Ранняя диагностика (0-3)
ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ОДНОГО ГОДА
Психологическое исследование ребенка можно начинать, когда он находится в возрасте от полутора до двух месяцев (ранее в его поведении преобладают различные рефлексы, оценка которых должна проводиться детскими невропатологами).
Ребенок при этом должен быть здоровым, сухим, спокойным, бодрым. Если ему нет еще восьми месяцев, положите его на стол, малыша постарше посадите за детский столик или возьмите на колени.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Основные ступени развития качеств:
Ребенок может:
в 3 месяца — хорошо контролировать положение головы;
в 4 месяц — опираться на руки в положении лежа на животе;
в 6 месяцев — дотрагиваться до предмета под контролем зрения, длительно удерживать игрушку в руке;
в 8 месяцев - сам сидеть, хорошо переворачиваться в любую сторону из любого положения;
в 9 месяцев - стоять, придерживаясь за что-либо;
в 10 месяцев - ползать на животе, уверенно садиться и сидеть;
в 11 месяцев - переступать ногами;
в 12-13 месяцев - ходить самостоятельно.
СЕНСОРНАЯ АКТИВНОСТЬ
При изучении реакций на движущийся предмет перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7 х 10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях.
Для исследования способности следить за движением исчезающего предмета игрушку прячут за экраном шириной в 7 см, находящимся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и, не прекращая его передвижения, через некоторое время показывают его с другой стороны экрана. Реакция считается нормальной, если в момент появления игрушки из-за экрана взгляд ребенка направлен в ту точку, в которой она появляется.
|
Для изучения реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран размером 35 х 35 см с двумя окошечками (7x7 см), расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в четыре — шесть секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещения взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и остановка взгляда на этом окошке.
Основные нормативы развития:
в 1 месяц — смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;
в 1,5 месяца - следит за двигающимся человеком, прослеживает движение предмета от периферии к центру поля зрения;
в 3 месяца - поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки;
в 4 месяца - прослеживает невидимое движение предмета, предвосхищает попеременное появление предмета в определенных частях пространства;
в 5 месяцев - улыбается отражению в зеркале;
в 6 месяцев - перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;
в 7 месяцев - поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию;
|
8 месяцев — отличает незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером;
в 10 месяцев - смотрит в угол за предметом, находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили;
в 12 месяцев — поворачивается на собственное имя, определяет тон голоса, проявляет интерес к картинкам в книге.
ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
Ребенку старше четырех месяцев предлагают погремушку и оценивают быстроту и точность захвата, движения пальцев, продолжительность удержания.
Ребенку старше восьми месяцев предлагают сначала одну, потом другую погремушку. Оценивают возможность захвата второй и удержания двух. Вторую предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой. Выясняют возможность пересечения взглядом и рукой средней линии при захвате второй игрушки.
У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20 х 20 см, расположенный справа или слева от ребенка. Игрушку помещают у ближнего края экрана, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, не прекращая потряхивать игрушку. Так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, которая ближе к экрану, и только к году — той, что дальше.
Основные нормативы развития:
|
в 3 месяца — у ребенка исчезает хватательный рефлекс, он играет с вложенной в руку игрушкой или с подвешенными игрушками, он может проявить пристальное внимание к предметам, двигать руками при виде погремушек, помещенных в зону досягаемости;
в 4 месяца — произвольно захватывает предметы, производит неспецифические действия с ними;
в 6 месяцев — берет вторую игрушку, но бросает первую, следит взглядом за действиями, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам;
в 7 месяцев — перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки, сам удерживает игрушку, наблюдая за перемещением других предметов;
в 8 месяцев — берет вторую игрушку, поданную со стороны занятой руки, пытается достать предмет из-за экрана, но использует ближайшую к экрану руку;
в 10 месяцев — может взять маленький предмет (таблетку, горошину), появляются первые предметные действия (катает мяч, звонит звонком, снимает кольца с пирамиды);
в 11 месяцев - складывает игрушки в корзинку;
в 12 месяцев - достает предмет из-за экрана, проявляет интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки, почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ВЗР0СЛЫМИ
Основные нормативы развития:
в 3 месяца — ребенок проявляет интерес к окружающим, узнает мать, реагирует зрительно и эмоционально;
в 4,5 месяца — вызывает на общение, определяет ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса;
в 6 месяцев — прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтоб его взяли, возбуждается, когда слышит шаги;
в 7 месяцев — имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием икряхтением, откликается на имя, сжимает губы, когда не хочет есть;
в 8 месяцев — хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки;
в 9 месяцев — прячет руки, если не хочет их мыть, любит играть в прятки;
в 10 месяцев — тянет маму за одежду, требуя внимания, машет рукой на прощание, отвечает взглядом или движением на вопрос «Где папа?», очень ненадолго отдает игрушку, понимает один-два звуковых обозначения предметов;
в 11 месяцев - бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться;
в 12 месяцев - владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, может издавать звуки в конце и начале совместных действий.
10 месяцев — появление вокализаций в конце и в начале действий, попытки выразить свои желания с помощью звуков;
12 месяцев — существование особых «слов-меток», понятных только матери и ребенку: «бах» — падение, «кахн» — бутылочка, «фа» — шапка, появление способности произвольно повторять отдельные слоги, произнести 2 — 3 слова, понять их предметную отнесенность.
ГОЛОСОВАЯ АКТИВНОСТЬ
Основные нормативы развития:
в 2—3 месяца- возникновение первых спонтанных вокализаций;
в 2—4 месяца- использование их в разговоре со взрослым;
в 3—4 месяца- гудение, расширение репертуара случайно произносимых звуков: «А», «Э», «Ю», «Я», «М», «П», «Б», «Т», «Д», появление звукосочетаний: «а-о-у», «ю-а-а»;
в 4,5 месяца – сопровождение действий звуками, требование к себе внимания;
в 8 месяцев – лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та»;
в 8—9 месяцев - псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему;