Размышления о свободе воли человека, о справедливости и благости Бога. (За пределами сотериологии).




 

«Начну рассуждения мои издалека

и воздам Создателю моему справедливость».

(Книга Иова 36: 3)

Непонимание вопроса, который мы собираемся рассматривать, означает непонимание характера Бога, а также сущности человека. Без верного понимания этого вопроса невозможно основательно проповедовать полное неповрежденное Евангелие.

Данная статья написана не в рамках богословской полемики. Существующих взглядов коснуться придется, но они не будут в фокусе нашего зрения. Теологи пишут толстые книги, вступают в дебаты, но до сути вопроса обычно не доходят. Этот вопрос считается крайне сложным. Однако, Писание дает конкретный и однозначный ответ. Будем рассуждать основательно, глубоко и в связи с наблюдениями из реальной жизни – и мы избежим тумана многозначности и сомнений. Мы рассмотрим места Священного Писания, кажущиеся, на первый взгляд, противоречащими друг другу. Только принимая всё Писание целиком, не выдергивая из контекста и не затмевая одни аспекты истины другими в угоду заведомо готовым теориям, можно понять, что говорит Господь.

Прежде чем начать рассуждения о свободе воли, дадим определение этому понятию. Свобода, о которой идет речь, не распространяется на тело человека, существующее в рамках физико-биологических законов. В этой области человек едва ли не равен животным. Человек вынужден есть и пить, выполнять ещё ряд действий этого порядка для того, чтобы жить. И в этой области не может быть и речи о свободе выбора. (Впрочем, едва ли кто станет роптать на эту «неволю». Более-менее здравомыслящему человеку такое и в голову не придет). Однако, человек может отказаться от приема пищи в пользу другого, испытывающего голод, или по другим причинам. Но этот поступок переходит уже в другую область, в которой человек стоит за пределами животного мира. Но об этом позже.

Помимо воли человек обретает собственное существование, получает наследственные свойства (как в области тела, – внешность, анатомия, физиология, – так и в области души – характер и прочие психологические особенности). Всё это имеет лишь косвенное отношение к обсуждаемой нами свободе. Всё это не более, чем фон, не более, чем среда, в которой происходит сам выбор.

Свобода – это не власть определять последствия выбора, это лишь способность совершать сам выбор. Мы не изменяем направление пути (мы ведь не Бог!), мы лишь избираем его. И, забегая немного наперед, скажем, что именно об этом (а не о фатализме) и говорит пророк Иеремия: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим». (Иер. 10: 23)

Итак, свобода воли – это способность, или даже власть, избирать верный или неверный путь, добро или зло и, как следствие, определять свою вечную участь – жизнь или смерть, рай или ад. Лишь этот выбор имеет значение, и все остальные выборы и решения, принимаемые человеком обретают свою ценность, лишь когда рассматриваются во свете этого судьбоносного выбора.

Существует два направления по этому вопросу. Представители первого направления утверждают, что свобода воли – не более, чем иллюзия. Практически в унисон с К. Марксом, они заявляют, что «бытие определяет сознание», а сознание управляет волей. Но если согласно с марксизмом бытие безлико, и за ним никого нет, то богословы всю ответственность возлагают на Бога, ибо бытие определяет Он. Это направление называется кальвинизмом, по имени известного реформатора Жана Кальвина. Согласно с кальвинизмом, Бог обладает абсолютным суверенитетом, и ещё до сотворения мира одних людей предопределил к раю, а других – к аду. Библия ясно говорит, что будут спасшиеся и погибшие. Библия говорит также, что ничто не происходит против воли Бога. «Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Пл. Иер. 3: 37 – 38) На этом и стоит весь кальвинизм. В подтверждение теории, что человек не обладает никакой свободной волей, кальвинисты используют ещё один аргумент – грехопадение человека. Писание ясно говорит, что человек, вследствие грехопадения, стал рабом греха и дьявола. Следовательно – говорят кальвинисты – спастись человек может исключительно по Божьему изволению. Таким образом, кальвинизм тождествен фатализму. *

Представители второго направления, в отличие от кальвинистов, рассуждают так, будто бы грехопадения не было вовсе; будто человек и сейчас стоит на развилке двух путей, как некогда Адам между двумя деревьями – деревом жизни и деревом познания добра и зла. Согласно с этой теорией, человек рождается нейтральным, и становится грешным или святым в результате тех или иных поступков. Если врожденная греховность и признается, то преподносится далеко не как смертельная болезнь. Человек рассматривается не как безнадежно падший и злой, но как состоящий из добра и зла. И он способен победить живущий в нем грех. Этот взгляд называется арминианством, по имени Якова Арминия, современника Кальвина и его оппонента в этом вопросе. Каждое из направлений имеет несколько вариаций. Но мы не будем рассматривать их. Ещё важно отметить, что следует различать Кальвина и современных кальвинистов, Арминия и современных арминиан (как, впрочем, Христа и современных христиан). Поэтому мы не разбираем имена, мы исследуем образ мышления.

Итак, вернемся к нашей теме. Всё ранее сказанное ведет к ещё одному аспекту, о котором ведутся теологические споры. Согласно с кальвинизмом, избранный и предопределенный Божьей суверенной волей человек, откликнувшись на личный Божий призыв, получает спасение и вечную жизнь, которую он уже не может потерять. Это непосредственный вывод из предпосылки, что свободной воли человек не имеет.

Согласно же с арминианством, человек обладает свободной волей, и поэтому спасение дается ему Богом условно (т. е. на определенных условиях); а значит, его можно потерять вследствие нарушения завета на любом отрезке жизненного пути. Обо всем этом мы и будем рассуждать.

Начнем с отрывка, который является объектом постоянных споров между богословами. «…Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?..» (Послание Римлянам 9: 10 – 24) Противники кальвинизма стараются либо совсем избежать этого текста, либо с помощью всяких мудрствований искажают его. Но эти слова находятся в Библии, и мы не вправе обойти их.

Мы ещё не раз вернемся к этой цитате. А сейчас выделим основную мысль и цель этих слов апостола Павла. Обратим особое внимание на возражения апостола. Предвидя нашу реакцию, автор послания отрезвляет нас, одергивает, ставит на место. Это вовсе не оскорбление, а просто указание занять подобающее нам положение. Если нас задевают слова апостола, кажутся несправедливыми и жестокими, встречают в душе бурное сопротивление, это показывает лишь, насколько мы исполнены гордыни, самолюбия, бунтарского духа, и насколько раздуто наше самомнение.

«Ты всего лишь создание, – говорит апостол, – ты существуешь лишь по воле Того, на кого осмеливаешься раскрыть рот. Если бы Бог не сотворил тебя, некому было бы сейчас роптать. Ты способен оценивать, судить, выражать несогласие лишь потому, что твой Творец наделил тебя независимым сознанием и разумом. Ты знаешь о справедливости только по той причине, что Бог вложил в тебя чувство справедливости. Поразмысли, кто ты, а кто Бог! Ты ведешь себя крайне дерзко! Признаешь ли ты, о смертный, за Создателем право обратить в прах Его творение, если на то будет Его воля? Судья не ты, а Бог! Подсудимый не Бог, а ты!»

Кроме того, оспаривать справедливость Творца крайне глупо. Один мыслитель писал: «…С Богом не соглашаться трудно. Он источник, из которого вы черпаете всю силу ваших аргументов. Вы не можете быть правы, а Он – неправ, точно так же как поток не может подняться выше уровня своего источника. Оспаривая правильность Его решений, вы выступаете против той силы, которая наделяет вас самой способностью спорить. Другими словами, вы рубите сук, на котором сидите». Один бывший атеист, ставший христианином, писал: «…Мой аргумент против существования Бога сводился к тому, что Вселенная мне казалась слишком жестокой и несправедливой. Однако как пришла мне в голову сама идея справедливости и несправедливости? Человек не станет называть линию кривой, если не имеет представления о прямой линии. С чем сравнивал я Вселенную, когда называл ее несправедливой? Если всё на свете, от «А» до «Я» плохо и бессмысленно, то почему я сам, частица этого «всего», с такой страстью возмущаюсь? Человек чувствует себя мокрым, когда падает в воду, потому что человек не водяное животное: рыба не чувствует себя мокрой… Если бы Вселенная не имела смысла, мы бы никогда не смогли обнаружить, что она не имеет смысла; точно так, как если бы во Вселенной не было света и, следовательно, не было бы существ с глазами, мы бы никогда не обнаружили, что нас окружает тьма». Итак, наша «справедливость» рассыпается в прах. Бог ничего не должен и ничем не обязан Своему творению, в то время как творение всем обязано Творцу. Бог не обязан давать отчет о Своих делах никому. Пути Господни неисповедимы.

Истинная причина нашего возмущения – наше мятежное сердце. На наше восстание Бог отвечает так: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов 40: 3) Мы хотим жить по своему произволу. Вот она, истинная причина! И по нашему лукавству, мы полагаем, что, уличив Бога в несправедливости, мы получаем право сами творить неправду. Громче всех кричит о справедливости злодей. И, как сказал некто, иск об оскорблении чести и достоинства чаще всего подают те, у кого нет ни того, ни другого.

Потому-то мы, вместе с Апостолом, и делаем это отступление, что бесполезно рассуждать о справедливости с таким искаженным восприятием действительности и отсутствием почтения к Творцу. Бог не отвечает глупому по глупости его. Пока не усвоен этот урок, мы не можем идти дальше. «Начало мудрости – страх Господень». (Притчи 1: 7) Негоже избегать начала мудрости или перепрыгивать через него, иначе нам остается только безумие и глупость. Когда говорит Творец, всякая тварь должна умолкнуть.

Теперь, читатель, когда расставлены акценты, если ты согласен с выше изложенным, мы можем продолжать.

Действительно, необходимо пресекать всякую человеческую наглость в отношении к Богу. Однако, будет ошибкой запрещать всякие рассуждения о Божьей справедливости. Если мы видим кажущуюся несправедливость, мы можем задавать вопросы. Но давайте будем задавать их в смирении и с позиции презумпции невиновности. Мы можем сказать: «Боже, я знаю, что Ты справедлив. Но почему же происходит то-то и то-то?» Иов задавал множество подобных вопросов, и Бог оценил его выше трех его друзей, которые лишь твердили о Божьем правосудии (чит. книгу Иова). В них было скрытое притворство. Когда говорят о Божьей справедливости, как бы закрывая глаза на некоторые факты, – это лицемерие. Подобное поведение означает, что в глубине души человек сам сомневается в Божьей справедливости и боится проверить собственные убеждения; громкий осудительный фарисейский тон в этом случае – маска, прикрывающая внутреннюю неуверенность. Эта подсознательная пресмыкательская готовность «верить» в Божью справедливость, как бы даже если её нет, отнюдь не угождает Богу. Подобным образом, не следует «закрывать глаза» на «нестыковки в Библии». Это также скрытое неверие. Истина проверок не боится, и Бог Сам идет навстречу честному искателю. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». (1 Послание Иоанна 1: 5)

Следует сказать, что человеку свойственно видеть несправедливость Божью там, где её нет. При первом прочтении Писания Бог может показаться жестоким. В поле нашего зрения попадают эпизоды массового поражения людей в Ветхом Завете. Но в дальнейшем становятся очевидными Божья милость и долготерпение. Становится видно, как долго медлил Бог с судом над допотопным миром – 120 лет после предупреждения о суде; как долго щадил хананеев – 400 лет и т. д. Бог дает много шансов и предупреждений покаяться, и изливает Свой гнев, лишь когда беззаконие и наглость человека (человечества) переступают все мыслимые границы.

Продолжим рассуждение о Божьей справедливости. Может показаться, что в уже упоминаемой 9 гл. Рим. утверждается, что Бог определяет вечную участь человека помимо воли последнего. Многие, на основании этого отрывка считают, что действия Бога лежат вне категорий «справедливо – несправедливо». Бог, якобы, выше, величественнее всего этого. Однако, в Писании есть множество мест, говорящих об обратном.

«…И Ты исполнил слово Свое, потому что Ты праведен». (Неемия 9:8) «…Господь праведен, любит правду». (Псалом 10: 7) «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои». (Пс. 118: 137) «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих». (Пс. 144: 17) «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1 Ин. 1: 9) «Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем». (Рим. 3: 4) Бог Сам идет на суд с человеком. «Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?» (Иер. 2: 4 – 6) «Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?» (Иезекииль 18: 25) «Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой! Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне». (Михей 6:1-3)

«Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. Кто кроме Него промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?.. Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного?» (Иов 34: 12, 13, 17)

«…Правдою утверждается престол». (Пр. 16: 12)

«Правда и суд - основание престола Его». (Пс. 96: 2)

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует». (Откровение 19: 11)

Через пророка Исаию Бог говорит: «…И поставлю суд мерилом и правду весами». (Исаия 28: 17)

В Писании слишком много подобных мест, чтобы их цитировать.

Уже тот факт, что Бог говорит о суде, а не просто о постановлениях, директивах и решениях, красноречиво свидетельствует о том, что человек несет ответственность и имеет выбор. Понятие «суд» извращено в нашем мозгу. Судить – значит не просто объявлять решение и приговор, но объявлять приговор на основании объективного рассмотрения дела.

Истинно, что «Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле». (Пс. 134: 6) Но истинно также, что «воля Божья благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2); что «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Послание Петра 3: 9); хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Послание Тимофею 2: 4); «не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Царств (2 Самуила) 14: 14). «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23) «Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18:32) Бог явно заинтересован в спасении каждого человека. «Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного». (Ис. 45: 21 – 22) «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся и существуем». (Деяния Апостолов 17: 26 – 27) И далее в той же главе Павел говорит: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». (30 ст.) После Своего воскресения перед вознесением, Иисус заповедал ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Марк 16: 15 – 16)

Если говорить только о Божьем суверенитете, упуская из виду Божью благость и справедливость, мы отнюдь не прославим Бога. Неужели из выше приведенных цитат не ясно, что суверенитет не исчерпывает вопроса? Если бы всё упиралось лишь в Божью волю, все люди бы спаслись, никто бы не погиб. Опровергает ли это всемогущество Божие?

«И не мог (Иисус) совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их». (Мк. 6: 5) «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим: могу ли Я отвечать им? Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, - то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ?» (Иез. 14: 2 – 4) «…Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». (2 Тим. 2: 13) Софисты часто задают провокационные вопросы, например: «Может ли Бог создать такой камень, который Он не может поднять?», «Может ли Бог перестать быть Богом?» и много подобных вопросов, пытаясь запутать верующих. Не будем пускаться в длинные философствования, скажем только, что каждый такой вопрос содержит в себе двойное отрицание и, следовательно, перечеркивает сам себя. Иначе говоря, это бессмыслица, пустота, ноль. Или, говоря языком математики, упростив выражение, получим: «Бог может»! Итак, утверждения, подобные следующим, нисколько не умаляют всемогущества Бога: Бог не может грешить; Бог не может изменяться; Бог не может нарушить Своё обещание; Бог не может отменить Свои собственные постановления; и что касается нашего вопроса: Бог не может спасти человека, если человек не захочет этого, потому что Он так постановил. Всякий раз, произнося фразу «Бог не может», будем помнить две вещи. Во-первых, это упрощенная фраза для нашего примитивного понимания, и Сам Бог, говоря подобные слова в Писании, снисходит к нашему неразумию. Во-вторых, эта формулировка истины временна. Частица «не» исчезнет из вселенной вместе с истреблением зла, и тогда во всём будет «да» и «аминь», как и в Самом Боге.

Говорить о безвольном предопределении к аду – значит представлять Бога жестоким самодуром, издевающимся над собственным творением. Такой бог был бы безумцем и тираном-садистом. Это, судя по описанию, сущий дьявол. *

Однако, иногда можно слышать следующие возражения: «Что мы знаем о справедливости?» Но если дать этой фразе неограниченный простор, то получится риторический вопрос Понтия Пилата: «Что есть истина?» Если мы ничего не знаем о справедливости, то теряют смысл все суждения, любое оценивание поступков. Ещё говорят: «Божья справедливость высшая. Мы не можем её оценить». Да, она высшая, и именно поэтому она никак не может быть ниже человеческой. Сотворить человека негодяем и отправить его на вечные мучения – это несправедливо, и мы можем не бояться смело заявить об этом, не боясь, что эти слова окажутся крамольными. Ещё раз скажем: «Судья всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие 18: 25) Вечный Логос поступит ли нелогично и безумно? Вопрос не стоял бы так остро, если бы человек был подобен животному и не обладал вечной душой. Библия имеет цель вызвать у нас страх Божий, но это не панический страх, а благоговейное почтение с хвалой и благодарностью Богу.

Главное сообщение Бога человеку выражено в Библии следующими словами: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Второзаконие 30: 19) Вся Библия – сплошной призыв к человеку. Если отрицать свободу воли и выбора, то этот призыв звучит крайне абсурдно. Бессмысленны все призывы к покаянию. Всё это, в таком случае, игра в театр со стороны Бога. Некоторые заявляют, что Христос говорил народу притчами специально для того, чтобы поняли только «избранные», а остальные не поняли и погибли. При этом они ещё обвиняют Христа в лукавстве и двойных стандартах, говоря: «С юридической стороны к Нему не придерешься». Праведен суд на таковых! «И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте!..» (Марк 7: 14) Вот Он, Христос-Спаситель!

Давайте лучше посмотрим, что же говорит Писание. «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят». (Исаия 1: 19 – 20) «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матфей 23: 37)

А теперь прочитаем несколько мест, которые, на первый взгляд, противоречат идее свободной воли. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». (Рим. 8: 29 – 30) «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». (Ефесянам 1: 3 – 5) «…Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты (Павел) познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его». (Деяния Апостолов 22: 14) «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей». (Лука 1: 13 – 15) «…Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он (Самсон) начнет спасать Израиля от руки Филистимлян». (Судьи 13: 5) «…Бог, избравший меня (Павла) от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам». (Галатам 1: 15) «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». (Псалом 138: 15 – 16)

Это прямое указание, а вот посредственное. «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их». (Рим. 3: 10 – 18) «…Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». (Рим. 8: 7) «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф. 2: 1 – 9)

И ещё раз: «Никто не ищет Бога». Но написано также: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». (Ис. 55: 6 – 7) «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим». (Иеремия 29: 12 – 13) Так способен ли человек искать Бога или же нет?

Вопрос о свободе воли следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, имел ли Адам до грехопадения свободу и право выбора? Во-вторых, имеем ли мы, потомки уже падшего Адама, эту свободу?

Многие заявляют, что всё идёт «по Божьему плану», «по Божьему предопределению», следовательно, Адам не мог не согрешить в Эдемском саду. Так сегодня проповедуют А. Шаповалов и подобные ему лжепроповедники. В доктрине мормонов прописано, что грехопадение было необходимым событием в Божьем плане. Действительно, по отношению к Божьему плану, по отношению к истории, не следует злоупотреблять оборотом «если бы», так как, в конечном счете, существует только один вариант хода истории. «Чего нет, того нельзя считать». (Екклесиаст 1: 15) Однако, нельзя согласиться с утверждением, что Адам не имел выбора. Если Бог не дал человеку выбора между добром и злом, зачем Он тогда заявил человеку о выборе, зачем предостерег от вкушения плода с дерева познания добра и зла? Неодушевленная природа не имеет никакого выбора, она существует по законам Творца. Очевидно, что свобода – это как раз то, что отличает человека от несознательной твари. Если человек не имел выбора, то его грех – не грех по определению. «Они же (Израиль), подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне». (Осия 6: 7) Вот Божье отношение ко греху Адама.

Именно эта свобода и обусловила возможность возникновения зла.

Теперь перейдем к нам, потомкам уже согрешившего Адама. Потеряли ли мы эту свободу, став заложниками наследственности? Во-первых, обратим внимание на тот факт, что мы склонны осуждать и винить негодяя (даже на подсознании) за то, что он негодяй. Никому из нас не приходит в голову винить помидоры за то, что они невкусные или доску за то, что она кривая. В порыве раздражения нечто подобное может вырваться из наших уст; но все прекрасно понимают, что сам предмет не виноват в том, что он таков, каков он есть, потому что он не мог быть иным. Внешние условия абсолютно определяют свойства предмета (и, в строгом смысле, для него не существует четкого разделения на внутреннее и внешнее). Мы можем быть неправы в своих суждениях, однако тот факт, что мы по-разному относимся к неодушевленным предметам (действительно не имеющим воли и выбора) и к человеку, доказывает принципиальное отличие последнего. Сознание животных полностью определяется внутренними инстинктами и внешними условиями. Но, что бы ни говорили дарвинисты, человек – не животное. И дело здесь не только в степени интеллектального развития. Хотя и ум играет свою роль. Зачем Бог дал человеку способность анализировать и делать выводы, если этот человек предопределен к погибели? Издевательства ради? Не похоже на Бога.

Во-вторых, никто не станет спорить с тем, что многие дети, воспитывавшиеся в благоприятных условиях, выросли дурными; в то же время, многие, с детства изведавшие только горе, стали достойными людьми. Бытие не определяет сознания. Оно сильнейшим образом влияет на него, но не определяет. И сам человек играет ключевую роль в собственном воспитании. Но всё это имеет лишь посредственное отношение ко спасению души. Ибо многие нравственные люди, увы, уже находятся в аду. Однако, всё это доказывает, что человек обладает большей степенью свободы, чем полагают многие.

Необходимо пояснение. Мы только что говорили о разных уровнях нравственности у разных людей. Однако, Писание уравнивает всех потомков Адама: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». (Псалтирь 13 (52): 2, 3; Рим. 3: 10 – 12) В чем же дело? Многие отвечают так: даже самый лучший из людей не соответствует Божьему стандарту, не достигает его. В этом заявлении есть доля истины, но в своей сути оно неверно. Это гуманистический взгляд. Самый лучший из людей не просто недостаточно хорош. Он плох; он зол. Наша беда в том, что мы судим по внешним признакам. К тому же, наша голова полна стереотипов. В нашем понимании злой – это агрессивный негодяй, подлец, развратник, лгун, мошенник и вор. А воспитанный, порядочный, интеллигентный человек, дескать, добрый. Но мы упускаем из виду, что зло всегда обладает элементами добра. Зло имеет эти элементы, но не в самом себе, не своей основой и глубинной внутренней сущностью, а как захваченные незаконным способом ресурсы, на которых оно паразитирует. Зло использует добро двояко. Во-первых, в качестве питания. Во-вторых, в качестве маски и приманки. Не обладай зло добром, оно не могло бы существовать. В мышеловке используется сыр; на рыболовный крючок сажается наживка; чтобы убедить во лжи, используется истина. Тот, кто занимается промышленным шпионажем, не ставит цель извратить похищенные технологии (какой в этом прок?), но заставить их работать на него. Вот почему Христос называет сатану вором. Невозможно нарушать все законы Божьи. Абсолютных нигилистов не существует. Тот, кто кричит, что намерен нарушать все законы и жить вопреки им, не знает, что говорит. Можно, например, допускать всевозможные извращения в еде, есть всякие отбросы, тараканов и клопов. При этом человек будет жив благодаря мизерному проценту питательных веществ, содержащихся во всём этом. Но стоит человеку начать запихивать пищу вместо рта в ухо, человек умрет. Примените этот принцип во всех сферах жизни, поразмышляйте основательно, и вы поймете, что всё во вселенной существует лишь по законам Творца; стоит их нарушить – и всё распадется.

Если мы не научимся смотреть в корень вещей, нас легко будет обольстить, и мы примем антихриста, который внешне будет весьма привлекательным. Ибо непонимание изложенных выше истин ведет к ужасному заблуждению: нет худа без добра.

Теперь давайте перенесем то, что мы только что сказали на рассматриваемый нами вопрос о зле человеческой природы. Суть нашей природы – стремление от Бога к независимой жизни. Мы, таким образом, стремимся убежать от источника жизни, а значит, стремимся к смерти. Так не являемся ли мы злыми, как минимум, по отношению к самим себе? Давайте, на основании выше сказанного, проанализируем поведение нравственного человека. Порядочная жизнь является, образно говоря, питанием, так как обеспечивает комфортное существование. Благоразумный человек понимает, что умеренная жизнь без пороков, зависимостей, вредных привычек – в его же интересах. Поэтому глупо записывать её себе в актив. «Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?» (Иов 22:2,3) «Если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь». (Притчи 9:12) Порядочный человек не видит опасности своего состояния. Таким образом, его добропорядочность служит маской для него же самого. Эта же нравственность, по сути, является и приманкой, влекущей от Бога в независимую, самодовольную и самодостаточную жизнь. Всё это происходит подсознательно, и в этом особое лукавство и коварство нашей, поистине самоубийственной, природы. А разве не зло черная неблагодарность к Творцу? Все блага (и прежде всего, саму жизнь) человек получает от Бога, но не хочет Его знать, и живет так, как будто Его нет (даже если он и признает Его существование). Любой человек – бунтарь по отношению к Богу, выражает ли он этот бунт тихо или громко, открыто или скрыто. Если в человеке проявляется нечто по-настоящему доброе, это не от человека, но исключительно Божья благодать. Добро не свойственно человеческой природе.

Но вернемся к вопросу о наследственности. Здесь мы подошли к интереснейшей и сложнейшей теме. Именно здесь вся суть Евангелия. Фактор наследственности гораздо сильнее, существеннее, фактора внешних условий в силу того, что он внутренний, и от него невозможно убежать. Здесь вопрос о Божьей справедливости встает особенно остро. Виновен ли человек, если ему от родителей достался дурной характер и наклонности? Конечно, нет. Не находятся ли люди в заведомо неравных условиях? А что насчет родового проклятия? Многие отрицают его. Но вот что говорит Библия. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исход 20: 4 – 6) (Давайте попутно отметим превосходство Божьей милости над судом). «…И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим… Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». (Бытие 9: 22, 24) Здесь проклятие легло на несколько народов, произошедших от Ханаана. Многие говорят, что закон родового проклятия в эпоху Нового Завета уже не действует. Ссылаются на пророка Иезекииля: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина "? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». (Иез. 18: 2 – 4, 20) Но при внимательном прочтении ясно, что Бог не переменяет закон, а только лишь указывает на несостоятельность попытки человека переложить ответственность за свои грехи на предков. Бог только лишь снова напоминает уже известный евреям закон. Ещё Моисею Бог заповедал: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление». (Второзаконие 24: 16) Прочитаем ещё из пророка Иеремии: «Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». (Иер. 32: 18 – 19) Не похоже ли на то, что в двух соседних стихах Писания очевидное противоречие? За что же нас наказывает Бог: за вину отцов или за наши собственные пут



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: