Биография Арама Ильича Хачатуряна




Арам Ильич Хачатурян – выдающийся армянский композитор, творчество которого стало яркой страницей в истории музыки ХХ века. Источником вдохновения этого замечательного композитора было народное искусство. Музыка Хачатуряна подкупает красотой восточных образов и радостным, оптимистическим, солнечным восприятием мира. Невероятная популярность его произведений объясняется огромным талантом, блеском мастерства и творческой щедростью композитора. «Это Рубенс нашей музыки», – так сказал о нём критик Б. В. Асафьев.

А. И. Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджорипригороде Тифлиса (так раньше называлась столица Грузии Тбилиси), в семье владельца переплётной мастерской. Родители с четырьмя сыновьями снимали три небольшие комнатки в доме на склоне горы. Маленький Арам поднимался на чердак и уединялся для занятий музыкой. Не зная нот, мальчик подбирал услышанные мелодии на стареньком пианино, которое купил отец, видя тягу сына к музыке.

В то время в Тифлисе, как центре Закавказья, были перемешаны традиции разных национальных культур – армянской, грузинской, персидской, азербайджанской. Первые музыкальные впечатления мальчика были связаны именно с искусством народных певцов-ашугов, импровизаторов и поэтов. В доме тоже всегда звучала музыка – отец и мать превосходно исполняли армянские песни.

Д. Велхвадзе «Уголок Тифлиса»  
Материальноеположение семьи былонастолькостеснённым, что о музыкальном образовании Арама не могло быть и речи. В 10-летнем возрасте мальчик поступил в коммерческое училище. Научившись играть на духовых инструментах, участвовал в любительском оркестре.

Когда Араму было уже 19 лет, старший брат Сурен, видя стремление юноши к музыке, увёз его в Москву. Вначале Хачатурян три года отучился на биологическом отделении Московского университета.

А в 1922 году Арам поступил в Московский музыкальный техникум Гнесиных. Он не имел даже элементарной подготовки. Выручили отличный слух, музыкальность и прекрасная память. Членам приёмной комиссии юноша сказал, указывая на виолончель: «Я хочу учиться на этой большой скрипке». За короткий срок Арам не только наверстал упущенное, изучая сольфеджио, теорию, гармонию, но и выдвинулся в число лучших учеников. Через три года Хачатурян начал заниматься в классе композиции у М. Ф. Гнесина (ученика Н. А. Римского-Корсакова). Педагог прививал студентам любовь к фольклору, гармоническое чутьё, вкус к импровизации.

Первые же сочинения – «Танец», «Поэма» – показали яркую индивидуальность начинающего композитора.

В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, в класс композиции Н. Я. Мясковского, выдающегося композитора-симфониста, создавшего одну из лучших композиторских школ. Арам блестяще закончил консерваторию, его имя было занесено на доску почёта, а дипломная работа (Симфония № 1) была удостоена золотой медали. Продолжив учёбу в аспирантуре, он изучает национальный фольклор, собирает материал для своих будущих сочинений.

В этот период написаны Танцевальная сюита, цикл пьес для фортепиано «Детский альбом», Симфоническая поэма, балет «Счастье», Фортепианный и Скрипичный концерты.

А. Хачатурян в годы учёбы
В консерватории Арам познакомился с Ниной Макаровой, которая стала ему любящей женой, верной спутницей до конца жизни и исполнительницей его сочинений.

Большую роль в формировании личности будущего композитора сыграло общение с великими деятелями искусства – в гости к брату Сурену приходили режиссёры Е. Б. Вахтангов, Р. Н. Симонов, В. Э. Мейерхольд, певцы Л. В.Собинов и А. В. Нежданова.

На основе музыки к спектаклю театра им. Е. Б. Вахтангова «Маскарад» (по драме М. Ю. Лермонтова)Хачатурян создаёт сюиту, в которую вошли романс, ноктюрн, галоп и великолепный страстно-драматический вальс. Взволнованная, тревожная музыка вальса образно связана с трагической судьбой главной героини.

В годы Великой Отечественной войны Хачатурян находился в Москве, лишь краткое время провёл на Урале. Он закончил работу над балетом «Гаянэ». Один из номеров балета, яркий и темпераментный «Танец с саблями», приобрёлфеноменальную популярность.

В 1943 году была написана Вторая симфония с колоколом – реквием протеста против войны и насилия. Также Хачатурян является автором музыки Государственного гимна Армянской республики, который был создан в военные годы.

С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян
Сразу в послевоенное время, в 1946 году, появился Виолончельный концерт, который завершил триаду инструментальных концертов композитора и был посвящён первому исполнителю, прекрасному виолончелисту Святославу Кнушевицкому.

В 1950 году Хачатурян приступает к сочинению балета «Спартак», идею которого он вынашивал уже несколько лет. Во время поездки в Италию композитор окунулся в атмосферу быта исохранившихся памятников Древнего Рима – триумфальных арок, Колизея, казарм гладиаторов. Через 6 лет балет с большим успехом был поставлен в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова, а затем и в Москве, в Большом театре.

 
В 1951 году Хачатурян становится профессором Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Он воспитывает целую плеяду молодых композиторов (М. Минков, М. Таривердиев, А. Эшпай, А. Рыбников), начинает дирижёрскую деятельность, много гастролирует, работает в Союзе композиторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: