При оценке конкурентоспособности автосервисного предприятия необходимо ответить на следующие вопросы: знают ли об этом имеющиеся и потенциальные клиенты и следует ли их убеждать в этом?
В процессе оценки конкурентоспособности автосервисного предприятия необходимо учитывать возможность и целесообразность:
• выполнения наряду с проведением обычных видов обслуживания и ремонта гарантийного обслуживания;
• удобства расположения сервисного предприятия (близко от дома или работы клиентов);
• приемлемого или более низкого уровня цен (что характерно для предприятий с узкой специализацией на отдельные виды работ);
• индивидуального подхода, большего внимания к потребностям клиентуры (что характерно для мелких автомастерских, создающих условия для присутствия клиентов в процессе ремонта, общения с мастерами и т.д.);
• деловых, приятельских или родственных отношений с владельцами автосервисных предприятий, бесплатного взаимовыгодного обмена услугами;
• более длительного периода работы в течение суток (в том числе в выходные дни), удобных часов работы автосервисного предприятия для клиентуры;
• обеспечения высокого качества и своевременности выполнения сервисных работ и др.
Изучение рынка и конкурентов в условиях быстрого расширения спектра услуг и высокой рентабельности должно быть направлено на те же области, которые являются предметом анализа собственного потенциала предприятия (фирмы):
• возможные стратегии конкурентов;
• текущее положение для конкурентов;
• финансовые возможности конкурентов;
• предпринимательская философия и культура конкурентов;
• цели конкурентов.
Исследование деятельности конкурирующих автосервисных предприятий, как и анализ спроса, осуществляется в три этапа:
• выявление действующих и потенциальных конкурентов;
• анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;
• выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов. Анализ конкуренции на рынке проводится в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на предприятии. Конкурирующие сервисные предприятия группируются в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяют их услуги. Можно выделить следующие основные группы конкурентов:
• предприятия, ориентирующиеся на удовлетворение всего комплекса запросов, предъявляемых потребителем к данному виду услуг;
• предприятия, специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка услуг;
• предприятия, намечающие выход на рынок с аналогичными услугами;
• предприятия, обслуживающие другие рынки аналогичных услуг, выход которых на данный рынок является вероятным.
В основе подобного подразделения лежит соответствующая классификация услуг, удовлетворяющих ту или иную потребность.
При проведении анализа конкурентов необходимо ответить на вопросы, перечень которых представлен в табл. 8.3.
Таблица 8.3. Анализ конкуренции и конкурентов в сфере автосервисных услуг
Анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов — важнейший этап проведения исследования конкуренции на рынке. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учета следующих факторов: размер, темп роста и прибыльность предприятий конкурента; мотивы и цели производственно-сбытовой политики; текущая и предшествующая стратегия сбыта; структура затрат на производство; организация производства и сбыта услуг; уровень управленческой культуры.