Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения жизни во всех ее основных проявлениях.
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многоv определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры.
/И.И. Жбанкова «Мировоззрение»/
Исторические типы М.:
1. мифологическое:
· эмоциональное восприятие и фантастическая интерпретация природы, человека, социума;
· синкретизм (неразрывное единство человека и природы);
· табуирование социальных нравственных норм;
· антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир природы);
· генетизм (объяснение предмета через его происхождение);
· идентификация.
2. религиозное:
· исторически зарождается в недрах мифологического сознания;
· первоначально в форме политеизма и пантеизма, затем монотеизма;
· бог трактуется как Абсолют, который выше естественного Космоса и человека;
· вера в Бога, ритуал, культ;
· источником знания выступает Священное писание
3. философское – система наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношений к миру;
4. научное:
· основывается на убеждениях относительно сущности природных и социальных явлений; относительно заинтересованных отношений людей к определенным явлениям; относительно обобщений, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний;
· служит основой системы массового образования;
|
· вырабатывает научную картину мира;
· имеет познавательный характер деятельности
· направлено на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о:
· фундаментальных принципах и основах человеческого бытия;
· наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных направлениях.
Основные философские методы:
· диалектический;
· метафизический.
Диалектический метод формируется в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на достижение субъективных прагматических интересов, демонстрацию превосходства собственной точки зрения или красноречия. Аристотель трактует диалектику не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода.
Наиболее развитой формой диалектического метода была диалектика Г. Гегеля, которую он понимал как универсальную теорию развития и метод познания мира. Диалектика, по Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей. Диалектический метод философствования ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта, поэтому он характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия.
|
Метафизический метод в философии возник в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспериментального естествознания изменялась не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. В соответствии с новой картиной мира, метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.
Концепции происхождения философии:
· мифогенная (Г. Гегель, А.Ф. Лосев) – философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму;
|
· гносеогенная– философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения;
· гносеогенно-мифогенная (синтетическая) – три источника генезиса философии: совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мышление.
В качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческих проблемы:
· проблема универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия.
· проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или несвободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, -- эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.
· проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира.
В результате складывается следующая структура философского познания:
· онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о принципах и закономерностях существования;
· гносеология – учение о природе познания, о принципах, механизмах познавательной деятельности, выявление условий достоверности и истинности знания;
· аксиология – учение о ценностях, их природе и структуре, месте в реальности и роли;
· праксиология – учение о практическом отношении человека к миру, его деятельности и целеполагании;
· антропология – учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;
· социальная философия – раздел философии, описывающий особенности общества, его динамику, логику социальных процессов и тенденций развития.