Преимущества и недостатки рыночного механизма




Лекция 1. Рыночный механизм. Рыночные структуры.

 

Размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих потребность в товаре, имеющих средства для совершения обмена и желание обменять эти средства на нужный товар.

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике. Изначально термин "рынок" означал место, где продавцы и покупатели могли совершать обмен своими товарами. Например, центральная площадь города.

В экономической теории рынок — одна из самых распространенных категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики экономики.

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.

Рыночный механизм

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:

§ Неограниченное число участников конкуренции.

§ Признак, свободный доступ и выход с рынка.

§ Абсолютная мобильность всех ресурсов.

§ Наличие поной информации (через цены).

§ Абсолютная однородность продукции.

§ Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.

Функции свободного рынка:

§ Является регулятором экономики.

§ Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.

§ Является орудием информации (через цены)

§ Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.

§ Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Конъюнктура рынка

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:

§ биржи

§ торговые

§ фондовые

§ валютные;

§ аукционы, ярмарки;

§ предприятия оптовой и розничной торговли;

§ банки, страховые компании, фонды;

§ биржи труда;

§ информационные центры;

§ юридические конторы;

§ рекламные агентства;

§ аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

§ Структура рынка по объектам рыночных отношений

§ рынок потребительских товаров и услуг

§ рынок ценных бумаг

§ рынок сырья

§ Структура рынка по субъектам рынка

§ рынок покупателей

§ рынок продавцов

§ Структура рынка по географическому положению

§ местный

§ национальный

§ мировой

§ Структура рынка по степени ограничения конкуренции

§ совершенная конкуренция

§ монополистическая конкуренция

§ олигополия

§ монополия

§ Структура рынка по отраслям

§ автомобильный

§ нефтяной

§ Структура рынка по характеру продаж

§ оптовый

§ розничный

§ Структура рынка по соответствию действующему законодательств

§ легальный

§ нелегальный

§ "черный" рынок

Функции рынка

Информационная

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:

§ кол-во произведенной продукции

§ цена

§ ассортимент

§ качество

Посредническая

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или или иная систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

Регулирующая

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

§ Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.

§ Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).

§ Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.

§ Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

§ Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.

§ Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки

§ Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

§ Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).

§ Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).

§ Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.

§ не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.

§ Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: