Общенациональный рынок — это экономическая структура, которая обеспечивает эффективное взаимодействие потребителей и производителей.
Общенациональный рынок отличается следующими характерными свойствами:
§ процедура обмена основывается на основных экономических закономерностях;
§ процесс взаимодействия потребителей и производителей находит свое выражение в спросе и предложении;
§ является средством эффективного взаимодействия потребителей и производителей.
Для нормального функционирования рынка процесс движения благ регламентируется нормативно-правовыми актами, что создает его правовое поле.
В структуру общенационального рынка входят следующие рынки:
§ Рынок экономических ресурсов, включающий в себя процесс обращения ресурсов, необходимых для производства благ. Товаром здесь выступают ресурсы производства, а ценообразование на них происходит в результате взаимодействия спроса и предложения;
§ Финансовый рынок, включающий в себя обращение специфического товара — капитала, цена за который определяется процентом за использование денег;
§ Рынок труда. Его основу составляют свободные взаимоотношения между работником и нанимателем, а предметом купли-продажи становится труд. Цена на него устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения на него. Предложение — это предложение людей, которые желают трудиться. А спрос — это потребность в сотрудниках определенной квалификации и профессии;
§ Рынок потребительских благ, представляющий собой процесс взаимодействия между производителем и потребителем по поводу блага — результата хозяйственной деятельности.
Они представляют четыре основных элемента национального рынка — экономические ресурсы, капитал, труд и потребление, функциональное взаимодействие которых и определяет специфику национального рынка.
Объектом рынка является благо — товары и услуги, которые входят в предмет обращения на рынке.
Сущность национального рынка связана с его конкретными качественными и количественными характеристиками.
Основными количественными характеристиками рынка являются:
§ количество производителей на рынке;
§ количество потребителей на рынке;
§ распределение позиций между производителями;
§ степень концентрации рынка, т. е. объем осуществляемых на нем сделок по покупке и продаже благ.
Основными качественными характеристиками рынка являются:
§ возможность выхода на рынок новых производителей;
§ количество препятствий для выхода на рынок новых производителей;
§ уровень конкуренции на рынке;
§ степень подверженности внешним факторам;
§ наличие и степень взаимодействия с другими рынками, например международными.
Взаимодействие совокупности качественных и количественных характеристик определяет вид рынка.
К провалам рынка относятся:
§ естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;
§ информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;
§ внешние эффекты — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. В то же время бывают и позитивные внешние эффекты, например, расположение пасеки рядом с плодовым садом (пчелы опыляют цветы, увеличивая урожайность и количество меда). Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;
§ общественные блага — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая налоги, в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.
Задания. Ответьте на вопросы:
1.Рыночный механизм- это… Преимущества и недостатки рыночного механизма.
2.Структура и функции рынка в экономике.
3. Общенациональные рынки. Понятие, виды, принципы организации