Организация торговли автомобилями




Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

 

Виды производственной деятельности

Основными видами деятельности СТОА являются:

• предпродажная подготовка и продажа АТС;

• ТО и гарантийный ремонт автомобилей в течение гарантийного периода эксплуатации;

• послегарантийные ТО и текущий ремонт;

• капитальный ремонт узлов и агрегатов.

Целью предпродажной подготовки является предоставление по­купателю исправного и подготовленного к эксплуатации АТС.

Техническое обслуживание, в том числе в гарантийный период эксплуатации, — это комплекс профилактических работ, направлен­ных на предупреждение отказов, неисправностей и восстановление значений регулировочных параметров агрегатов, узлов и систем, уста­новленных изготовителем.

По периодичности, перечню и трудоемкости работ техническое обслуживание подразделяется на следующие виды:

• ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

• периодическое техническое обслуживание (ПО);

• сезонное обслуживание (СО).

Ежедневное обслуживание предусматривает выполнение уборочно- моечных работ, обеспечивающих поддержание надлежащего внеш­него вида АТС, и заправочных работ.

Периодическое техническое обслуживание, предусматривающее. выполнение определенного перечня работ через установленный изготовителем пробег АТС, подразделяется на следующие виды:

• обслуживание по талонам сервисных книжек, в которых указан перечень операций и периодичность их проведения (для легковых и некоторых грузовых автомобилей);

• первое (ТО-l) и второе (ТО-2) технические обслуживания (для грузовых автомобилей и автобусов отечественного производства). В этом случае перечень операций и периодичность устанавлива­ются изготовителем и приводятся в инструкции по эксплуатации АТС.

Техническое обслуживание может выполняться владельцем АТС или проводиться на СТОА.

Сезонное обслуживание предусматривает выполнение работ по подготовке АТС к зимней или летней эксплуатации.

Ремонт автотранспортных средств и их элементов включает в себя разборочно-сборочные, слесарные, механические, медницкие, сва­рочные, жестяницкие, обойные, окрасочные и другие работы. В со­ответствии с назначением, характером и объемом выполняемых ра­бот ремонт подразделяется на гарантийный, текущий (TP) и капи­тальный (КР).

Гарантийный ремонт заключается в проведении работ по устра­нению заводских дефектов и их последствий. Сроки его проведения устанавливаются в зависимости от трудоемкости, но не более 10 ра­бочих дней. Осуществляется он предприятием-изготовителем или его дилерскими СТОА.

Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отка­зов и неисправностей выполнением необходимых работ по восста­новлению или замене:

• у агрегатов — отдельных деталей или узлов, кроме базовых;

• у автотранспортных средств — отдельных деталей, узлов или агре­гатов.

На предприятиях автотехобслуживания капитальный ремонт пол­нокомплектных автотранспортных средств не проводится. Капиталь­но ремонтируют только агрегаты в тех случаях, когда базовая деталь нуждается в замене или ремонте, требующем полной разборки агре­гата, а также когда работоспособность агрегата не может быть вос­становлена посредством проведения текущего ремонта.

Организация торговли автомобилями

Покупка и продажа новых автотранспортных средств регулирует­ся Правилами продажи отдельных видов товаров, Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требова­ние покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ре­монта или замены аналогичного товара и Перечнем непродоволь­ственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Эти документы, утвержден­ные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 и разработанные в соответствии с Законом Россий­ской Федерации «О защите прав потребителей», регулируют отно­шения между покупателями и продавцами при продаже автотран­спортной техники, номерных агрегатов и запасных частей.

Перед заключением торговой сделки продавец должен предоста­вить покупателю необходимую информацию об имеющихся в про­даже марках и моделях автомобилей, а в случае необходимости ока­зать квалифицированную помощь в выборе нужной модели автомо­биля.

После того как покупатель ознакомился в демонстрационном зале со всеми выставленными на продажу автомобилями и сделал выбор, он должен оплатить стоимость приобретаемого товара. Оплата про­изводится либо в кассе предприятия, либо по безналичному расчету на основании выписанного счета на оплату автомобиля. Все расчеты производятся только в рублях и с применением контрольно-кассовых аппаратов. Покупателю на руки выдается кассовый чек на полную сумму внесенных денежных средств.

После оплаты покупатель становится владельцем автомобиля и забирает приобретенное транспортное средство.

На проданный автомобиль продавец должен выдать покупателю:

• сервисную книжку;

• инструкцию о порядке ухода и руководство по эксплуатации;

• набор инструментов, входящий в комплект транспортного сред­ства, если таковой предусмотрен изготовителем (на это следует обратить особое внимание);

• документы, удостоверяющие право собственности на автомото- транспортное средство и необходимые для регистрации его в ор­ганах ГИБДД (договор купли-продажи автомобиля или справка- счет, паспорт транспортного средства и временный регистраци­онный знак «Транзит»), На новые автомобили при наличии до­говора купли-продажи временный регистрационный знак «Тран­зит» не выдается;

• акт приемки-сдачи (форма акта произвольная).

Выдачей и оформлением акта приемки-сдачи завершается выпол­нение договора купли-продажи АТС.

При продаже номерного агрегата (двигателя, шасси, кузова, рамы) покупателю выдаются:

• предусмотренная изготовителем техническая документация (опи­сание);

• товарный (кассовый) чек или иной документ, удостоверяющий факт получения денег;

• документ, удостоверяющий право собственности на данный агре­гат, необходимый для регистрации его в органах ГИБДД.

В случае утраты покупателем документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, про­давец обязан по заявлению владельца и предъявлению им паспорта или другого документа его заменяющего выдать новый документ с пометкой «Дубликат» с указанием серии, номера и даты ранее вы­данного документа.

При торговле новыми автомобилями может применяться несколь­ко схем продаж: во-первых, за полную стоимость по наличному или Ос (наличному расчету; во-вторых, в кредит; в-третьих, в лизинг.

Некоторые продавцы при торговле используют систему trade-in. В этом случае происходит частичное погашение стоимости нового автомобиля за счет сдачи подержанного.

В случае покупки в кредит передача покупателю приобретенного автомобиля производится при оплате не менее 20... 30 % его стоимо­сти.

Как правило, за пользование кредитом банк берет 10... 13 % годо­вых в валюте и 16...22 % в рублях. Время погашения кредита зависит от финансовых возможностей покупателя автомобиля. Обычно оно составляет от полугода до пяти лет и прописывается в кредитном до­говоре. Принято считать, что размер ежемесячного взноса не должен превышать 40 % от дохода покупателя.

Кроме выплат по процентам и погашения суммы кредита поку­пателя также ожидают и другие затраты. Стоимость перечисления денег из банка в автосалон всегда оплачивает клиент. Оформление кредитного договора и открытие клиентского счета также во многих банках является платной операцией. Может взиматься еще и комис­сия за ведение кредитного счета.

Если кредит открывается в валюте, то все расходы на конверта­цию и разницу курсов ложатся на плечи заемщика. Поэтому, несмо­тря на то что процентная ставка по рублевому кредиту выше, имен­но такой кредит может оказаться более выгодным. Это необходимо отдельно рассчитывать в каждом конкретном случае.

Иногда наблюдаются случаи кредита на покупку автомобиля под 0 % годовых. В этом случае проценты оплачивает не клиент, а чаще всего — продавец автомобилей. Обычно такие кредиты выдаются на срок не более шести месяцев. Выплачиваемые банку проценты за это время невелики, и автосалон ради привлечения дополнитель­ных клиентов и увеличения продаж готов гасить их из собственной прибыли.

Однако бывает, что стоимость кредита изначально закладывается в цену автомобиля. Чтобы избежать такого обмана, прежде чем со­глашаться на заманчивое предложение, необходимо сравнить цены в разных компаниях, торгующих автомобилями с разными условия­ми кредитования. Если стоимость автомобиля по «нулевому» креди­ту не дороже, чем у конкурентов по обычным условиям, то обмана в этом случае нет.

Также стоит учесть, что автомобиль, купленный в кредит, будет обязательно застрахован по программе КАСКО. Средняя стоимость страховки составляет примерно 10 % от стоимости автомобиля.

Те, кому автомобиль нужен как средство заработка, например так­систы, могут воспользоваться третьим вариантом продажи — лизин­говой сделкой.

Под лизингом понимают имущественные отношения, при кото­рых одна организация (пользователь) обращается к другой (лизин­говой компании) с просьбой приобрести необходимое имущество и передать его ей во временное пользование. Возникают отношения между тремя участниками: изготовителем, лизинговой компанией и пользователем (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Схема отношений при лизинге

 

Лизинговая компания приобретает автомобиль у изготовителя на основании договора купли-продажи, а затем сдает его на основании договора о передаче (договор лизинга) во временное пользование.

Главенствующую роль при лизинге играют отношения по времен­ному использованию имущества, а отношения купли-продажи оста­ются вспомогательным звеном. Хотя именно они служат основой возникновения лизинговых отношений.

Изготовитель и лизинговая компания, заключая договор купли- продажи, выступают в качестве продавца и покупателя. Но когда по­купатель предоставляет свое имущество во временное пользование на основе договора лизинга, то он снимает с себя ответственность за качество товара, и эту ответственность уже несет продавец. Ли­зинговая компания, оставаясь юридическим собственником имуще­ства, никакого отношения к нему фактически не имеет. Пользова­тель, эксплуатируя автомобиль и выполняя все связанные с этим обязанности (техобслуживание, страхование, ремонт), не имеет на него права.

Договор лизинга похож на договор аренды. Отличие заключается в том, что в договор лизинга может быть включено условие о воз­можной покупке пользователем эксплуатируемого автомобиля. В этом случае пользователь может быть потенциальным покупателем.

Основной обязанностью лизинговой компании становится предо­ставление автомобиля во временное пользование, а основными обязанностями пользователя являются своевременная выплата периодических платежей и поддержание автомобиля в исправном состоя­нии. Пользователь не имеет права передавать кому-либо автомобиль без согласия лизинговой компании. К тому же он обязан застрахо­вать его на срок действия контракта.

Для организации предприятия по торговле автотранспортными средствами и номерными агрегатами в Москве необходимо иметь в наличии следующие документы:

1. Акт государственной приемки.

2. Проект здания и план БТИ с указанием помещений, предназначенных для хранения спецпродукции ГИБДД, а также схему расположения датчиков и извещателей охранно-пожарной сигнализа­ции.

3. Договор аренды земельного участка.

4. Договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение, в котором размещается предприятие.

5. Устав предприятия.

6. Свидетельство о регистрации предприятия.

7. Свидетельство из государственной налоговой инспекции о по­становке предприятия на учет.

8. Свидетельство о регистрации кассовых аппаратов.

9. Разрешение местных органов управления (управ районов) на торговлю и открытие объектов питания при наличии собственных пунктов питания для сотрудников и клиентов.

10. Медицинские книжки сотрудников магазина, пункта пита­ния.

11. Договор с отделом вневедомственной охраны об охране поме­щений, предназначенных для хранения и выдачи спецпродукции ГИБДД.

12. Акты обследования помещений предприятия:

• заключение районного ЦГСЭН;

• заключение районного управления Госпожнадзора МЧС Рос­сии.

13. Технические условия подключения электроэнергии, воды и канализации.

14. Список сотрудников с указанием паспортных данных, место­жительства, занимаемой должности и домашнего телефона. Образцы подписей, оттиски печатей организации и служебные телефоны.

15. Приказ руководителя предприятия о назначении ответствен­ных лиц за поступление, расходование и хранение спецпродукции ГИБДД и бланков строгой отчетности.

16. Паспорта на рекламу и вывески.

Так как дилерская СТОА кроме продажи автомобилей предостав­ляет услуги по ТО и ремонту, необходим дополнительный перечень документации:

• перечень услуг, которые оказывает предприятие;

• сертификат соответствия на виды оказываемых услуг;

• сертификаты соответствия на оборудование;

• том предельно допустимых выбросов (ПДВ);

• проект размещения лимитов отходов;

• договора на вывоз и утилизацию отходов;

• формы заказов-нарядов на ремонтируемые автомобили. Спецпродукцией ГИБДД являются документы строгой отчетно­сти: справки-счета, временные регистрационные знаки «Транзит», паспорта транспортных средств.

В других регионах Российской Федерации согласно постановле­ниям местных органов власти при организации торгового предпри­ятия к указанному перечню могут быть добавлены дополнительные документы.

Перед продажей автомобилей продавец должен провести их пред­продажную подготовку. Целью такой подготовки является предостав­ление покупателю технически исправного, подготовленного к экс­плуатации автотранспортного средства без повреждений, вызванных транспортировкой и хранением, а также без отклонений от норм в работе агрегатов и систем.

На средних и крупных СТОА, осуществляющих продажу автомо­билей, предпродажная подготовка проводится на специализирован­ном производственном участке, а на малых СТОА — на рабочих по­стах в зоне ТО и ремонта.

Предпродажная подготовка предусматривает проведение следую­щих работ:

• проверка уровней масла, охлаждающей, тормозной и иных тех­нических жидкостей в агрегатах и системах автотранспортного средства и при необходимости их дозаправка. Устранение течи масла и технических жидкостей, вызванных нарушением герме­тичности соединений;

• проверка и при необходимости регулировка натяжения ремней привода генератора, вентилятора, компрессора (для автомобилей с пневматическим приводом тормозов) и масляного насоса высо­кого давления (для автомобилей с гидроусилителем рулевого управления);

• проверка уровня и плотности электролита и при необходимости доведение их до нормы;

• проверка давления воздуха в шинах и при необходимости доведе­ние его до нормы;

• проверка состояния и крепления защитных чехлов шарниров рав­ных угловых скоростей, рулевого механизма, шарниров рулевых тяг и подвески;

• проверка крепления колес;

• проверка системы питания на герметичность, контроль содержа­ния вредных веществ в отработавших газах. Проверка легкости пуска и устойчивости работы двигателя на различных частотах вращения коленчатого вала;

• проверка фиксации наконечников на клеммах АКБ, а также вы­соковольтных проводов на клеммах катушки и свечей зажигания, электронного коммутатора и датчика-распределителя;

• проверка действия привода и свободного хода педали сцепления;

• проверка действия рабочего, стояночного тормозов и свободного хода педали тормоза;

• проверка работы агрегатов и систем, механизмов и приборов АТС на ходу или на стенде;

• удаление внешней консервации, очистка кабины, кузова, салона, грузовой платформы, мойка и сушка АТС;

• осмотр автотранспортных средств, выявление наружных повреж­дений (проверка состояния дверей, кузова (кабины), сидений,

стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, опере­ния);

• проверка надежности закрывания капота, багажника, дверей, крышки наливной горловины топливного бака, исправности зам­ков дверей, работы стеклоподъемников, замков и втягивающих устройств ремней безопасности, регулирующих устройств сиде­ний и подголовников;

• проверка действия стеклоочистителей, омывателей, устройств обо­грева и обдува стекол;

• проверка и при необходимости регулировка установки фар;

• проверка работоспособности контрольно-измерительных прибо­ров (приборов освещения, световой и звуковой сигнализации);

• проверка на автомобилях инвалидных модификаций работоспо­собности специальных и дополнительных механизмов;

• проверка наличия технической документации, инструмента и ком­плектующих изделий.

Обнаруженные дефекты и неисправности, в том числе которые не входят в приведенный перечень, устраняются. При этом все ра­боты, в том числе и регулировочные, выполняются предприятием, проводящим предпродажную подготовку, а оплачиваются они вино­вной стороной согласно коммерческому акту, составленному с уча­стием представителя завода-изготовителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: