СТАНОВЛЕНИЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА И ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА




ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Возрождение – это этап в развитии европейской культуры, относящийся к переходному периоду от средневековья, феодализма, к новому времени, капитализму (XIV – XVI вв.). Воз­рождались античные принципы и отрасли культуры, востребованные экономическим развитием и связанной с ним буржуазией.

В философии происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму (от греч. anthropos – человек). Развивается гуманизм (от лат. humanus – человечный) – учение о человеке, его свободе и счастье, справедливости, милосердии как о высших ценностях.

Данте Алигьери (1265 – 1231, Италия) считал, что сущность человека определяется не только Богом, но и природой. К счастью ведёт не только вера, но и развитие способностей, практическая деятельность. Задача человечества – создание общества, основанного на прочном мире и всеобщем блаженстве. Церковь должна заниматься только вопросами веры и не вмеши­ваться в земные дела людей.

Франческо Петрарка (1304 – 1374, Италия) оправдывал стремление человека к матери­альным благам и земным радостям как право смертного желать смертное. Считал, что любовь и слава не губят, а возвышают душу, развивают её достоинства. Решение духовных проблем че­ловека видел в активном творческом досуге: созерцании красоты природы, её научном исследовании, занятиях искусством, литературой, философией.

Противопоставил схоластике, осно­ванной на оторванных от жизни умствованиях, науку, опирающуюся на практический опыт че­ловеческого бытия. Содержанием философии, на его взгляд, должно быть изучение человека, его природы и психологии, общественной жизни. Путь философии лежит через познание чело­века к познанию мира. Признавая, что Бог – высший источник истины, Петрарка считал, что постичь её помогут знания античных поэтов и учёных. Он искал компромисса между христиан­ством и античной философией, между верой и знанием.

В творчестве Петрарки исследовались такие проблемы, как высшее назначение человека, бессмертие души и мирская слава, добродетель и греховность. Небесное блаженство, на его взгляд, не должно быть предопределено отказом от всего мирского.

Джованни Бокаччо (1313 – 1375, Италия)

отстаивал право христианина заниматься языческой ми­фологией и литературой. Он утверждал, что поэзия и философия близки: одна выражает вечные начала мироздания в образах, другая – в категориях. Развивал античные принципы в литературе, отстаивал её право рассказывать о земном, о природе, о человеке. Её зна­чение определялось в том, чтобы вести людей к счастью, морально совершенствуя их, помогая им постигать истину. В «Декамероне» проявляется и свойственная возрождению мечта о совершенном, гармоничном человеке, обретающем счастье в общении с людьми, в наслаждении культурой и красотой природы.

развивал представление о гармонии человека и природы, духовного и телесного. Жизнь человека определяется природой, поэтому он должен не покорять её, а жить в согласии с ней. Однако человек возвышается над природой тем, что причастен не только к материальному, но и к духовному. Бокаччо ярко выразил идею сопротивления судьбе, показывал её неразумный, несправедливый характер. Благо­родство и достоинство человека видел не в знатности происхождения, а в его добродетелях и доблестях.

Колюччо Солютати (1331 – 1406)

признавал земной мир царством дьявола. Но путь к добру он видел не в уходе от мира в молитвы и мистику, а в активной борьбе с грехами, преступлениями и невзгодами, в труде и творчестве.

Считал Бога не главным творцом блага на земле, а лишь гарантом создания блага людьми.

Главными человеческими достоинствами он считал милосердие и волю. Лишь устремлённость каждого человека к добрым делам позволит создать справедливое и счастливое общество (индивидуализм).

Считал, что судьбе противостоит высшее начало в человеке – разум, побуждае­мый Богом к проявлению воли и самостоятельности во всех земных делах.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494, Италия) считал главными, божественными, свойствами человека свободу и способность к творчеству.

Человек, согласно Библии, создан по образу и подобию Бога, а Бог абсолютно свободен и является Создателем, Творцом всего сущего.

Но человеческая свобода ограничена за­конами природы. Нарушив их, он теряет своё достоинство. Чело­век может достичь не только природного счастья, но и высшего, духовного. Путь к нему состо­ит из трёх этапов:

1. очищение от грехов с помощью этики;

2. совершенствование разума с помощью науки и философии;

3. познание божественного с помощью теологии (богословия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: