(И.Ф. ЮНДА, 1987)
Литература:
Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально-психологические и медико- биологические основы семейной жизни. Киев, 1990 с. 26-29
Назначение методики:
С целью определения готовности молодых супругов к семейной жизни авторами разработана специальная тест-карта.
Оценка готовности к семейной жизни и на этой основе прогноз благополучия супружества нацелены как на создание прочного брака, так и на совершенствование взаимоотношений молодых супругов в период становления их совместной жизни. Тест будет полезен при выработке индивидуальных программ такого совершенствования, а также при подготовке юношей и девушек к семейной жизни.
В тест-карте приведены типичные ситуации, возникающие между супругами в рамках десяти функций семьи (обозначены римскими цифрами: I – создание положительного психоэмоционального фона; II – поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; III – хозяйственно-экономическая функция; IV- производственно-трудовая деятельность; V – налаживание здорового семейно-бытового режима; VI – интимная жизнь, VII – деторождение, VIII – воспитание детей; IX – социальное самосовершенствование; X – постоянное обновление, развитие коммуникабельности).
Чтобы определить свою готовность к семейной жизни, жениху и невесте (мужу и жене) нужно порознь выбрать в каждой из десяти предложенных ситуаций по одному из трех вариантов ответа и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок (см. ниже) для каждого из трех вариантов поведения (во всех десяти ситуациях).
Типичные ситуации, варианты поведения.
I. У мужа (жены) неприятности на работе.
1. Недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы.
|
2. Спокойно-дружеское отношение, иногда с утешением и разделением огорчения.
3. Сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте, восстановлении справедливости.
II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей.
1. Прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей.
2. Прием без всякого энтузиазма, без проявлений знаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство.
3. Прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно-развлекательной программой.
III. Совместные покупки, заготовка продуктов.
1. Дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие.
2. Единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их.
3. Безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.
IV. «Мне некогда, я работаю»
1. Рассуждения типа: «Работа – на работе, а дома время –семье, личной жизни», отрицательная порой раздражительная реакция на производственные проблемы.
2. Отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии.
3. Уважительное отношение к профессиональной занятости, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.
V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоте одежды; белья, постели; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различия вкусов.
|
1. Рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник, стимул».
2. Предпочитаются самостоятельные занятия домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи.
3. «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания. Если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, была (был) бы очень рада (рад)».
VI. Сексуальные отношения.
1. Сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения.
2. Сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальные вопросы имеют соподчиненное значение.
3. Половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.
VII. Забота о потомстве.
1. Рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет», «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».
2. Желание иметь как можно больше детей.
3. Желание иметь двое-трое детей.
VIII. Забота о воспитании детей.
1. Предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий.
2. Стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка.
3. Противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее (специальное) развитие способностей.
IX. Самосовершенствование в рамках семьи.
|
1. Забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, ремеслами, выработка активной жизненной позиции.
2. Развитие в спарринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности.
3. Досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.
Х. Выбор и развитие коммуникабельности.
1. Импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции.
2. Главным считается умение «не высовываться», быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома.
3. Стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.
Шкала оценок вариантов.
Типмчные ситуации (функции) | Выбранный вариант поведения, баллы | ||
I | (-5) | ||
II | (-3) | ||
III | (-3) | ||
IV | (-3) | ||
V | (-5) | ||
VI | (-3) | ||
VII | (-5) | ||
VIII | (-5) | ||
IX | (-3) | ||
X | (-3) |
Оценка результатов:
Сумма баллов от 70 до 120 свидетельствует о достаточной подготовленности к семейной жизни, 22-70 баллов – об удовлетворительной и ниже 22 баллов – о недостаточной подготовленности.
С помощью тест-карты можно попытаться оценить и перспективы благополучия супружеских отношений. Для этого вновь обратимся к представленным в ней типичным ситуациям поведения. Результаты в баллах, подсчитанные порознь (женихом и невестой, мужем и женой), складываются, таким образом выводится общая сумма баллов, отражающая мнение обоих супругов. Затем следует разделить полученную сумму на 2, то есть определить среденее арифметическое для супружеской пары. Если искомый показатель окажется в пределах от 80 до 120 баллов, то прогноз в отношении супружеской гармонии весьма благоприятный, от 30 до 80 – благоприятный, ниже 30 баллов – малоблагоприятный.
Положительные результаты отнюдь не являются абсолютными для прогноза семейного благополучия, но они в существенной мере отражают наличие основы для построения дружной, крепкой семьи, что доказывают результаты неоднократно проведенного анкетирования.