Формы и методы международной торговли




Формы и методы международной торговли разнообразны, но главная их цель – обмен товарами на взаимовыгодных условиях.

Самым давним видом международной торговли является встречная торговля.

К встречной торговле относятся такие внешнеторговые операции, при свершении которых в едином контракте фиксируются твёрдые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Таким образом, суть встречной торговли заключается в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной из особенностей такой торговли является расширение практики встречных закупок экспортёрами тех товаров, которые используются не для своей страны, а заранее предназначаются для продажи в других странах. Большое распространение получила практика препоручения сбыта закупаемых экспортёром встречных товаров специальным торговым компаниям. Встречная торговля может осуществляться на основе клиринга.

Клиринг – это система безналичных расчётов за товары, ценные бумаги и услуги, основанная на зачёте взаимных требований и обязательств на базе какой-либо валюты, с помощью которой оценивается стоимость товаров с учётом курсов валют.

По своей экономической сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии – экспортная операция. На второй – встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Многооперативность встречной торговли ведёт к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров – через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что ведёт к росту расходов на обращение. И тем не менее встречная торговля в последние годы интенсивно развивается.

Рассмотрим некоторые виды встречной торговли.

1. Бартерные сделки являются наиболее традиционной разновидностью встречной торговли. Это безвалютный, но оценённый, сбалансированный обмен товарами. Гарантией эквивалентности могут быть мировые цены, рассчитанные на основе доказательных конкурентных материалов.

Использование договорных цен может удовлетворять хозрасчётные интересы отдельных предприятий, но не отвечает обще государственным интересам.

Бартерный контракт – это два контракта купли-продажи. Условия обоих контрактов должны быть полностью идентичны. При бартерных операциях взаимные претензии удовлетворяются дополнительными поставками или удержанием товаров. Например, если основной экспортёр опоздал с поставкой, то на сумму штрафа он должен поставить дополнительное количество товара, но в контракте должно быть указано, какими именно товарами будет осуществляться дополнительная поставка, так как товары различны как по стоимости, так и по дефицитности.

2. Встречные закупки являются частным случаем бартерных сделок, когда одна из сторон, пользуясь дефицитностью предлагаемого товара, навязывает своему контрагенту частично другой товар.

В большинстве случаев экспортёры принимают на себя встречные обязательства по закупкам под давлением импортёров, но встречный товар покупают не на полную сумму экспорта. Величина встречных закупок зависит от остроты конкуренции между экспортёрами и колеблется от 5 до 100% сумм экспортных контрактов. Стремясь компенсировать потери, экспортёры повышают цены на экспортируемые товары. По данным ООН, они не превышают следующих размеров: 3% при объёме встречных обязательств до 10% суммы основного экспортного контракта, 6% при обязательствах до 20%, 10% – до 30% и 20% – до 50%.

3. Операции с давальческим сырьём имеют признаки встречной торговли, являясь сбалансированными, безвалютными и заранее оценёнными.

По заключённым контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырьё и импортирует продукты переработки или готовую продукцию, другая – перерабатывает это сырьё (называемое давальческим) своими средствами. За переработку экспортёры сырья осуществляют дополнительную поставку.

Так же, как и во встречной торговле взаимные обязательства сторон оформляются одним контрактом. Оценке подлежит стоимость сырья, переработки и готовой продукции. В этой операции по переработке давальческого сырья отвечают принципам подрядных договоров.

Эффективность операций с переработкой давальческого сырья обеспечивается только в том случае, если мировая стоимость полученной после переработки продукции выше мировой стоимости давальческого сырья, поставляемого на переработку и в оплату сырья.

Для соблюдения общегосударственных интересов расчет экономической целесообразности этих операций должен осуществляться на базе мировых цен с привлечением доказательных конкурентных материалов с мирового рынка.

4. Выкуп устаревшей продукции является одним из эффективных способов увеличения продаж в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта. При поставке новых товаров экспортёр выкупает устаревшие модели, а их остаточная стоимость засчитывается в стоимости новых товаров. Наиболее широко применяется этот способ торговли при сбыте легковых автомобилей, сельхозмашин, ЭВМ и др. В Западной Европе в конце 80-х годов более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей.

При выкупе товаров длительного пользования фирмы-изготовители обновляют эти товары и реализуют их на том же рынке более бедным слоям населения («second hand»). Много такой продукции приобретают развивающиеся страны. Это позволяет получить прибыли даже при затратах на выкуп, реновацию и новый сбыт.

 

Торги (англ. tenders) – метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определёнными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.

В современных условиях торги являются распространённым способом размещения заказов на поставки машин оборудования, выполнение научных, проектных и изыскательских работ, сооружение промышленных и социальных проектов. При этом законодательства большинства стран разрешают организациям с участием государственного капитала размещать заказы на приобретение товаров и услуг только через торги.

Таким образом, торги – это конкурсная форма поиска деловых партнёров, при которой фирма – инициатор (заказчик) или несколько таких фирм путём публикации информации о предстоящих торгах привлекают к установленному сроку предложения (оферты) от заинтересованных фирм (оферентов). Заказчики создают тендерные комитеты, в состав которых входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации.

Тендерное предложение (оферта) – письменное предложение, представленные оферентом (участником торгов) в адрес тендерного комитета с описанием предлагаемых товаров и услуг. Оферта может содержать и альтернативные предложения, содержащие несколько отличающиеся условия от основного предложения, что повышает конкурентоспособность оферента на торгах.

Для объектов, представляющих для заказчиков особую важность, торги проводят в два этапа: первый — открытые преквалификационные торги, второй — закрытые торги.

На первом этапе оференты должны доказать свою высокую компетент­ность и опыт в выполнении подобных заказов. Часто члены тендерных ко­митетов не ограничиваются изучением оферт, а посещают объекты, ранее выполненные участниками преквалификационных торгов.

Из нескольких десятков компаний, участвовавших в первом этапе, на закрытые торги допускаются 5-7 фирм.

С целью сохранения коммерческой тайны от конкурентов участники передают свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов. После официального закрытия торгов оферты не принимаются и возвра­щаются оферентам в нераспечатанном виде.

Закрытые торги могут проводиться гласно и негласно. В первом случае в день закрытия торгов тендерные комитеты публично вскрывают оферты и объявляют предложения фирм с указанием их цены.

При проведении негласных торгов публичное вскрытие предложений фирм не производится, не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий. Тендерные комитеты в течение трех месяцев изучают оферты в комплексе с ценами, условиями кредитов, платежей, а затем решение о передаче заказов сообщается победителям в конфиденциальной форме.

Негласные торги обычно проводятся в тех случаях, когда покупатели планируют дополнительное размещение аналогичных заказов и не хотят ориентировать конкурентов в уровне приемлемых условий.

Одной из наиболее сложных проблем при участии в торгах является определение оптимального уровня цены предложения, которая для полу­чения заказа должна быть относительно ниже цен конкурентов, но в ин­тересах повышения эффективности экспорта такой разрыв должен быть минимальным. В некоторых странах установлен "барьер цен" при проведе­нии торгов, равный 6%. Если цены предложений инофирм, участвующих в торгах, ниже цен предложений фирм страны-заказчика менее чем на 6%, то тендерные комитеты обязаны отдавать предпочтение своим националь­ным фирмам.

Метод торгов может быть использован при подборе иностранных парт­неров совместных предприятий.

Биржи — это постоянно действующие рынки, на которых осуществля­ется торговля большими массами однородных товаров. Наибольшего рас­цвета они достигли в XVIII и XIX веках, когда на биржах обращалось до 240 видов товаров. Сейчас биржевая торговля теряет свое значение, количество видов товаров, реализуемых на биржах, — менее 60, причем боль­шая часть торговли носит спекулятивный характер.

Биржи могут быть публичными и частными.

На публичных биржах сделки совершают члены биржи и предпринима­тели, не являющиеся ее членами. Деятельность бирж регулируется специ­альными законодательствами.

Частные биржи организуются в форме акционерных компаний и не вы­плачивают своим членам дивиденды. Но зато члены биржи (брокеры или маклеры) получают монопольное право на заключение сделок за свой счет или за счет клиентов с получением вознаграждений.

По существу биржи являются коммерческими посредниками, которые сами не участвуют в сделках, но содействуют их заключению. На биржах совер­шается около 20% торговых операций с сырьем. Во внебиржевой торговле цены на товары устанавливают с учетом биржевых цен. Сделки на бирже осуществляются на стандартные партии товара, обладающие определенным качеством для каждого сорта. Это дает возможность совершать операции не только без осмотра товара, но и вообще на несуществующий товар.

Продавцы и покупатели обращаются с соответствующими поручениями к брокерам. Они подписывают с брокерами соглашения, в которых указы­вается количество товара, сроки поставки, лимиты цен и размер возна­граждения.

При необходимости клиенты представляют банковские гарантии в раз­мере около 10% от планируемой суммы сделки.

Сделки совершаются брокерами, имеющими допуск в центральную часть биржевого зала, в устной форме, имеющей силу твердого контракта, который оформляется в письменной форме на следующий день после за­вершения биржевого торга (сессии).

Сведения о заключенных сделках, о ценах (котировках) продавцов и покупателей на товар отражаются на световом табло и вводятся в ЭВМ. Подписанные контракты передаются клиентам после уплаты брокерских вознаграждений.

На товарных биржах совершаются два вида сделок: "спот" (от англ. spot — пятнать) — на реальный товар и фьючерсные (future — буду­щий) — на будущий товар.

Сделки "спот" совершаются, когда продавцы или покупатели намере­ны продать или приобрести реально существующий товар. При этом про­давцы должны доставить товар на склад биржи в установленные сроки, обычно в течение двух недель. На сданный товар продавец получает сви­детельство (варрант), которое передается на бирже покупателю против платежа.

Если товар поставляется через более длительный период после заклю­чения сделки, например, через три месяца (что оговаривается в контракте), то такие сделки называют "форвард" (forward — вперед). Поскольку за длительный срок поставки цены на товар могут измениться, в контрактах типа "форвард" это учитывается с помощью поправок.

Фьючерсные сделки заключаются на нереальный, будущий товар, ко­торый еще может быть не произведен к моменту заключения сделки. Эти сделки совершаются с целью спекуляции, они представляют собой игру на бирже. Фьючерсные сделки всегда состоят из двух операций: фьючерс­ной — продажа или приобретение несуществующего товара и офсетной — обратной фьючерсной операции. Например, биржевой игрок дает указание брокеру продать фьючерс с поставкой через 3 месяца. Допустим, несуще­ствующий товар продан за 10 тыс. долларов, а через 3 месяца его цена упала до 9 тыс. долларов. Биржевой игрок дает указание брокеру совер­шить офсетную операцию — купить эту партию товара за 9 тыс. долларов. Таким образом, биржевой игрок заработал 1 тыс. долл. Это называется игрой на понижение цены (депорт).

При игре на повышение цены (репорт) вначале фьючерс покупается, а потом, когда цены вырастут, ликвидируется офсетной сделкой. Если бир­жевой игрок ошибся в своих прогнозах, то он понесет убытки, но офсет­ную операцию он должен совершить обязательно. В противном случае он должен либо поставить, либо получить реальный товар, которого нет.

Биржевые игроки специализируются, как правило, на одном виде игры. Тех, кто играет на понижение цены, называют "медведями", а тех, кто на повышение, — "быками".

С целью избежания потерь от изменения цен на реальный товар при совершении сделок "форвард" проводят страхование цены и прибыли хед­жированием.

Для этого владелец реального товара, находящегося на складе, дает указание брокеру продать фьючерс на партию товара, равную хранящейся на складе. К моменту продажи реального товара со склада его владелец дает брокеру указание ликвидировать фьючерс, т.е. купить ту же партию несуществующего товара.

Если цена реального товара упадет, то при ликвидации фьючерса будет получена прибыль. Она и компенсирует потери из-за обесценения реаль­ного товара.

Если же цена реального товара вырастет, то она будет компенсирована потерями на фьючерсной операции (рис. 2).

Таким образом, хеджирование страхует владельца товара от потерь из-за его обесценения, но и изымает возможную прибыль от повышения цен. Владелец ничего не приобретает, но и не теряет, кроме выплачиваемых брокеру вознаграждений, которые составляют незначительную часть от стоимости партии товара.

Покупатели ведут себя противоположным образом: в момент подписа­ния контрактов на бирже покупают фьючерс, а при получении реального товара проводят офсетную операцию (продают фьючерс).

Следовательно, принцип хеджирования основан на том, что цены кон­трактов на реальный товар соответствуют биржевым котировкам, по кото­рым заключаются и ликвидируются фьючерские контракты.

В отличие от бирж на аукционах продаются только реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционы — это коммерческие организации, располагающие соответствующими помещениями, оборудова­нием, квалифицированным персоналом и специализирующиеся на сбыте определенных товаров.

Аукционы могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае торг на аукционах происходит непосредственно с участием самих покупателей. Открытые аукционы специализируются главным образом на торговле пуш­ниной, животными, предметами искусства.

Закрытые аукционы специализируются на торговле шерстью, чаем, та­баком, цитрусовыми. Их организуют специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей на условиях комиссии, т.е.

сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют, а их пору­чения в пределах оговоренных полномочий выполняют брокеры.

В России торговлей пушниной занимается Санкт-Петербургский пушной аукцион, торговлей племенными лошадьми — аукционы в Москве, Пятигор­ске, Ростове-на-Дону. Покупателями на этих аукционах являются крупней­шие оптовые фирмы и частные лица.

Последовательность операций при аукционной торговле, например, пуш­ниной, следующая.

Аукционы заблаговременно оповещают поставщиков о сроках проведе­ния торга. Принятые от поставщиков товары сортируются в зависимости от качества по партиям (лотам), от каждой партии отбирается образец. В каж­дом лоте соболя 10-30 шкурок, норки — до 300 шкурок, каракуля — 500 шкурок. Лоты со сходным качеством товара объединяются в стринги (по 5-6 лотов), из которых также отбираются представительные образцы. Каж­дому лоту и стрингу присваивается номер, в порядке которого он будет продаваться на аукционе.

Аукцион выпускает каталог с указанием номеров лотов и рассылает его возможным покупателям с приложением правил аукционного торга. Поку­патели приезжают заблаговременно и тщательно осматривают выставлен­ные образцы, знакомятся с начальными ценами на различные лоты.

Главной стадией аукциона является торг, который ведется аукционистом с ассистентами. Торг может вестись с повышением или с понижением цены.

Аукционный торг с повышением цены может вестись гласным или не­гласным способом. При гласном способе аукционист объявляет номер оче­редного лота, называет начальную цену и спрашивает: "Кто больше?" По­купатели повышают цену каждый раз на величину не ниже минимальной надбавки, оговоренной в правилах аукциона (0,01-0,025% первоначальной цены). Если очередного повышения цены не предлагается, то троекратным ударом молотка аукционист прекращает торг, и товар продается покупате­лю, назвавшему последнюю цену. Если лот не вызвал интерес у покупате­лей и не удается достичь намеченного уровня продажной цены, аукционист имеет право снять с торга этот лот и выставить его позже.

При негласном (немом) торге покупатели подают аукционисту заранее условленные знаки о согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя по­купателя, что позволяет сохранить его имя в тайне.

При проведении торга с понижением цены аукционист сам постепенно снижает цену товара на заранее установленные скидки. Лт приобретает тот, кто первым скажет "да". Этот способ торгов иногда im пинают аукци­оном типа "хоп".

В странах Северной Европы распространены автомат и шрииднные торги, позволяющие увеличить пропускную способность аукцион.) м 1,|)-2 раза.

После завершения торга покупатели подписывают с продавцами или аук­ционом типовые контракты купли-продажи, вносят аванс, вывозят товары со складов в течение установленного правилами срока и осуществляют окончательные расчеты.

Разнообразие форм и методов международной торговли требует от ме­неджеров фирм умения не только управлять производством товаров, но и принимать решения о реализации товаров, выбирая наиболее эффективные способы сбыта на различных внешних рынках с учетом их конъюнктуры.

Все это определяет особенности менеджмента и маркетинга фирм-про­изводителей, ориентирующихся на выпуск товаров, способных выдержать конкуренцию на внешних рынках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: