Тест. Закрепление материала




Урок русского языка в 5 Г классе по ФГОС.

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

 

Эпиграф:

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!(слайд №1)

Ход у

1. Актуализация знаний В комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина есть такая сцена: один из героев Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике.

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Фронтальный опрос:

Правильно ли ответил Митрофан Простаков? Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи):

1) Что обозначает имя прилагательное?

2) На какие вопросы отвечает?

3) Как изменяются имена прилагательные?

4) Какую форму могут иметь имена прилагательные?

5) С какой частью речи согласуются прилагательные?

6) Каким членом предложения являются? (слайд №4)

Проблемный вопрос: А как вы думаете, с какой целью мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного? Как называется разбор, который характеризует слово ка исследовать слово как часть речи?

Синтаксическая 5-минутка.

Обратимся к эпиграфу. Действительно, велика роль прилагательных в художественной литературе: они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту.

 

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

(«Жаворонок» В. Жуковский).

 

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

-А бывает пар тонкий, жаворонок звонкий? Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

-Назовите антоним к прилагательному тёмный.

-А что такое антонимы?

-Назовите синоним к слову звонкий.
-А что такое синонимы?

- Какие слова в четверостишии являются словарными? Записи в словарики

Самостоятельно:
1) Определите количество грамматических основ в предложении.

2) Какими членами предложения являются прилагательные?

- Выписать словосочетания (прил. + сущ.)

Морфологический разбор прилагательного.

А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного.

План разбора.94-95
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., ед.ч.), краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль.

На доске разбор:тёмный

Морфологический разбор прилагательного:

- свежим воздухом

Тест. Закрепление материала

1-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет; б) признак; в) действие.

2- Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, жёлтый, белый;

в) медленный, верность, жёлтый, белый;

г) медлительность, белый, верность, жёлтый.

3- Укажите род прилагательных в предложении: В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий. Выберите подходящую строку: а), б) или в):

а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.);

б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.);

в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.);

4- Определите падеж прилагательных в предложении: На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ: а), б) или в):

а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.);

б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.);

в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.);

Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в.

6. Разгадать шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными (с.

 

- Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова «исключительный».

 

Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове «выписать»,
Корень – в слове «преподносить».

 

Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове «приезд»,
Корень тот же, что и в слове «подлежащее».

 

Итак, сегодня на уроке мы с вами были прилежными, исполнительными и выносливыми. Что нового вы узнали на уроке? Какие у вас возникли вопросы? Понравился ли урок? Какое задание было сложным для вас? Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?

Домашнее задание (слайд №19): п. 106, выучить план разбора, сочинение-миниатюра «Описание любимого уголка природы», морф. разбор двух прилагательных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: