представляют дробные числительные? Рассмотрите внимательно примеры: одна вторая, пять шестых.
Какой частью речи является числитель дроби? (Это числительное).
А знаменатель? (Порядковое числительное).
Обратите внимание: при склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть – как количественное числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе. Например: одна третья равна четырём двенадцатым.
Среди дробных числительных есть совсем уж странное – полтора. Вы, конечно, знаете, что оно означает «один и половина второго». На это, кстати, указывает его происхождение из числительного полтора (мы и сейчас говорим полвторого, когда часы показывают 1 1/2).
Числительное полтора имеет всего две формы: полтора (в И. п. – В. п.), полутора (во всех остальных падежах). Кроме того, полтора, так же как и два, оба, изменяется по родам: полтора (в мужском и среднем роде) и полторы (в женском роде).
Просклоняйте устно словосочетания:
Полтора яблока, полторы груши, полтора апельсина.
Порядковые числительные (простые и сложные) склоняются по образцу прилагательных, при этом числительное третий склоняется как притяжательное прилагательное (например, заячий). В составных порядковых числительных (то есть состоящих более чем из одного слова) склоняется только последнее слово.
И. п. | третий | восьмой | сто двадцать шестой |
Р. п. | третьего | восьмого | сто двадцать шестого |
Д. п. | третьему | восьмому | сто двадцать шестому |
В. п. | третий | восьмой | сто двадцать шестой |
Т. п. | третьим | восьмым | сто двадцать шестым |
П. п. | о третьем | о восьмом | о сто двадцать шестом |
Употребление местоимений в речи
Местоимения не обладают самостоятельным лексическим значением, их значение конкретизируется лишь в тексте. Употребляются они обычно после имен, заменяя их и принимая их значение.
Так:
• личные местоимения Он, она, они Заменяют собой существительные и обозначают лицо или предмет;
• определительные местоимения Весь, всякий, самый, любой, каждый, А также указательные Такой, этот, тот, сей Заменяют собой прилагательные и обозначают признак;
• местоимение Столько, сколько Употребляются вместо числительных и указывают на количество.
• стилистические возможности местоимений раскрываются в их синонимическом использовании: Я знаю цену вашим обещаниям –Знаем мы цену вашим обещаниям (разг.); О чем ты думаешь? –О чем мы думаем? (разг.)
• местоимение Мы обычно указывает на группу лиц. В научной же и публичной речи оно приобретает несколько иные функции и называется авторским Мы. В научном сообщении или в статье оно равнозначно местоимению Я, Но вносит в речь оттенок скромности и подчеркивает объективность изложения. В публичную речь авторское Мы Вносит оттенок соучастия со служащими.
• стилистическими вариантами являются формы местоимений 3-го лица У нее –У ней, к ним –К им, от него –От его, возле них –Возле их и др. Первые варианты являются нормой литературной речи, вторые имеют просторечный характер.
• определенные трудности вызывает выбор одного из местоимений всякий, каждый, любой, т. к. они близки по значению – выделяют предмет из ряда однородных. Во многих случаях они взаимозаменяемые: каждый знает таблицу умножения –Всякий знает таблицу умножения –Любой знает таблицу умножения, однако в отдельных случаях эта замена невозможна.
Попробуйте, например, в устойчивом словосочетании "ходят тут всякие" вместо слова Всякие поставить Каждые Или любые. Не получается. В словосочетании "на каждом шагу" вместо слов На каждом Невозможно вставить На любом или На всяком. Точно также невозможна замена в словосочетаниях “всякий раз”, “любой ценой”. Смысловая разница чувствуется и между словосочетаниями “в любом случае” и “во всяком случае”. Значит, каждое из них имеет такие оттенки значения, которые в отдельных случаях не позволяют замену одного слова другим.
Всякий – самый разнообразный; всевозможный, всяческий; какой-либо, какой бы то ни было: Всякие книги. Отсутствие всяких желаний. Без всякого сомнения.
Каждый – один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков: Каждый из них расписался в получении денег. Каждые пять дней. Каждый день. Слушать каждого.
Любой – какой угодно (на выбор): В любое время. Любой ценой добиться успеха. Любой другой поступил бы также.
Грамматические средства связи:
Личные местоимения
1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2) указательные местоимения (такой, тот, этот)
1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».