Педагогические принципы работы




Оглавление

 

Введение. 2

Педагогические принципы работы.. 3

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 


Введение

Елена Фабиановна Гнесина (1874-1967) – выдающийся деятель русского и советского искусства. Свой талант и энергию она отдавала развитию музыкальной культуры нашей страны. Основное направление ее деятельности – подготовка музыкальных педагогических кадров.

Педагог, профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано ГМПИ им. Гнесиных, Елена Фабиановна в совершенстве владела методами музыкального обучения и воспитания. За время долгой педагогической деятельности она вырастила много поколений музыкантов, среди которых блестящие исполнители, замечательные педагоги, композиторы, крупные музыкально-общественные деятели.

Е. Ф. Гнесина внесла значительный вклад в развитие методики преподавания игры на фортепиано. Особое внимание она уделяла начальному периоду обучения. Свой композиторский талант она также направляла на решение методических вопросов. Среди ее произведений – сочинения для фортепиано, скрипки, детского хора и т.д.

Жизнь и деятельность Елены Фабиановны Гнесиной – трудовой подвиг во имя музыкальной культуры и образования.

Взгляды Е. Ф. Гнесиной привлекательны и важны для современной педагогики. Поэтому цель данной работы – рассмотреть наиболее интересные советы и рекомендации Гнесиной.


Педагогические принципы работы

В основе педагогической деятельности Е. Ф. Гнесиной лежит гуманистическое мировоззрение, глубокое понимание взаимосвязи эстетического и этического, которые базируются на знаниях о человеке, искусстве, музыке. Елена Фабиановна, как никто другой, владела искусством общения со своими учениками, созданием особой атмосферы, которая способствовала самовыражению и саморазвитию участников общения. В настоящее время педагогический опыт Е. Ф. Гнесиной, а точнее, модель общения «учитель-ученик», которым она руководствовалась, актуальна для ее последующего широкого применения в образовательной практике. Е. Ф. Гнесина считала необходимым на начальном этапе работы над произведением сформировать в сознании обучающихся художественный образ музыкального произведения посредством музыкально-слуховых представлений. Недостаточно просто иметь звуковой образ, ученику необходимо его постоянно совершенствовать, расширять общую и музыкальную эрудицию, развивать навыки слухового самоконтроля и самоанализа, постоянно анализировать содержание и форму произведения. В процессе такой постоянной мыслительной деятельности ученик развивался, что и было главной целью. Исходя из цели, определялись и задачи педагогической деятельности Е. Ф. Гнесиной, среди которых:

· общемузыкальное развитие обучающихся на основе знания большого количества музыкальных произведений и вариантов их интерпретации, развития музыкального слуха и навыков слухового анализа;

· формирование высокого уровня эрудиции ученика (знания в области музыки, литературы, живописи, архитектуры, понимание взаимосвязи искусств на философско-эстетическом уровне);

· нравственное воспитание ученика;

· развитие техники как средства воплощения художественного замысла.

 

Главный принцип педагогики Гнесиной – движение от внутреннего к внешнему, от сущности к явлению, от содержания музыкальных произведений к средствам их воплощения.

В педагогической системе Елены Фабиановны можно выделить следующие моменты:

1) Е. Ф. Гнесина представляла собой крупнейший профессиональный авторитет для учеников. Однако и в письменных, и в устных ее высказываниях отчетливо прослеживаются самоирония, подчеркивание своих профессиональных недостатков. Таким образом, Е. Ф. Гнесина как бы сознательно «принижала» свой образ в глазах учеников. Она могла это себе позволить, так как ее исполнительские и педагогические достижения были велики и бесспорны. Но, в результате такого «приземления», стиралась излишняя дистанция между Е. Ф. Гнесиной и ее учениками, что способствовало установлению сотрудничества и укреплению веры ученика в свои возможности;

2) одним из действенных приемов Е. Ф. Гнесиной был юмор, который зачастую заменял наказание или порицание учеников, остроумие Е. Ф. Гнесиной помогало показать ученику его ошибки и способствовало положительному разрешению ситуации;

3) атмосфера индивидуально-коллективных занятий в высокой степени способствовала установлению партнерских взаимоотношений между Е. Ф. Гнесиной и ее учениками;

4) Е. Ф. Гнесина придерживалась индивидуального подхода к обучающимся, как в вопросах формирования репертуара, так и в темпах и содержании работы. Она отличалась уважительным отношением к учащимся самых разных возможностей [7].

Л. Булатова вспоминает: «Раскрытие и воспитание таланта, индивидуальный подход и бережное отношение к личности ребенка, открытое конкурсное соревнование, и, конечно же, глубокие академические знания и высокопрофессиональное владение своим ремеслом – основы, заложенные создателем школы, выдающимся деятелем отечественной культуры Е. Ф. Гнесиной сохраняются и сегодня [2].

Также Е. Ф. Гнесина уделяла особое внимание развитию способностей студентов к педагогической деятельности. Она систематизировала свой педагогический опыт и на его основании создала факультативный кружок по методике преподавания игры на фортепиано, сама вела лекции и практические занятия. Этот кружок имел большое значение, т. к. до этих пор еще не существовало никаких курсов по методике преподавания фортепиано. Позднее Е. Ф. Гнесина создала курс методики обучения фортепианной игре с начинающими учениками. Затем, благодаря стараниям Елены Фабиановны, в учебную программу была введена педагогическая практика для студентов. Именно этот шаг – создание курса методики преподавания фортепиано, стал основой для разработки подобных курсов для фортепианных отделений отечественных музыкальных училищ и вузов.

Гнесина придавала большое значение начальному периоду обучения и всегда была в поиске решения проблем, возникающих на данном этапе. Фортепианная педагогика того времени опиралась на представление о том, что на начальном периоде обучения необходимо развивать исключительно технику, и только потом заниматься воплощением художественного образа произведения. Елена Фабиановна, напротив, считала, что занятия с детьми должны начинаться, прежде всего, с развития слуха и музыкальных представлений. С первых же уроков она приобщала ученика к музыке: пела с ним песни, подбирала по слуху знакомые ему мелодии, играла различные музыкальные примеры, определяя вместе с учеником их характер, параллельно обучая его музыкальной грамоте, посадке за инструментом, обучая двигательным навыкам. Е. Ф. Гнесина развивал в своих учениках способность сочинять музыку. Например, рекомендовала самым маленьким ученикам давать мелодическую фразу на два-четыре такта, с тем, чтобы он придумал подходящий к ней ответ, или предлагала сочинить мелодию на текст какого-нибудь стишка. Такие занятия, по ее словам, заинтересовывали детей и развивали их творческую фантазию. Также для развития слуха и музыкальных представлений в начальный период обучения Гнесина создала собственные инструктивные сборники для детей, в которых иллюстрировались ее педагогические методы обучения игре на фортепиано. Она старалась сделать музыку для детей близкой и понятной, развивала фантазию учеников. Среди сборников Е. Ф. Гнесиной для детей: «Первые шаги», «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих», «Дуэты для маленьких скрипачей», «Музыкальные диктанты», «Миниатюры для фортепиано», «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники», «Ладушки», «Перезвон», «Пьески картинки», «Вариации», Песни на стихи Маяковского, «Чудо дерево» на стихи К. Чуковского и другие.

В «Первых шагах» упражнения и пьесы расположены в порядке возрастания трудности, это способствует плавному и одновременному овладению слуховыми и двигательными навыками, основами нотной грамоты, учиться играть мелодии, а затем мелодии с аккомпанементом выразительно, осмысленно, слушая самого себя, используя различные динамические оттенки, элементы полифонии. Первая и вторая части представляют единое целое, и материал этих частей следует использовать параллельно.

Поначалу педагогическое сообщество активно критиковала учебную литературу, созданную Гнесиной за полифоничное изложение упражнений, исполнение которых требовало от ученика активной слуховой и умственной работы. «Фортепианная азбука» является самой важной среди фортепианной учебной литературы. Она прошла долгий путь практической апробации и правок, благодаря чему стала уникальной. Студенты активно принимали участие в редактировании «Фортепианной азбуки». На своих практических занятиях они использовали со своими учениками упражнения из сборника, затем, на занятиях по методике обсуждали положительные и отрицательные стороны каждого упражнения, вносили свои поправки. Гнесина Е. Ф. полностью перестроила систему развития двигательных навыков у начинающих учеников. Она считала, что самые первые упражнения должны включать движения всей руки и извлечение звуков non legato одним пальцем. На этом принципе основаны первые этюды и примеры из «Фортепианной азбуки».

На лекциях по методике преподавания фортепиано Елена Фабиановна подробно рассматривала процесс освоения основных игровых навыков на примере упражнений из «Азбуки», обсуждалась методическая структура сборника, польза каждого упражнения. Главная задача «Азбуки» – «воспитание свободной, дышащей, слышащей руки», а также, важным считалось формирование исполнительского дыхания, которое определяет фразировку, качество звука и логику музыкальной мысли.

Фактура «Фортепианной азбуки» очень полифонична, элементы полифонии активно вводились уже с первых уроков. Одной из основных задач упражнений – равномерное развитие рук, а также активное внимание к левой руке. На занятиях с учениками Елена Фабиановна часто советовала играть мелодию (предназначенную для правой руки) левой рукой. «Фортепианная азбука» ярко отражает основные принципы работы на начальном этапе обучения и является пособием, в первую очередь, для педагогов. Однако, при переиздании, сборник претерпел существенные изменения: был изменен порядок упражнений, два упражнения на легато были убраны, проставлены тактовые черты. Отсутствие тактовых черт в перовом издании предполагало игру ученика с опорой на слух и интеллект.

Ученикам класса Елены Фабиановны было непросто. Уже к первому занятию нужно было принести двухголосную инвенцию, выученную по голосам. Уроки проходили 2 раза в неделю, и на каждый урок необходимо было принести инвенции, выученную отдельно по голосам. Кроме этого, параллельно нужно учить и другие произведения из программы. За все время обучения студенты проходили все двух- и трехголосные инвенции, а также больше половины прелюдий и фуг из ХТК Баха.

В ходе многолетней педагогической работы у Гнесиной сложилась система формирования учебного репертуара. Чтобы подготовить ученика к исполнению произведений Шопена, ученик проходил «Песни без слов» Мендельсона, а также «Рондо-каприччиозо». Елена Фабиановна считала эти произведения наиболее удобными для подготовки к исполнению пьес западноевропейских композиторов-романтиков. Также много времени посвящалось фортепианным пьесам Аренского, Скрябина, Метнера, Лядова, пьесам Грига, фортепианным циклам Шумана. Необходимо пройти сонаты Скарлатти и Клементи, чтобы исполнять Моцарта и Листа.

Пианисту необходимо развивать технику, и Елена Фабиановна тщательно отбирала инструктивную литературу. Среди сборников, которыми пользовалась Гнесина для развития техники: «Ступени к Парнасу» Клементи, этюды Черни, Гуммеля и Мошковского, октавные этюды Куллака, этюды Шлецера, художественные этюды Листа и Шопена.

Фортепианный репертуар учащихся класса Е. Ф. Гнесиной было довольной обширный, и включал все основные стилистические направления – от старинной музыки до современных композиторов. Это позволяло молодым пианистам показать различные грани своего исполнительского профессионализма. В целом, Елена Фабиановна давала такие произведения, которые способствовали преодолению слабых сторон исполнителя, считала, что нельзя продвигаться дальше и усложнять материал, пока предыдущий не будет усвоен достаточно хорошо. Она не стремилась давать ученику произведения с завышенной технической сложностью. «Если вы начнете развертывать бутон руками, чтобы он быстрее распустился, то цветок не только не расцветет раньше, но и будет погублен [6].

Ученики Гнесиной отмечают, что Елена Фабиановна часто говорила о том, что пианист всегда должен быть готов исполнить все произведения из своего репертуара, постоянно их повторять, тем самым, накапливая материал. Практика повторения, совершенствования выученных ранее сочинений развивала исполнительскую свободу, оттачивала мастерство, помогала проникнуть в музыку глубже, тоньше, будила творческую фантазию. Также она стремилась выработать крепкую пальцевую технику у своих учеников, давала большое количество этюдов и гамм. Тщательно следила за верной аппликатурой и точным прочтением нотного текста. Е. Ф. Гнесина всегда начинала обучение с азов, в частности, с педализации, которую, по ее мнению, нужно применять крайне редко, только при необходимости. Учила применять правую педаль в колористических целях, учитывая стилистические особенности произведения. Основные критерии педализации: сила нажатия, глубина нажатия, длительность, время нажатия и снятие. В зависимости от стиля произведения параметры педализации менялись.

Елена Фабиановна отмечала несколько закономерностей исполнения многоголосной музыки, которые наиболее часто представляют трудность для учеников:

1. длительность звука прямо пропорционально влияет на массу звучания; присоединять один голос к другому следует безударно, так как резкость прерывает восприятие его звучания;

2. смысловое значение сопряжения двух или более голосов, соотношение их мелодических рисунков, выраженное в образующихся по вертикали интервалах, различие в них «ведущего» и «ведомого» или равных по значению;

3. в воспроизведении двух и более голосов – ощущение пространственности, слышание пауз в голосах. Нельзя допускать, чтобы пауза, едва возникнув, тотчас же заполнялась звучанием других голосов: их необходимо исполнять во взаимодействии с паузой, то есть, сохраняя смысл и значение звучащих голосов, роль каждого из них в соотношении с паузой [2].

Е. Ф. Гнесина бережно относилась к авторскому тексту и требовала такого же отношения от своих учеником, коррективы разрешались только при исполнении редакций.

На каждом уроке выделялось время на чтение с листа. Важно было все учесть: ритм, паузы, фразировку, аппликатуру, динамику. Играть можно было в медленном темпе, но без единой ошибки. Она разрешала ученикам пропевать фразы при разучивании произведения, но запрещала петь при исполнении: «Не петь! Петь нужно на рояле, и пальцами, а не голосом! Этим ты только себя обманываешь, думая, что у тебя поет рояль!» [6].

Педагогический состав для своих учебных заведений Елена Фабиановна компоновала из своих учеников-выпускников. Это способствовало сохранению традиций и передаче методической преемственности.

 


Заключение

Елена Фабиановна Гнесина – выдающийся музыкант-педагог и общественный деятель. Она была примером любви и преданности искусству, воспитанию многих поколений музыкантов и педагогов. Всей своей жизнью и деятельностью она глубоко и масштабно раскрыла значение и ценность педагогического образования музыкантов-профессионалов. Основной упор в своей педагогической деятельности Гнесина делала на максимальное сближение педагогики и исполнительства. Ею была выработана целая система, ориентирующая студентов на полноценное овладение пианистических навыков, и, главное, на углубленное изучение методики и практики преподавания игры на фортепиано. Существующий в нынешнее время сектор педагогической практики в музыкальных училищах и вузах, который является настоящей музыкально-педагогической школой – заслуга именно Е. Ф. Гнесиной.


Список литературы

1. Булатова Л. Б. Е. Ф. Гнесина - выдающийся деятель отечественного фортепианного искусства: (Пед. принципы и твор. наследие): диссертация... кандидата искусствоведения в форме науч. докл.: 17.00.02 / Булатова Лина Борисовна. – Москва, 1994. – 31 с.

2. Булатова Л. Б. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной / Л. Б. Булатова. Москва: Музыка, 1976. – 80 с.

3. Подготовительные упражнения [Ноты]: к различным видам фортепианной техники: пособие для педагогов и учащихся / Елена Гнесина. – Москва: Ленинград, Музгиз, 1940. – 25 с.

4. Гнесина Е. Ф. Фортепианная азбука / Е. Ф. Гнесина / Предисл. авт. – Москва: Сов. композитор, 1979. – 26 с.

5. Гнесина Е. Ф. Воспоминания современников / Е. Ф. Гнесина, изд. 2 е, перераб. и доп. / Ред., сост., коммент. М. Э. Риттих. Подготовка второго изд. В. В. Троппа и И. П. Шеховцовой. Москва: Практика, 2003. – 360 с.

6. Московская консерватория, 1866-1991: альбом / сост. и ред. Г. А. Прибегина. Москва: Музыка, 1991. – 237 с.

7. Розина Т. С. Художественно-педагогическое общение в современном образовательном пространстве. Кафедра худ-го обр-я АПК и ППРО, Москва, 2007. – 5 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: