Максимальное количество баллов за всю работу -83.




Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

Участнику олимпиады по русскому языку

Уважаемые участники олимпиады!

Внимательно познакомьтесь с каждым заданием и определите для себя последовательность их выполнения.

Начинать нужно с тех заданий, которые не вызывают у вас затруднений. Если какие-либо вопросы покажутся вам сложными, лучше отложить их и вернуться к ним после того, как будут выполнены все остальные задания. Выполняйте работу аккуратно, чётко, следите за почерком.

Выполненная работа оценивается, исходя из правильности, полноты и ясности ответа на поставленные вопросы.

Максимальное количество баллов за всю работу -83.

Желаем успеха!

Задание №1. Прочитай стихотворные строки и найди рифмы, выпиши их. Объясни, используя транскипцию, на каком фонетическом явлении основана возможность рифмовки данных слов.

А)Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

(А.С.Пушкин)

Б)Вот почему, архивы роя,

Я разобрал в досужий час

Всю родословную героя,

О ком затеял свой рассказ.

(А.С.Пушкин)

(Максимальное количество баллов -7)

Задание №2. Дай определение нулевой морфемы. Выпиши слова с нулевыми морфемами, укажи их.

Бережно, очередь, смеялся, замёрз, выход, приплясывая, умер, вестибюль, переехавший, приказ.

(Максимальное количество баллов –16)

Задание №3. Знаешь ли ты значение заимствованных слов? Соотнеси слово и его значение и выбери правильный вариант. Ответом будет цифра и буква, например, 1В, 2Г и т.д.

1. РАРИТЕТ а)равенство, б)старинная ценная вещь, в)предмет интерьера.

2. ПАНЕГИРИК а)тип темперамента, б)болезнь, в)хвалебная речь.

3. СТАТУС а)закон, б)социальное положение, в)монумент.

4. ФЕНОМЕН а)необычное явление, б)страстный болельщик, в)профессия.

5. ФИАСКО а)предмет дамского туалета, б)вид спорта, в) поражение.

6. ЭЛЕКТОРАТ а)механизм, б) избиратели, в) инструмент.

(Максимальное количество баллов – 6)

Задание №4. Вспомни разряды прилагательных. Сопоставь словосочетания и определи разряд каждого прилагательного.

Золотые кудри – золотая брошь; львиный рык – львиная доля; лисья шапка – лисья хитрость; медвежья походка – медвежья берлога.

(Максимальное количество баллов – 8)

Задание №5. Даны две формы выделенного слова. Выпишите то предложение или словосочетание, в котором форма слова употреблена правильно.

1) Согласно приказа; согласно приказу.

2) Я купила пару носков. Я купила пару носок.

3) В поезде ехало много турок. В поезде ехало много турков.

4) Давайте заключим договора. Давайте заключим договоры.

5) Двести граммов колбасы; двести грамм колбасы.

6) Слазь с дерева! Слезай с дерева!

(Максимальное количество баллов – 6)

Задание №6. В каком (каких) предложении (предложениях) сказуемое – составное глагольное? Выпиши его (их), подчеркни сказуемое, укажи, чем выражено.

Ты будешь решать, кого послать вперёд.

Мой друг приехал в наш город поступать в институт.

Отступать от правил игры считалось недопустимым.

Ты должен преодолевать препятствия и двигаться к своей цели.

Дворец казался островком печальным.

(Максимальное количество баллов – 6)

Задание №7. Какой частью речи являются выделенные слова? Дай ответ в виде связного высказывания (3-5-предложений), приведи аргументы. Как называется такой языковой процесс?

- Как вы проникли через фронт?

- Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. А белых мы обошли.

(К.Федин)

 

(Максимальное количество баллов – 9)

Задание №8. Найдите в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» устаревшие слова, определите их значение.

Какой омоним, принадлежащий к активному запасу языка, есть у одного из устаревших слов?

Три девы, красоты чудесной,

В одежде лёгкой и прелестной

Княжне явились, подошли

И поклонились до земли.

Тогда неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжне воздушными перстами

Златую косу заплела

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

(Максимальное количество баллов – 10)

Задание №9.

Прочитай предложения и выполни задания.

А. Цветы Михайловского впитали в себя голубизну здешнего неба, Сороти, зелень его лесов, деревьев и трав и все цвета небесной радуги, осенявшей эту землю испокон веков.

Б. Это пора прощания с живыми цветами, которые не подвластны ни снегу, ни морозу, ибо они вошли в книгу, гербарий, альбом, чтобы пробуждать в человеке мечты и сладкие раздумья о былом в тихие зимние вечера у комелька.

В. Так было при Пушкине, так оно и сейчас.

Г. Стихотворение «Цветок засохший, безуханный …» было написано Пушкиным осенью.

1) В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст? Ответом будет последовательность букв.

2) Дай толкование выделенных слов.

3) Определи часть речи и сделай морфемный разбор слов осенявшей и безуханный.

(Максимальное количество баллов -10)

Грамотность всей работы оценивается по 5-балльной системе в соответствии с едиными нормами выставления оценок. Если за грамотность поставлено 2 балла, то они не учитываются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: