Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс
Участнику олимпиады по русскому языку
Уважаемые участники олимпиады!
Внимательно познакомьтесь с каждым заданием и определите для себя последовательность их выполнения.
Начинать нужно с тех заданий, которые не вызывают у вас затруднений. Если какие-либо вопросы покажутся вам сложными, лучше отложить их и вернуться к ним после того, как будут выполнены все остальные задания. Выполняйте работу аккуратно, чётко, следите за почерком.
Выполненная работа оценивается, исходя из правильности, полноты и ясности ответа на поставленные вопросы.
Максимальное количество баллов за всю работу -83.
Желаем успеха!
Задание №1. Прочитай стихотворные строки и найди рифмы, выпиши их. Объясни, используя транскипцию, на каком фонетическом явлении основана возможность рифмовки данных слов.
А)Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
(А.С.Пушкин)
Б)Вот почему, архивы роя,
Я разобрал в досужий час
Всю родословную героя,
О ком затеял свой рассказ.
(А.С.Пушкин)
(Максимальное количество баллов -7)
Задание №2. Дай определение нулевой морфемы. Выпиши слова с нулевыми морфемами, укажи их.
Бережно, очередь, смеялся, замёрз, выход, приплясывая, умер, вестибюль, переехавший, приказ.
(Максимальное количество баллов –16)
Задание №3. Знаешь ли ты значение заимствованных слов? Соотнеси слово и его значение и выбери правильный вариант. Ответом будет цифра и буква, например, 1В, 2Г и т.д.
1. РАРИТЕТ а)равенство, б)старинная ценная вещь, в)предмет интерьера.
2. ПАНЕГИРИК а)тип темперамента, б)болезнь, в)хвалебная речь.
3. СТАТУС а)закон, б)социальное положение, в)монумент.
|
4. ФЕНОМЕН а)необычное явление, б)страстный болельщик, в)профессия.
5. ФИАСКО а)предмет дамского туалета, б)вид спорта, в) поражение.
6. ЭЛЕКТОРАТ а)механизм, б) избиратели, в) инструмент.
(Максимальное количество баллов – 6)
Задание №4. Вспомни разряды прилагательных. Сопоставь словосочетания и определи разряд каждого прилагательного.
Золотые кудри – золотая брошь; львиный рык – львиная доля; лисья шапка – лисья хитрость; медвежья походка – медвежья берлога.
(Максимальное количество баллов – 8)
Задание №5. Даны две формы выделенного слова. Выпишите то предложение или словосочетание, в котором форма слова употреблена правильно.
1) Согласно приказа; согласно приказу.
2) Я купила пару носков. Я купила пару носок.
3) В поезде ехало много турок. В поезде ехало много турков.
4) Давайте заключим договора. Давайте заключим договоры.
5) Двести граммов колбасы; двести грамм колбасы.
6) Слазь с дерева! Слезай с дерева!
(Максимальное количество баллов – 6)
Задание №6. В каком (каких) предложении (предложениях) сказуемое – составное глагольное? Выпиши его (их), подчеркни сказуемое, укажи, чем выражено.
Ты будешь решать, кого послать вперёд.
Мой друг приехал в наш город поступать в институт.
Отступать от правил игры считалось недопустимым.
Ты должен преодолевать препятствия и двигаться к своей цели.
Дворец казался островком печальным.
(Максимальное количество баллов – 6)
Задание №7. Какой частью речи являются выделенные слова? Дай ответ в виде связного высказывания (3-5-предложений), приведи аргументы. Как называется такой языковой процесс?
|
- Как вы проникли через фронт?
- Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. А белых мы обошли.
(К.Федин)
(Максимальное количество баллов – 9)
Задание №8. Найдите в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» устаревшие слова, определите их значение.
Какой омоним, принадлежащий к активному запасу языка, есть у одного из устаревших слов?
Три девы, красоты чудесной,
В одежде лёгкой и прелестной
Княжне явились, подошли
И поклонились до земли.
Тогда неслышными шагами
Одна поближе подошла;
Княжне воздушными перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела.
(Максимальное количество баллов – 10)
Задание №9.
Прочитай предложения и выполни задания.
А. Цветы Михайловского впитали в себя голубизну здешнего неба, Сороти, зелень его лесов, деревьев и трав и все цвета небесной радуги, осенявшей эту землю испокон веков.
Б. Это пора прощания с живыми цветами, которые не подвластны ни снегу, ни морозу, ибо они вошли в книгу, гербарий, альбом, чтобы пробуждать в человеке мечты и сладкие раздумья о былом в тихие зимние вечера у комелька.
В. Так было при Пушкине, так оно и сейчас.
Г. Стихотворение «Цветок засохший, безуханный …» было написано Пушкиным осенью.
1) В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст? Ответом будет последовательность букв.
2) Дай толкование выделенных слов.
3) Определи часть речи и сделай морфемный разбор слов осенявшей и безуханный.
(Максимальное количество баллов -10)
|
Грамотность всей работы оценивается по 5-балльной системе в соответствии с едиными нормами выставления оценок. Если за грамотность поставлено 2 балла, то они не учитываются.