М. Сарьян «Ереван» М. Сарьян «Армения. Весна» М. Сарьян «Армянский пейзаж»




 

Композитор любил бывать на родине, где его всегда ждали родные, друзья, почитатели его таланта. Музыку Хачатуряна, самобытную и национальную, часто сравнивали с живописью армянского художника Мартироса Сарьяна. Критики считали, что «солнечные» картины Сарьяна и яркая, лучезарная музыка Хачатуряна помогают раскрыть и понять душу самой Армении.

В 1960-е годы композитор продолжает сочинять в различных жанрах – он создаёт вторую триаду Концертов-рапсодий для скрипки, виолончели и фортепиано. А спустя десятилетие пишет третью инструментальную триаду – сольные сонаты для виолончели, скрипки и альта. «Мне бы хотелось, чтобы мои музыкальные мысли мои любимые смычковые инструменты пропели живыми, трепетными голосами», – говорил Хачатурян.

Хорошей школой для композитора Арам Ильич считал работу в кино. Его музыка к кинофильмам «Отелло», «Поединок», «Адмирал Ушаков», «Сталинградская битва» свидетельствует о мастерстве автора в этом виде творчества.

Как секретарь Союза композиторов Арам Ильич часто бывал в зарубежных поездках, где познакомился с такими знаменитостями как Эрнст Хемингуэй, Чарли Чаплин, Эрнесто Че Гевара, Герберт фон Караян, Артур Рубинштейн, Игорь Стравинский, Леопольд Стоковский, Софи Лорен, Папа Римский, королева Бельгии Елизавета.

В начале 1970-х годов Хачатурян стал часто болеть, и последние произведения (Соната-фантазия для виолончели, Соната-монолог для скрипки и Соната-песня для голоса) были написаны практически в больничной палате. А смерть жены Нины в 1976 году, без которой он не мыслил своей жизни, совершенно подорвала его здоровье.

В 1978 году Хачатурян готовился к своему 75-летнему юбилею и 50-летию творческой деятельности. Но за месяц до этих событий, 1 мая 1978 года, перестало биться сердце выдающегося композитора. Согласно завещанию, его похоронили в Ереване. На траурном митинге прозвучали прекрасные слова в память великого сына Армении: «Искусство его – сама жизнь, оно не знает смерти».

Произведения А. И. Хачатуряна:

· балеты «Гаянэ», «Спартак»;

· 3 симфонии;

· концерты для фортепиано, скрипки, виолончели;

· концерты-рапсодии для скрипки, виолончели, фортепиано;

· сольные сонаты для скрипки, виолончели, фортепиано;

· «Детский альбом», токката, соната, сонатина, поэма, танец для фортепиано;

· музыка к театральным постановкам («Маскарад», «Макбет», «Король Лир»);

· музыка к кинофильмам.

Балет «Спартак»

Вершиной творчества А. И. Хачатуряна и шедевром балетного искусства стал героико-эпический балет «Спартак», написанный в 1954 году. Премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова 27 декабря 1956 года.

Либретто было написано Н. Волковым, который использовал несколько литературных первоисточников: роман «Спартак» Р. Джованьоли, «Жизнеописания» Плутарха, исследование С. Мишулина «Восстание Спартака». Действие происходит в Римской империи в 73 – 71 годах до н.э.

Балет состоит из 4 актов (9 картин). «Спартак» – грандиозный спектакль: ярко театральный, зрелищный, с контрастной драматургией, напряжёнными кульминациями, точными характеристиками героев. В основе сюжета – история древнеримского раба-гладиатора Спартака, поднявшего восстание против патрицианского Рима, но потерпевшего поражение. Его имя стало символом героизма, борьбы за справедливость, стремления к свободе.

Действующие лица:

Спартак – фракиец, предводитель восставших рабов;

Фригия – его жена;

Красс – римский полководец;

Эгина – танцовщица, наложница Красса;

Гармодий – гладиатор, ставший предателем;

В. Васильев в роли Спартака
Гладиаторы, легионеры, пастухи, танцовщицы.

Краткое содержание балета

Римский полководец Красс со своими легионами возвращается из похода с победой, приведя пленных, среди которых – фракиец Спартак с женой Фригией. На рынке рабов их разлучают – Спартака покупает владелец школы гладиаторов, а Фригию забирает Эгина.

На цирковой арене начинается бой гладиаторов. Спартак побеждает, показывая чудеса храбрости и ловкости. На площади перед дворцом Красса Спартак встречает Фригию, которая устала жить в неволе и разлуке.

На тайной встрече Спартак призывает своих сподвижников-гладиаторов начать восстание. Лучше принять смерть в бою, чем на арене цирка!

М. Лиепа в роли Красса
Войска Спартака одерживают победу за победой, но в лагере назревает раскол.

Пир у Красса. Эгина приводит рассорившегося со Спартаком Гармодия. Красс отдаёт приказ напасть на лагерь гладиаторов, отколовшихся от Спартака. Гармодий понимает, что Эгина его обманула, и пытается убить её. Красс отдаёт приказ казнить Гармодия.

Рабы во главе со Спартаком врываются во дворец Красса. Им навстречу радостно устремляется Фригия. В сражении с легионерами Спартак терпит поражение. Он прощается с Фригией, которая благословляет его на новые подвиги.

Римляне наступают. В жестоком бою гибнет Спартак со своими товарищами. Ночью на поле битвы приходит Фригия и оплакивает своего любимого. Она полна веры в бессмертие его подвига.

Действие балета развивается на площади у Триумфальной арки, где ликующая толпа встречает возвращающихся из походов легионы Красса; на рынке рабов; в цирке, во время кровавого зрелища боя гладиаторов; в казарме гладиаторов; на Аппиевой дороге, в военном лагере Спартака, на пиршестве у Красса и на поле битвы.

Рим роскоши и богатства противопоставлен Риму рабов. Их непримиримое столкновение обусловило драматургию балета и особенности его музыкального языка.

Завязка драматического конфликта происходит в I акте; развитие действия с напряжёнными кульминациями – это ІІ и ІІІ акты; развязка драмы и эпилог – IV акт.

Эти четыре акта балета можно условно рассматривать как грандиозную музыкально-хореографическую симфонию с экспозицией, разработкой, репризой и кодой.

Композитор широко использует систему лейтмотивов, лейтритмов, лейттональностей. Рабовладельческий Рим обрисован воинственно-торжественной, помпезной музыкой (лейтмотивы Рима, Красса). Лейтмотив Эгины рисует своенравную, обольстительно прекрасную, но коварную наложницу Красса. Помимо этого, композитор использует даже лейттембры – труба в характеристике Спартака, виолончель, скрипки – Фригии, саксофон – Эгины, тромбон – Рима.

 

Образ Рима, с одной стороны, представлен триумфальным и воинственным (темы Рима, Красса). С другой стороны, в его музыкальной характеристике немало страниц чувственного, томного звучания («Танец нимф», «Танец гадитанских дев»).

Создавая образ народа, Хачатурян обращается к сфере драматических, героических, призывных, гневных интонаций, к волевым мотивам, патетической декламации.

Выразителен образ Спартака. В основе его музыкальной характеристики – тема из двух мотивов, показывающая две стороны облика героя. Первый отражает его вольнолюбие, героизм, второй – душевную тревогу.

Спартак и Фригия
Вдохновенен и женственен образ Фригии, верной подруги Спартака. Знаменитое Adagio и дуэт из І акта – прекрасные гимны верности и любви.

 

 

В основе балета лежат законченные музыкально-хореографические номера. Композитор широко использует многообразные формы классического балета – Adagio Фригии, Adagio Гармодия и Эгины, вальс и вариации Эгины, пантомима «Похищение сабинянок», симфоническая картина «Гибель надежды Спартака», па-де-де Гармодия и Эгины, массовые сцены.

Нельзя не отметить значение ритма в музыке балета. Прежде всего, здесь широко представлена сфера танцевальных ритмов – героических, лирических, вакхических. Не менее полно используются ритмы маршей – триумфальных, батальных и траурных. Во многих сценах композитор достигает огромного драматургического эффекта одной лишь сменой ритма.

 

Многих интересовал вопрос интонационных истоков музыки балета, ведь до нас не дошли музыкальные документы той далёкой эпохи. Вот как сам А. Хачатурян ответил на этот вопрос: «Сохраняя свой почерк, свою манеру письма, я рассказал о событиях через призму своего художественного восприятия. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы».

Последний бой Спартака
Музыкальный язык «Спартака» – это язык самого Арама Хачатуряна, с восточными интонациями, интересными современными гармониями, широкой сферой танцевальных ритмов. Никакой стилизации и архаики, но в то же время какими-то не поддающимися точному определению средствами и приёмами композитор создаёт ощущение эпохи античности и Древнего Рима.

Балет «Спартак» – самое крупное и грандиозное творение А. И. Хачатуряна, вошедшее в историю мирового балета как одно из лучших современных сочинений в этом жанре.

2. Ознакомиться с видеоматериалами, перейдя по ссылкам:

Биография Хачатуряна: https://www.youtube.com/watch?v=ZvLJgBgpqlA&t=46s

Фрагменты из балета «Спартак»:
https://www.youtube.com/watch?v=gYKdg5O_9pg
https://www.youtube.com/watch?v=6-2AOUNnPIE
https://www.youtube.com/watch?v=JN8gkmIa6yA

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: