Сущность управления и развития внешней экономической деятельности предприятий




ВВЕДЕНИЕ

Темой курсовой работы является: «Управление и развитие внешней экономической деятельности предприятий». Развитие рыночных отношений в Беларуси требует от руководителей фирм умения управлять не только производством товаров, но и сбытом своей продукции на внутреннем и внешних рынках. Это обстоятельство определяет ряд особенностей в работе менеджеров в современных условиях. Особое внимание для производителей товаров представляет внешние рынки, поэтому внешнеэкономическая деятельность занимает значительное место в работе менеджера. Целью написания курсовой работы является раскрытие состава, цели, принципов и методов менеджмента при ориентации фирмы на сбыт товаров на внешних рынках.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Ä раскрыть, понятие, сущность внешней экономической деятельности предприятий

Ä уделить внимание формам и методам международной торговли

Ä проанализировать состояние внешнеэкономической деятельности ОАО «Брестский молочный комбинат»

При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания.

 

 

I РАЗДЕЛ: теоретический аспект

Сущность управления и развития внешней экономической деятельности предприятий

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затратить на производство товаров взамен импортируемых (на средства, вырученные от экспорта).

Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры импорта и экспорта, поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена.

При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортный товар валюту, обеспечить себе возможность импорта товаров.

Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40 % международного товарооборота приходится на сырьевые товары, а 60% – на готовую продукцию.

Товары на рынках могут обмениваться в вещественной форме, в форме результатов творческой деятельности, а также в виде инженерных, туристических, транспортных, банковских и прочих услуг. Товар должен обладать двумя группами свойств: потребительскими, т.е. быть полезным для личного ил общественного потребления, а так же конкурентоспособным, т.е. быть более удобным и выгодным покупателю, чем другой товар, удовлетворяющий те же потребности.

Конкурентоспособность товаров – понятие интегральное и относительное. Интегральное, так как его можно разложить на отдельные составляющие, а относительное – потому что конкурентоспособность товара определяется только в сравнении с другими товарами в конкретное время и на конкретном рынке.

Товары принято делить на потребительские и производственного назначения. Товары личного пользования делятся на три группы: изделия длительного пользования, приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования, которые потребляются либо сразу, либо незначительное число раз, после чего приобретаются снова и часто; услуги – действия, результатом которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной положительный эффект.

К основным коммерческим международным сделкам относятся:

Ä обмен товарами в материально-вещественной форме

Ä обмен научно-техническими знаниями

Ä долгосрочная аренда машин и оборудования

Ä предоставление консультационных услуг

Ä обмен кинофильмами и телевизионными программами

Кроме данных сделок, во внешнеэкономической деятельности осуществляется целый ряд сделок товародвижения:

Ä посреднические

Ä перевозка грузов

Ä страхование грузов при перевозках

Ä транпортно-экспедиторские

Ä банковские операции, обеспечивающие международные расчёты.

Все осуществляемые во ВЭД сделки можно разделить на экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные.

Экспортные сделки, связанные с продажей и вывозом за границу товаров национального производства, имеют следующие отличительные признаки:

Ä заключение контракта с импортёром

Ä пересечение товаром границы страны-экспортёра

Ä пересечение экспортёром платежей за товар

Для того, чтобы экспортная сделка состоялась, фирме-производителю товара необходимо провести определённую менеджерскую деятельность:

Ä изучить конъюнктуру внешних рынков сбыта и выбрать целесообразную стратегию поведения на них

Ä изучить таможенный режим импортёра

Ä провести рекламные мероприятия

Ä направить перспективным покупателям предложения на продажу товаров

Ä провести переговоры и подписать контракт с импортёром

Ä осуществлять контроль за исполнением контракта, начиная с изготовления товара, его поставки и заканчивая получением платежей за товар

Импортные сделки, связанные с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке, имеют следующие признаки:

Ä заключение контракта с экспортёром

Ä пересечение товаром границы страны-импортёра

Ä оплата импортёром товара

Непременным условием импортной операции является платёжеспособность импортёра. Фирма, осуществляющая импортную сделку должна:

Ä изучить цены на интересующие её товары

Ä выбрать возможных поставщиков (продавцов) необходимых товаров

Ä определить целесообразный способ закупки товара

Ä провести переговоры и подписать контракт с экспортёром

Ä обеспечить соблюдение контрактных обязательств.

В некоторых случаях импортёры объявляют международные торги.

Реэкспортные сделки связаны с продажей и вывозом из страны ранее ввезённого в неё товара без его переработки. Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, называется реэкспортирующей. Главное условие реэкспорта – товар не должен подвергаться какой-либо переработке.

Эти сделки применяются, когда реэкспортирующей стране страной экспортёра предлагаются более выгодные условия, чем стране импортёра. Реэкспортирующая страна является посредником между поставщиком и покупателем товара, играя роль импортёра по отношению к продавцу и экспортёра по отношению к покупателю.

Реимпортные сделки представляют собой не состоявшиеся экспортные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных из неё товаров, не проданных на внешних рынках (на аукционах, торгах, ярмарках, через посредников или напрямую).

В соответствии с принятыми законами Республики Беларусь "Об основах внешнеэкономической деятельности" и "О предприятии" субъекты хозяйствования имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);

- стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;

- получить в установленном порядке печать, штамп;

- зарегистрироваться в государственном реестре Республики Беларусь;

- открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке Республики Беларусь.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:

- экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;

- объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

- коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;

- организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов РБ; двусторонних государственных соглашений);

- обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;

- лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.

Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке республики, а также со станами СНГ.

Предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подразделить на следующие группы:

предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д.

В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции предприятие-производитель может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица. Среди них такие известные в Беларуси внешнеторговые фирмы: как "Планар", "Верас", "Беларусь", "Амкорд", "Белавтомаз" и другие.

На предприятиях - товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения. Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана;

организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры;

организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто-, авиа-, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

 

К этой группе организаций, фирм относятся:

инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным, торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги;

консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.), цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции;

инаудит - организация по оказанию помощи и консультированию предприятий в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.

Проведение экспортно-импортных операций осуществляется в несколько этапов:

1. Маркетинговые исследования рынка.

2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД.

3. Технико-экономическое обоснование.

4. Заключение внешнеторгового контракта.

5. Исполнение контрактных обязательств.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность определяет необходимость выполнения определённых управленческих и маркетинговых функций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: