Урок русского языка в 5 Г классе по ФГОС.
Тема: Морфологический разбор имени прилагательного
Эпиграф:
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!(слайд №1)
Ход у
1. Актуализация знаний В комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина есть такая сцена: один из героев Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике.
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Фронтальный опрос:
Правильно ли ответил Митрофан Простаков? Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи):
1) Что обозначает имя прилагательное?
2) На какие вопросы отвечает?
3) Как изменяются имена прилагательные?
4) Какую форму могут иметь имена прилагательные?
5) С какой частью речи согласуются прилагательные?
6) Каким членом предложения являются? (слайд №4)
Проблемный вопрос: А как вы думаете, с какой целью мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного? Как называется разбор, который характеризует слово ка исследовать слово как часть речи?
Синтаксическая 5-минутка.
Обратимся к эпиграфу. Действительно, велика роль прилагательных в художественной литературе: они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(«Жаворонок» В. Жуковский).
Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
-А бывает пар тонкий, жаворонок звонкий? Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
-Назовите антоним к прилагательному тёмный.
-А что такое антонимы?
-Назовите синоним к слову звонкий.
-А что такое синонимы?
- Какие слова в четверостишии являются словарными? Записи в словарики
Самостоятельно:
1) Определите количество грамматических основ в предложении.
2) Какими членами предложения являются прилагательные?
- Выписать словосочетания (прил. + сущ.)
Морфологический разбор прилагательного.
А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного.
План разбора.94-95
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., ед.ч.), краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль.
На доске разбор:тёмный
Морфологический разбор прилагательного:
- свежим воздухом
Тест. Закрепление материала
1-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признак; в) действие.
2- Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть;
б) медленный, верное, жёлтый, белый;
в) медленный, верность, жёлтый, белый;
г) медлительность, белый, верность, жёлтый.
3- Укажите род прилагательных в предложении: В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий. Выберите подходящую строку: а), б) или в):
а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.);
б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.);
в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.);
4- Определите падеж прилагательных в предложении: На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ: а), б) или в):
а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.);
б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.);
в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.);
Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в.
6. Разгадать шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными (с.
- Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова «исключительный».
Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове «выписать»,
Корень – в слове «преподносить».
Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове «приезд»,
Корень тот же, что и в слове «подлежащее».
Итак, сегодня на уроке мы с вами были прилежными, исполнительными и выносливыми. Что нового вы узнали на уроке? Какие у вас возникли вопросы? Понравился ли урок? Какое задание было сложным для вас? Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?
Домашнее задание (слайд №19): п. 106, выучить план разбора, сочинение-миниатюра «Описание любимого уголка природы», морф. разбор двух прилагательных.