Концерт «Не отвержи мене во время старости»




Хоровые произведения.

Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского, наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского, ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.

Березовский Максим Созонтович (16.10.1745-22.3.1777), композитор. Из дворян. Место рождения Березовского достоверно не известно. Предположительно, детство прошло в Глухове на Сумщине — в резиденции гетмана К. Разумовского. Учился в Киевской духовной академии. С 1758 в Санкт-Петербурге, певчий в Придворном певчем хоре и оперной труппе. Изучал композицию у итальянского композитора Ф. Цопписа (в 1757-1781 в России). В 1765-1773 учился в Болонской филармонической академии в Италии. В 1771 выдержал экзамен на звание композитора-академика. В Италии Березовским была написана опера «Демофонт» (либретто П. Метастазио), поставленная в Ливорно в 1773. В 1774 Березовский вернулся в Санкт-Петербург, где причислен к Придворной певческой капелле (без должности). Г.А. Потемкин предполагал назначить Березовского директором Музыкальной академии в Кременчуге, проект которой разрабатывался, но осуществлен не был. С середины 1760-х гг. Березовский известен как композитор, автор духовных концертов (наиболее популярный концерт «Не отвержи мене во время старости»). Березовский соединил в своем творчестве современный опыт западноевропейской музыкальной культуры с национальными традициями хорового искусства. В 1777, вероятно, покончил жизнь самоубийством (биография Березовского послужила основой для повести Н.В. Кукольника «Максим Березовский», 1844). Деятельность Березовского знаменовала собой начало классицистского периода в русской музыке.

Концерт «Не отвержи мене во время старости»

Это самый известный концерт Березовского, который создал целую эпоху в европейской хоровой музыке и принёс композитору мировую славу. Этот концерт принадлежит к поздним концертам Березовского. И в нём воплотились наилучшие качества музыкального дарования композитора.

Долгое время это было единственное хоровое произведение Березовского, которое вошло во все энциклопедии мира.

Концерт «Не отвержи мене» является классическим образцом циклического хорового концерта, созданного по принципу венецианской кантаты: развитый тематизм в контрастных частях с заключительной фугой. Такая структура со временем будет использована Д. Бортнянским и станет эталоном отечественного циклического хорового концерта. Концерт поражает глубиной философских раздумий о судьбе человека и его месте в мире (текст из отдельных стихов 70 псалма).

Музыка концерта настолько ёмкая и глубоко образная, что каждое поколение музыкантов прочитывает это произведение по-своему, находя в нём созвучия современности.

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) - украинский композитор, певец и дирижер. Создал новый тип хорового концерта.
Родился 1751 в Глухове. Начальное музыкальное образование получил в Глуховской певческой школе, готовившей певцов для Придворной хоровой капеллы в Петербурге. Его учитель Марк Полторацкий забрал Бортнянского в Петербург в хоровую капеллу, где он учился у ее руководителя, итальянского композитора, аранжировщика Бальдассаре Ґалуппи. Впоследствии Ґалуппи взял своего питомца в Италию, где он учился в течение десяти лет в Венеции, Болонье, Риме и Неаполе. В Италии были с успехом поставлены оперы Бортнянского на итальянские либретто - «Креонт » (1776), «Алкид » (1778), «Квинт Фабий » (1779). Бортнянский участвовал в деятельности музыкальной академии в Болонье. Его оперы шли в венецианском театре «Сан Бенедетто».
В 28-летнем возрасте Бортнянский вернулся в Петербург, где получил должность придворного капельмейстера, а 1784 - капельмейстера "малого двора» престолонаследника Павла Петровича. Находясь на этой службе, Бортнянский написал три оперы на либретто на французском языке, а также ряд произведений для клавесина. 1782 в Петербурге вышла его «Херувимская » 1784 года - трехголосный хор «Пусть отправится молитва моя».
Бортнянский был первым композитором в России, музыкальные произведения которого начали выходить в свет. Во время руководства капеллой Бортнянский написал много инструментальных произведений, оперы на французские либретто «Сокол » (1786), «Сын-соперник » (1787), пасторальную комедию «Праздник сеньора " (1786) и др.

В1793 в Петербурге вышли в свет романсы Дмитрия Бортнянского.
В 1796 году Бортнянский получил должность директора Придворной капеллы и пробыл на ней до конца жизни. 1816 композитора был назначен главным цензором изданий духовных произведений. В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец во стане русских воинов » на слова Жуковского[4], посвящённый событиям войны 1812 года. В последние годы жизни работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.

Скончался 28 сентября 1825 года в Санкт-Петербурге

Хоровые концерты Бортнянского представляют собой одну из вершин большого и своеобразного пласта музыкального творчества XVIII века, уникального в Европе,– хорового концерта a capella. Бортнянский – крупнейший мастер этого жанра, создал в нем около ста сочинений. Не все они сохранились. Однако большая их часть дошла до потомков в виде отредактированного и изданного самим автором в конце его жизни собрания, включившего 35 четырёхголосных концертов, 10 двухорных и ряд сочинений полуконцертного-полулитургического склада. Как бы ни менялось отношение к этим сочинениям за полтора столетия после смерти Бортнянского, они неизменно занимают важное место в истории русской музыки, любимы как исполнителями, так и слушателями. За последние два-три десятилетия они всё шире входят в репертуар хоровых коллективов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: