Сегодня во многих организациях сохранилось ошибочное мнение, что система менеджмента качества включает в себя какие-то дополнительные требования, соблюдение которых только усложняет жизнь. Да и касаются они только тех участков компании, деятельность которых непосредственно связана с качеством оказываемых услуг или производимой продукции. Именно поэтому многие сотрудники, в обязанности которых входит обеспечение вспомогательных процессов, стараются не касаться этой темы. И вполне естественно, что при таких взглядах отдел маркетинга старается держаться подальше от этих требований.
Тем не менее, маркетинг в системе менеджмента качества предприятия является очень важным моментом для эффективной работы СМК, потому что для этого требуется вовлечение абсолютно всех имеющихся структурных подразделений. Ведь реализовать товары или услуги, а также наладить последующее сервисное обслуживание не менее важно, чем произвести их. И в системе менеджмента качества отделу маркетинга отводится далеко не последняя роль, поскольку именно через него реализуется основной принцип менеджмента качества — удовлетворение желаний потребителей. Ну и, конечно же, на отдел маркетинга возлагается не менее важная задача — связь с потребителями услуг или продукции.
Непосредственные задачи подразделения маркетинга в рамках системы менеджмента качества заключаются в следующем:
· правильно определить требования и ожидания потребителей слуг или продукции;
· согласовать требования к услуге или продукции, вопросы производства продукции, доставки, а также условия предоставления услуг;
· узнать степень удовлетворенности потребителей качеством выполнения требований;
|
· принимать во внимание все претензии потребителей и своевременно реагировать на них.
В связи с этим для отдела маркетинга, равно как и для остальных подразделений, необходимо определить цели и задачи, а также желательно в работе использовать процессный подход. Например, работу маркетинговой службы в рамках системы менеджмента предприятия можно разделить на такие этапы:
1. Изучение рынков сбыта и планирование будущих продаж.
2. Принятие решений об ассортименте и объемах производства различных видов продукции, формирование обширной клиентской базы и привлечение новых клиентов.
3. Сортировка потенциальных клиентов и выявление из них тех, кто может стать постоянными.
4. Контакты с партнерами и клиентами, заключение контрактов, ведение переговоров.
Все вышеперечисленное означает, что маркетинг в системе менеджмента качества не должен оставаться в стороне от общей деятельности, поскольку от его эффективного функционирования зависят количество продаж и доходы компании, следовательно, и финансовое положение. Хорошая работа отдела маркетинга является самым важным условием успешной работы компании и позволяет ей уверенно чувствовать себя на просторах отечественного и международного рынков. Но и СМК разрабатываются для того, чтобы успешно взаимодействовать с покупателями и клиентами, чтобы максимально удовлетворять их требования и оправдывать ожидания. Следовательно, данные направления в менеджменте выполняют одни задачи, и осознающий это руководитель может уверенно вести свою компанию вперед.
|
Сотрудники отдела маркетинга обеспечивают не только внешние связи компании, но и проводят анализ внутренних ситуаций. Именно поэтому они и определяют те преимущества организации, которые у нее имеются на сегодняшний день, а также те, которые ей понадобятся завтра. Для того, чтобы организация уверенно чувствовала себя в условиях жесткой конкуренции, необходимо проведение тщательного маркетингового анализа. Маркетологи доводят до сведения руководства проблемы, с которыми сталкиваются потребители их продукции сегодня, проводят анализ деятельности не только своей фирмы, но и конкурентов, намечают новые цели и способы решения неотложных задач.
Таким образом, можно сказать, что маркетинг в системе менеджмента качества формирует грамотную операционную модель ведения бизнеса, причем такую, которая является актуальной не только на данный момент, но и в ближайшей перспективе. Так что не нужно думать, что маркетинг в системе менеджмента качества играет второстепенную роль.
· Разработка системы риск-менеджмента повышает эффективность работы компании
· Экономическая эффективность СМК признана во всем мире
·
|