Как узнать прямые и косвенные интересы ЦА?
Алгоритм:
· Собираете «ядро ЦА», небольшую группу людей, которые точно являются возможными клиентами. Достаточно даже 500 человек;
· Анализируете, в каких группах они состоят, с помощью вкладки Анализ > Целевые сообщества;
· Проверяете через семантический анализ, какие слова чаще всего используются в названии групп. Это и натолкнет вас на мысль о сегментах ЦА. (фишку я прочитала в статье Анны Тыщенко, спасибо ей)
Теперь подробности:) Как собрать это самое ядро ЦА?
Вариантов море! Можно было бы отдельную статью им посвятить. Но, я решила описать то что действительно регулярно использую на практике, а не то что в принципе подходит по функционалу:)
Чаще всего достаточно взять сообщество клиента, и собрать с него участников, или тех, кто совершал активности за последние пару недель. Иногда в ход идет группа прямого конкурента. Но что делать, если этого сообщества нет?
Вероятно, у заказчика есть список телефонов или е-майлов клиентов. Если есть, можно конвертировать эти данные в ID ВКонтакте.
Иногда приходится собирать «ядро ЦА» со всего ВКонтакте по ключевым словам в новостях. Даже если не существует группы, конкурирующий с вашим проектом, всегда есть какие-то тематические посты. Тех, кто проявлял в них активность, можно анализировать.
Для В2В сегмента есть отдельные вкладки:
· Поиск > Люди — позволяет собирать пользователей по должностям, месту работы и статусам;
· Сбор > Контакты сообществ — парсит тех, кто указан в контактах сообществ;
Другие вкладки теоретически можно использовать, но на практике мне это ни разу не пригодилось.
На этом этапе мы с вами собрали небольшой концентрат людей, которые максимально точно похожи на клиентов
Анализируем, в каких сообществах состоят возможные клиенты
Для этого используется вкладка Анализ > Целевые сообщества. В настройках я всегда ставлю «размер группы, участников» — от 600 до 60 000. По опыту вывела такой более-менее универсальный показатель:)
Тут же, следом, я снимаю ограничение по количеству участников, ставлю галочку «Оставить только закрытые сообщества» и запускаю новую задачу. Иногда там довольно интересные результаты.
Например, при анализе людей, которые состоят в контактах сообществ я обнаружила школы фитнеса, конвенции, группы по продаже тренажеров, сервисы, помогающие организовать занятия и т.д. Уже сразу понятно как сегментировать аудиторию:
Можно понять сегменты ЦА, если визуально изучить получившиеся списки. Но есть способ облегчить этот процесс.
Семантический анализ
Семантический анализ подсчитывает сколько раз в тексте употребляется одно и тоже слово. Если внести туда список групп, то получатся ключевые слова, используемые в названиях сообществ, куда вступила ЦА, отсортированные по частоте употребления. (Что-то сложная фраза получилась. Надеюсь, понятно о чем я)
Сразу скажу: этот способ помогает не всегда. Например, если вы будете анализировать тех, кто состоит в контактах сообществ, для работы с В2В, у вас получится что чаще всего эти люди находятся в тех же группах, что и их аудитория. Но! Для "простых смертных" способ работает на ура:)
Пример семантического анализа сообществ, в которых состоят молодые мамы из Санкт-Петербурга:
Сразу понятно что их на самом деле волнует:) Детская одежда, барахолки, совместные закупки, товары из Финляндии. Это фактически готовый список сегментов, прямых и косвенных.
Чтобы вам было проще сориентироваться, я нарисовала небольшую инфографику:
Картинка кликабельна
Приятный бонус:
· Сбор участников
· Сбор активностей
· Сбор контактов сообществ
· Поиск постов в новостях
· Анализ целевых сообществ
Доступны на бесплатном тарифе Target Hunter. Это значит, что для анализа абсолютного большинства проектов у вас нет необходимости покупать доступ. Пользуйтесь наздоровье:)
Фух! С самой сложной частью статьи покончили. Остались мелочи:)
Как узнать пол, возраст, гео ЦА?
Очень просто. Берете то самое «ядро ЦА», которое мы нашли в прошлый раз. Заходите во вкладкуАнализ > Профили > Демография. Target Hunter выдает аналитику.
Вот, например, инструкторы по фитнесу. Оказывается, большинство из них — женщины:
![]() | ![]() |