ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение – это этап в развитии европейской культуры, относящийся к переходному периоду от средневековья, феодализма, к новому времени, капитализму (XIV – XVI вв.). Возрождались античные принципы и отрасли культуры, востребованные экономическим развитием и связанной с ним буржуазией.
В философии происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму (от греч. anthropos – человек). Развивается гуманизм (от лат. humanus – человечный) – учение о человеке, его свободе и счастье, справедливости, милосердии как о высших ценностях.
Данте Алигьери (1265 – 1231, Италия) считал, что сущность человека определяется не только Богом, но и природой. К счастью ведёт не только вера, но и развитие способностей, практическая деятельность. Задача человечества – создание общества, основанного на прочном мире и всеобщем блаженстве. Церковь должна заниматься только вопросами веры и не вмешиваться в земные дела людей.
Франческо Петрарка (1304 – 1374, Италия) оправдывал стремление человека к материальным благам и земным радостям как право смертного желать смертное. Считал, что любовь и слава не губят, а возвышают душу, развивают её достоинства. Решение духовных проблем человека видел в активном творческом досуге: созерцании красоты природы, её научном исследовании, занятиях искусством, литературой, философией.
Противопоставил схоластике, основанной на оторванных от жизни умствованиях, науку, опирающуюся на практический опыт человеческого бытия. Содержанием философии, на его взгляд, должно быть изучение человека, его природы и психологии, общественной жизни. Путь философии лежит через познание человека к познанию мира. Признавая, что Бог – высший источник истины, Петрарка считал, что постичь её помогут знания античных поэтов и учёных. Он искал компромисса между христианством и античной философией, между верой и знанием.
В творчестве Петрарки исследовались такие проблемы, как высшее назначение человека, бессмертие души и мирская слава, добродетель и греховность. Небесное блаженство, на его взгляд, не должно быть предопределено отказом от всего мирского.
Джованни Бокаччо (1313 – 1375, Италия)
отстаивал право христианина заниматься языческой мифологией и литературой. Он утверждал, что поэзия и философия близки: одна выражает вечные начала мироздания в образах, другая – в категориях. Развивал античные принципы в литературе, отстаивал её право рассказывать о земном, о природе, о человеке. Её значение определялось в том, чтобы вести людей к счастью, морально совершенствуя их, помогая им постигать истину. В «Декамероне» проявляется и свойственная возрождению мечта о совершенном, гармоничном человеке, обретающем счастье в общении с людьми, в наслаждении культурой и красотой природы.
развивал представление о гармонии человека и природы, духовного и телесного. Жизнь человека определяется природой, поэтому он должен не покорять её, а жить в согласии с ней. Однако человек возвышается над природой тем, что причастен не только к материальному, но и к духовному. Бокаччо ярко выразил идею сопротивления судьбе, показывал её неразумный, несправедливый характер. Благородство и достоинство человека видел не в знатности происхождения, а в его добродетелях и доблестях.
Колюччо Солютати (1331 – 1406)
признавал земной мир царством дьявола. Но путь к добру он видел не в уходе от мира в молитвы и мистику, а в активной борьбе с грехами, преступлениями и невзгодами, в труде и творчестве.
Считал Бога не главным творцом блага на земле, а лишь гарантом создания блага людьми.
Главными человеческими достоинствами он считал милосердие и волю. Лишь устремлённость каждого человека к добрым делам позволит создать справедливое и счастливое общество (индивидуализм).
Считал, что судьбе противостоит высшее начало в человеке – разум, побуждаемый Богом к проявлению воли и самостоятельности во всех земных делах.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494, Италия) считал главными, божественными, свойствами человека свободу и способность к творчеству.
Человек, согласно Библии, создан по образу и подобию Бога, а Бог абсолютно свободен и является Создателем, Творцом всего сущего.
Но человеческая свобода ограничена законами природы. Нарушив их, он теряет своё достоинство. Человек может достичь не только природного счастья, но и высшего, духовного. Путь к нему состоит из трёх этапов:
1. очищение от грехов с помощью этики;
2. совершенствование разума с помощью науки и философии;
3. познание божественного с помощью теологии (богословия).