Рабочая программа
Дисциплины «Учение об атмосфере»
Направление подготовки: 020800.62 Экология и природопользование
Факультет: агротехнологический
Форма обучения: очная, заочная
Рабочая программа составлена на основании:
· государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления подготовки бакалавров «Экология и природопользование», утвержденного Министерством образования РФ 10.03.2000 г.,номер государственной регистрации 109 ЕН/БАК;
· основной образовательной программы ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА» по направлению подготовки 020800.62 Экология и природопользование, утвержденной приказом ректора от 25.05.2010 г. № 101-о.
Автор-составитель – к.с.-х.н., доцент Тимофеева Наталья Михайловна
Списки основных учебников и учебных пособий и обязательной периодики согласованы.
Заведующая библиотекой __________________________А.А. Музалевская
Лист рассмотрения/пересмотра
Рабочей программы учебной дисциплины
Программа рассмотрена и одобрена на 2010-2011 учебный год.
Протокол № 1 заседания кафедры почвоведения, агрохимии и земледелия «_ 31 __»__ 08 ___2010 г.
Заведующий кафедрой профессор __________________ Н.В. Беседин
Программа пересмотрена (пересмотрена система начисления баллов по МРС, расширен перечень дополнительной литературы и Интернет-ресурсов) и одобрена на 2011-2012 учебный год.
Протокол № _ 1 __ заседания кафедры почвоведения, агрохимии и земледелия от «_ 31 __»___ 08 ____2011 г.
Заведующий кафедрой профессор __________________ Н.В. Беседин
В связи с переходом в 2011 году на ФГОС ВПО обучение по настоящей программе завершено.
Цель и задачи дисциплины
|
Цель дисциплины «Учение об атмосфере» заключается в формировании представлений, знаний и навыков о процессах формирования климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном масштабах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режимов атмосферы Земли.
Задачи дисциплины:
· дать студентам глубокие и всесторонние знания об атмосферной циркуляции и климатообразовании: классификации климатов; изменении климата;
· понимание студентами радиационного, теплового и водного режима атмосферы;
· дать студентам основные рекомендации по использованию метеорологической и климатической информации в процессе будущей профессиональной деятельности и социальной жизни.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров.
Дисциплина «Учение об атмосфере» является дисциплиной федерального компонента и входит в цикл «Общепрофессиональные дисциплины» (ДН(М)). Рабочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению 020800.62 Экология природопользования установлено изучение дисциплины ДН(М).Ф.3 «Учение об атмосфере» на 2-ом курсе (3-ий семестр).
Содержание дисциплины базируется на подготовке и знаниях, полученных обучающимися в области таких дисциплин, как физика, биология, география, почвоведение. Изучающие дисциплину должны иметь знания по различным процессам жизнедеятельности растений (фотосинтез, дыхание, водообмен и корневое питание) и основным законам физики атмосферы.
Вместе с тем «Учение об атмосфере» является базовой для изучения последующих дисциплин: метеорология, общая экология, геохимия окружающей среды, безопасность жизнедеятельности и курсов, использующих климатическую и метеорологическую информацию.
|
Экология представляет собой одну из основных фундаментальных наук междисциплинарного характера. Современная экология ориентирована на урегулирование взаимоотношений человечества с окружающей средой с целью ее сохранения. Окружающая среда складывается из природной среды и социосферы. Важнейшая составляющая природной среды – атмосфера. Парниковый эффект, проявления глобального потепления, истощение озонового слоя в стратосфере, загрязнение атмосферного воздуха – вот неполный перечень глобальных экологических проблем, для понимания которых необходимы знания о составе и строении атмосферы, о физических закономерностях процессов, в ней протекающих, об условиях формирования климата Земли и его изменении – все это является предметом курса «Учение об атмосфере».
Знания, умения, компетенции, формируемые у студентов в результате освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- строение атмосферы;
- составляющие радиационного, теплового и водного балансов Земли;
- условия формирования климата Земли и его изменения;
- влияние атмосферного загрязнения на человека, животных и растительность.
уметь:
- использовать методы расчета основных метеорологических характеристик: осадков, испарения, ветра;
- оценивать климатические ресурсы территории.