1. Скажи, какие звуки называются согласными. (При произнесении согласных
звуков на пути воздушной струи образуется преграда.)
2. Скажи, чем образуется преграда. (Губами, зубами, языком.)
3. Назови пройденные согласные звуки. (П — т — к.)
4. Скажи, чем похожи и чем различаются эти звуки. (Все они согласные, глухие;
различие в том, как образуется преграда: п - губами, т - кончиком языка, к
спинкой языка.)
Карточка 12. Звуки и — т — к
1. Повтори звуки п — т - к. Назови слова со звуками п, т, к (3 — 4 слова на каждый звук) по картинкам в тетрадке.
2. Определи последний звук в словах: мак, кот, веник, паук, кит, потоп,
бант, индюк.
3. Запомни и повтори: па - ка - та; ка - та - па; ко - то - по; ак - an - am.
4. Определи (отхлопай) количество слогов в слове: кабина, батон, туфли,
пеликан, конь, пони, панама, пулемёт, ток. (В слове пеликан - 3 слога: 1 -й —
пе, 2-й — ли, 3-й — кан.)
5. По картинкам (в тетрадке) составь простые предложения из трех слов. (Паук
плетет'паутину. Паук, паутина опорные слова.)
6. Повтори скороговорки:
Купи кипу пик.
От топота копыт пыль по полю летит.
За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.
Карточка 13. Звук х
1. Звук х — согласный, твердый, глухой (произносим без голоса). Когда
произносим звук х, рот полуоткрыт, губы в положении следующего гласного,
кончик языка опущен вниз, спинка языка сближается с мягким нёбом.
Произнеси звук х 2 — 3 раза.
2. Определи позицию звука.* в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех,
хоккей (дети делают иллюстрации к этим словам - названиям).
3. Сделай звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.
4. Закрепи звук х в произношении. Игра «Один — много». Образец: поход
походы. Слова: муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех, монах.
|
5. Объясни пословицы:
Делано наспех, сделано на смех.
Поспешишь, людей насмешишь.
Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
6. Выучи скороговорку:
Хохотуньи хохотали:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хохотали: ха-ха-ха,
Увидали петуха.
Карточка 14. Звук хь
1. Звук хь - согласный, мягкий (произносим ласково), глухой (произносим без
голоса). Преграда для воздушной струи — спинка языка, прижатая к нёбу. Когда
произносим звук хь, рот полуоткрыт, губы в улыбке, кончик языка опущен вниз
и прижат за нижними зубами; спинка языка прижимается к нёбу. Произнеси
звук хь 2 — 3 раза.
2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук хь в словах: халат, кот, хитрый,
голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак,
духи.
3. Послушай внимательно и повтори. (Выделенные слоги подчеркни
интонационно.) Хи — хи — хи. Хи — хи — хи_, Хе — хе — хе. Хе — хе — хе^
4. К выделенным в задании 2 словам-названиям подбери или Р сделай рисунки
в тетрадке, определи позицию звука хь в словах.
5. Закрепи звук хь в произношении слов. Игра «Много — один»
О б р а з е ц: мухи --муха. Слова: петухи, вдохи, выдохи, папахи.
6. Выучи чистоговорку:
Хи-хи-хи,
Хи-хи-хи,
В поле пели петухи.
Карточка 15. Звук ль
1. Звук ль - согласный, мягкий. Когда мы произносим звук ль, губы улыбаются,
кончик языка прижимается к альвеолам за верхними зубами. Произнеси звук ль
2 — 3 раза.
2. Подбери или нарисуй в тетради картинки к словам-названиям со звуком ль.
3. Определи позицию звука ль в словах: филин, лимон, ель, уголь, малина, лейка,
медаль, билет, лента, пальто.
4. Закрепи звук ль в произношении. Игра «Чего (кого) не стало». Образец: олени
- нет оленей. Слова: плиты, вафли, валенки, поляны, тюльпаны, блины.
|
5. Составь предложения (по картинкам) со словами из задания 3 — «Что у
кого?»: У Лены лейка (лимон, лента и т.д.). У Коли пальто (уголь, медаль).
6. Выучить скороговорку:
Мы еле, еле
Поймали налима на мели.
Карточка 16. Звук й
1. Звук й - согласный, мягкий, звонкий. При произнесении звука й губы
улыбаются, кончик языка внизу за зубами, спинка языка выгибается дугой.
Воздушная струя теплая, короткая. Произнеси звук й 2 — 3 раза.
2. Подбери и приклей или нарисуй картинки к словам-названиям со звуком п.
3. Определи позицию звука в словах: йод,йога, йогурт; чай, май, соловей,
воробей, дуй, пей, мой; майка, лайка, балалайка, сойка.
4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: май, майка.
5. Составь слово из слогов: вей, ло, со; ба, лай, ка, ла; гурт, йо; ро, бей, во.
6. Закрепи звук п в произношении. Игра по картинкам «Чего у нас нет?»: йод -
нет йода и т.д.
7. По картинкам составь предложения. Сосчитай слова в каждом предложении.
8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Чайник, на, стоит, стол. Лайка, нота, лает, на, громко. На, соловей, поет,
ветка. Какое короткое слово (предлог) встречается во всех предложениях?
9. Запомни чистоговорку:
Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
Ель мы объехали
И дальше поехали.
Карточка 17. Звук б
1. Звук б - согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука б губы
крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая;
произносится с голосом. Произнеси звук 6 2 — 3 раза.
2. Подбери в тетради рисунки к словам-названиям со звуком б.
|
3. Определи позицию звука б в словах: бык,бак, балкон, бутылка, батон,
автобус, глобус, бант, ботинки, банка, бусы, банан, будильник, хобот, собака,
соболь, бумага, азбука, кабан.
4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: бант, бусы, батон.
5. Составь слово из слогов: ка, бул; ки, со, ба; баи, ба, ра; ба, шка, бу.
6. Закрепи произношение звука б. Игра «Назови ласково». Образец: бант
бантик. Слова: банан, бык, балкон, бутылка, буква, бумага, банка.
7. Составь по картинкам 5 — 6 предложений. Сосчитай, сколько слов в
предложении.
8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Бабушка, поставить, в, банка, шкаф. Банан, в, пакет, лежать. Собака, спать,
в, будка. В, азбука, есть, много, буквы.
10.Запомни чистоговорку:
Бан-бан-бан-бан- по лесу идет кабан. Бы-бы-бы-бы- на поляне есть дубы.
Бу-бу-бу-бу- сидит дятел на дубу.
Бо-бо-бо-бо- все мы любим «би-ба-бо».
Карточка 18. Звук д
1. Звук д - согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука д губы
округлены, кончик языка ударяется за верхними зубами, голос образуется,
воздух выходит толчком. Произнеси звук д 2— 3 раза.
2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком д.
3. Определи позицию звука д в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша;
звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда.
4. Выполни звуко-слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.
5. Составь слово из слогов: зды, звё; дыш, лай; до, блю; я, ды, го; до, ста; ка,
дуд; дат, сол.
6. Закрепи звук д в произношении. Игра «1, 2, 5»: 1 дом - 2 дома - 5 домов.
Слова: дыня, Даша, звезда, солдат, ладонь, гнездо, бидон, судак.
7. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни. Звезды, гореть, на,
небо. Судак, плавать, в, река.
8. Запомни чистоговорку:
Да-да-да, да-да-да - моет руки нам вода.
Ды-ды-ды, ды-ды-дьт —. мы не можем без воды.
До-до-до, до-до-до - моем мы лицо водой.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — сильно на руки подуй.
Карточка 19. Звук г
1. Звук г - согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука г губы
округлены, кончик языка отодвигается назад, корень языка поднимается к нёбу.
Голос образуется, воздушная струя сильная, короткая. Произнеси звук г 2 — 3
раза.
2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком г.
3. Определи позицию звука г в словах: гуси, губы, гамак, голуби, газета, губка,
гвозди; вагон, нога, бумага, книга, иголка, кегли, попугаи; магазин, гвоздика.
4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.
5. Составь слово из слогов: си, гу; бы, гу; мак, га; и, ка, гол; по, гай, пу; бу, га,
ма; ма, зин, га.
6. Закрепи звук г в произношении. Игра «Голубая, голубой, голубые». Слова:
гамак, голубь, вагон, попугаи, газета, губка, книга, гвоздика.
7. Запомни рассказ. Скажи, сколько слов в каждом предложении. Галя маленькая.Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га!» Галя гусей не боится. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали.
Карточка 20. Звук с
1. Звук с - согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука с
губы улыбаются, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые
края языка плотно прижаты к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута у
альвеол, воздушная струя холодная. Произнеси звук с 3 - 4 раза медленно и
четко.
2. Подбери рисунки в тетради к словам-названиям со звуком с.
3. Определи позицию звука с в словах: санки, носки, весы, лес, автобус,
добавка, лиса, сумка, кактус, стакан, бусы.
4. Сделай звуковой анализ слога са.
5. Раздели слова на части (слоги), отхлопывая: саб, ко - сы, са — ни, а - на -
нас, са — мо — лет, но — сок.
6. Закрепи звук с в произношении. Игра «Скажи ласково». Образец: сад
садик. Слова: лиса, самолет, лес, пояс, лист, сундук, сын.
7. Закончи предложения и повтори их целиком: Саняи Соня — посадили...
(сосну). В саду стоит высокая... (сосна). Скамейку поставили под... (сосну).
8. Выучи:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Где снег, там и след.
Карточка 21. Звук сь
1. Звук сь - согласный, мягкий, глухой, свистящий. При произнесении звука сь
губы улыбаются, кончик языка внизу, спинка языка касается нёба, воздушная
струя холодная. Произнеси звук сь 3 — 4 раза медленно и четко.
2. Определи позицию (начало, середина, конец) звука сь в словах: семь, письмо,
гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василек; сетка, высь. Подготовь в
тетрадке рисунки к этим словам- названиям.
3. Сделай звуковой анализ слога су.
4. Закрепи в произношении звук сь. Игра «Какой — какая— какое?» Синий,
синяя, синее. Дети согласуют прилагательные с существительными,
выбранными из задания 2.
5. Составь по картинкам предложения со словами: Сима, василек; Сема,
гусята; Вася, кисель; Люся, селедка.
6. Выучи стихотворение:
Мы сидим на лесенке,
И поём мы песенки.
Карточка 22. Звук з
1. Звук з - согласный, твердый, звонкий, свистящий. Произносится так же, как
звук с, только с голосом (спинка языка поднята к альвеолам, широкий кончик
языка прижат внизу за зубами). Какая преграда для воздуха? Произнеси звук з
3 — 4 раза медленно и четко.
2. Определи позицию звука в словах: зонт, ваза, мозаика, зубы, язык, звонок,
замок, азбука, гнездо. Слова оформи иллюстративно в тетрадке.
3. Раздели слова на слоги: за над, ко за, за - но за, му - зы - ка, фа -
зан, зонт.
4. Закрепи звук з в произношении. Игра «Чего (кого) не стало?». Образец: козы
- нет коз. Слова: зонты, вазы, зубы, загадки, звуки, гнезда.
5. По картинкам составь предложения со словами, выбранными из задания 2.
Игра «Что у кого?». У Зои... зонт, ваза и т.д. У Лизы... звонок, мозаика и т.д.
6. Выучи скороговорку:
Зонного зайку зовут Зазнайка.
7. Объясни выражение «знать на зубок». (Знать что-то очень хорошо.)
Карточка 23. Звук зь
1. Звук зь - согласный, мягкий, звонкий (произносим так же, как звук сь,
только с голосом). Назови преграду для воздушной, струи. (Спинка языка
касается нёба.) Произнеси звук зь 3 - 4 раза, медленно и четко.
2. Определи позицию (в начале, в середине слова) звука зь в словах: Зина, земля,
изюм, земляника, газета, зима, музей, магазин, зяблик, обезьяна. Сделай
иллюстрации в тетрадке.
3. Сделай звуковой анализ слова суп.
4. Закрепи в произношении звук зь. Игра «1, 2, 5». Согласуй числительные 1, 2,
5 со словами из задания 2 (кроме слов изюм, земля).
5. По.картинкам составь предложения со словами из задания 2. Что (кого?)
любит Зина? Зина любит землянику. И т.д.
6. Повтори:
Зи-зи-зи — сено отвези. Зе-зе-зе — сено дам козе.
Карточка 24. Звук ц
1. Звук ц - согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука ц
кончик языка ударяется о верхние зубы (т) и прячется за нижние зубы (с). Голос
не образуется. Воздушная струя холодная, сильная, идет по середине языка.
Произнеси звук ц 2— 3 раза.
2. Сделай иллюстрации в тетради ксловам-названиям со звуком ц. Определи
позицию звука ц в словах: цыпленок, пуговица, цепь, цветы, улица, мыльница,
птенцы, кольцо, цапля, заяц, овца, полотенце, мельница, синица, гусеница.
3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: цветы, цапля.
4. Закрепи произношение звука ц. Игра «Таня и Танечка». Образец:У Тани
голубое платье, а у Танечки голубенькое платьице. Лексический материал:
душистое мыло, теплое одеяло, вкусное угощение, письмо от бабушки.
5. Составь предложения по картинкам из 3 — 4 слов.
6. Запомни чистоговорку:
Ца-ца-ца-ца — на лугу стоит овца.
Цы-цы-цы-цы — у синицы есть птенцы.
Цо-цо-цо-цо — на столе у нас кольцо.
Цу-цу-цу-цу — дам всем детям по кольцу.
Карточка 25. Звук ш
1. Звук ш - согласный, твердый, глухой, шипящий. При произнесении звука ш
губы вытягиваются вперед, широкий кончик языка поднят вверх, воздушная
струя теплая, рассеянная. Произнеси звук ш 3— 4 раза медленно и четко.
2. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука ш в словах: шапка,
шкаф, шайба, шуба, шина; кошка, мыши, машина, подушка, вишня; малыш,
камыш, ландыш, шалаш.
3. Сделай звуко-слоговой анализ слов шкаф, штаны.
4. Составь слово из слогов: ка, шап; душ, по, ка; на, ши; дыш, лан; ши, ма, на;
мы, ка, ши.
5. По картинкам измени слово. Игра «Один или много». Образец: шуба —
шубы и т.д.
6. По картинкам составь предложения из 3 — 4 слов. Сосчитай, сколько слов в
предложении.
7. Запомни чистоговорки.
Даша под душем
Моет шею и уши.
Тише, мыши, не шумите, Кашку Машку не будите.
На окошке мошку Ловит лапкой кошка.
8. Запомни и объясни пословицы:
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь — людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Карточка 26. Звук ж
1. Звук ж — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука ж губы вытягиваются дудочкой, широкий кончик языка поднимается вверх. Голос
образуется, воздушная струя теплая, сильная. Произнеси звук ж 2 — 3 раза медленно и четко.
2. Иллюстративно оформи в тетради слова со звуком ж.
3. Определи позицию звука ж в словах: жук, ужи, ежевика, жаба, ежи,
пиджак, желуди, медвежонок, лыжи, ножи,художник, сапожник, одежда,
жажда.
4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: жук, лыжи.
5. Прохлопай слова, определи, сколько в них слогов: жаворонок,.жеребенок,
оранжерея, дирижер, этажерка, пирожное.
6. Закрепи звук ж в произношении. Игра «Кто у кого?». Образец: у лошади -
.жеребенок,.жеребята. У ежа — ..., у ужа — ..., у моржа —....
7. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением:
Жук, летать, на, цветок. Уж, лежать, камушек, под. Морж, плыть, льдина, к.
Еж, бежать, в, норка.
8. Запомни чистоговорку:
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»
И жужжу, и жужжу.
Я живу; не тужу,
Я на ветке сижу.
Жук упал и встать не может—
Ждет он, кто ему поможет.
Карточка 27. Звук ч
1. Звук ч - согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении звука ч
губы вытягиваются дудочкой, кончик языка поднимается снизу (т) вверх (ш),
голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук ч 2 —-
3 раза.
2. Подбери и приклей картинки к словам-названиям, определи позицию звука ч:
чаи, чайник, чайка, чашка, чулок, часы, мяч, бочка, пчелы, качели, печенье,
мальчик, девочка, спички, врач, грач, кирпич.
3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: чайка, бочка, качели.
4. Прохлопай трудные слова. Скажи, сколько слогов в словах: учитель,
песочница, черёмуха, гречиха, читальня, булочка.
5. Закрепи звук ч в произношении. Игра «Назови ласково». Образец: мяч —
мячик. Слова: ключ, чашка, пенёк, носок, блюдце, собака, белка, замок, ложка,
стакан, кувшин.
6. Перескажи рассказ. Определи, сколько в нем предложений. Дедушка надел
очки. Он читает книжку. Внучек сказал дедушке: «Дедушка, дай мне очки, я
тоже хочу научиться читать книжки». Какая ошибка есть в рассказе?
7. Выучи чистоговорку:
Встретил ежонка бычок
И лизнул его в бочок.
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
— В рот не суй что попадётся!
Карточка 28. Звук щ
1. Звук щ - согласный, глухой, мягкий. При произнесении звука ш губы
улыбаются, широкий кончик языка у верхних зубов, голос не образуется,
воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук щ 3 — 4 раза медленно и
четко.
2. Подбери рисунки к словам со звуком щ и наклей их в тетради. Определи
позицию звука щ в словах: щука, щи,щегол, щипцы, щавель, щетка, щенок,
щит, щепка, площадь, овощи, клещи, ящик, вещи, лещ, плащ, плющ, клещ.
3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: щетка, щенок.
4. Прохлопай трудные слова: барабанщик, дрессировщик, крановщик, уборщица,
экскават орщ ик, регулировщик.
5. Закрепи звук щ в произношении. Игра «Ещё больше». Образец: сила -
силище? Слова: рука, нога, кулак, сапог, голос.
6. Составь предложения (4 — 5) по картинкам. Скажи, сколько слов в
предложении.
7. Перескажи рассказ «В роще». Сосчитай, сколько в нем предложений. Весной
в рощу прилетают щеглы. Щеглы ищут сучья и веточки для жилища. В гнездах
щеглы выводят птенцов. Щеглята не умеют летать, они сидят и пищат.
Щеглы носят им пищу.
8. Запомни чистоговорку:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
Карточка 29. Звук л
1. Звук л - согласный, твердый. Какая преграда для воздушной струи? (Язык
упирается в зубы.) Когда произносим звук л, губы в улыбке, зубы видны, кончик
языка прижат к верхним зубам. Произнеси звук л 3 4 раза медленно и четко.
2. Определи позицию звука л в словах: лампа, вилка, пол, лодка, палатка,
голубь, лук, мел, платье, облако, пенал, мыло, лавка, дятел.
К словам-названиям подбери иллюстрации.
3. Сделай звуковой анализ слов лампа, стол.
4. Закрепи, звук л в произношении. Игра «Какой — какая — какое?». Учись
согласовывать прилагательные с существительными из задания 2. Образец:
белый мел, белая палатка, белое облако.
5. Составь предложения по картинкам, отвечая на вопрос: Что делала Мила?
Мила мыла ладони. Мила пила молоко. Мила полила лук. Мила одеваю куклу.
6. Выучи:
Летят опилки белые, Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
7. Повтори скороговорку 3 раза:
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Карточка 30. Звук р
1. Звук р — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука р рот открыт,
губы округлены, широкий кончик языка дрожит за верхними зубами, образуется
голос, воздушная струя сильная, длительная. Произнеси звук р 3 - 4 раза четко.
2. Подбери картинки, поместив их в тетради, к словам-названиям со звуком р.
Определи позицию звука р в словах: рак, рама, рубашка, карандаш, барабан,
роза, кукуруза, куры, шар, карта, груша, крыша, баран, шарф, тигр, топор,
комар, пар.
3. Сделай звуко-слоговой анализ слов крыша, рубашка.
4. Прохлопай и объясни слова. Скажи, сколько в них слогов. Термометр,
прожектор, проталины,оркестр, конструктор.
5. Закрепи звук Р в произношении. Игра «Чего у нас нет?» (по картинкам).
6. Составь 5 — 6 предложений по картинкам. Сколько слов в предложении?
7. Запомни чистоговорку:
Ра-ра-ра-ра — высокая гора.
Ры-ры-ры-ры — летят комары.
Ро-ро-ро-ро —- полное ведро.
Ру-ру-ру-ру — скачет кенгуру.
8. Перескажи рассказ. Сосчитай, сколько в нем предложений.
Ворона поймала рака. Рак попросилворону: «Спой, ворона'» Ворона каркнула: «Кар-кар-кар!» Рак выпал и уполз.
Карточка 31. Звук рь
1. Звук рь - согласный, звонкий, мягкий. При произнесении; звука рь губы
улыбаются, кончик языка дрожит у верхних зубов, голос образуется, воздушная
струя сильная. Произнеси звук рь 3 - 4 раза четко.
2. Сделай рисунки в тетради к словам-названиям со звуком рь. Определи
позицию звука рь в словах: репа, рюкзак, редиска, букварь, календарь, моряк,
зарядка, пряник, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, кресло, брюки, матрешка,
грядка, абрикос, кастрюля.
3. Сделай звуко-слоговой анализ слов грибы, матрешка.
4. Упражняйся произносить звук/ж Игра «Какой — какая?».
Образец: береза -- березовый сок, березовый лес; березовая ветка, березовая роща. Орех варенье, скорлупа, куст. Гриб соус, суп, дождь, пирог. Огурец
крем, рассол, салат. Абрикос — сок, компот, варенье, крем, торт. Арбуз - корка, сок, варенье, семена.
5. Составь предложения по картинкам. Сколько слов в предложении?