Основные подходы, применяемые в логистике




 

Множество функциональных областей действия логистики обусловливает комплекс подходов, применяемых ею.

Широкое применение в логистике нашли:

1. Системный подход. Позволяет рассматривать любой объект исследований в логис­тике как интегрированную логистическую систему, т.е. комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, с учетом тесной взаимосвязи всех элементов и частей;

2. Макроподход. Рассматривает логистическую систему как еди­ное целое. В этом случае внутренняя структура и взаимосвязи в от­дельных хозяйственных образованиях и процессах не принимаются во внимание. Изучаются лишь выходы и входы в целостную структуру системы, а также процессы, протекающие в логистической среде на об­щеструктурном уровне;

3. Микроподход. Позволяет изучать и управлять логистическим объектом изнутри. Исследуются внутренняя структура и внутренние связи между его элементами.

4. Детерминированный подход. Предполагает полную предсказуе­мость результатов логистических процессов. Это становится возмож­ным, когда логистическая система отработана до такой степени, что отрицательное влияние воздействующих факторов на конечные ре­зультаты сведено до минимума за счет высокой адаптивности на ос­нове соблюдения логистических принципов;

5. Стохастический (вероятностный) подход. Означает, что под влия­нием внешних и внутренних факторов и случайных воздействий конеч­ные, ожидаемые результаты могут принимать неустойчивый характер. В связи с этим: в процессе принятия решений необходимо принимать во внимание степень согласованности общих целей логистической системы с внешней средой. Чем ниже степень согласованности и уровень интеграции, тем выше вероятность ошибок и отклонений выходных характеристик от запланированных.

6. Статический подход. Помогает исследовать логисти­ческие проблемы по состоянию на определенный момент времени. Чаще всего он применяется для анализа функционирования, а также при расчетах по размещению логистических звеньев и формированию логистических цепей.

7. Динамический подход. Означает изучение логистических систем, подсистем и их взаимосвязей в развитии, в непрерывном движении под влиянием дей­ствующих тенденций во внешней и внутренней среде.

8. Функциональный подход. Повышает эффективность анализа функционирования логистических систем и подсистем. При его использовании оперируют двумя основными комплексными поня­тиями: процессом функционирования системы, показывает изменения в ее состоянии, выражающиеся в динамике любой величины, характеризующей эту си­стему, и законом функциони­рования системы, совокупности пра­вил и определенной последовательности действий. Зная законы функ­ционирования логистических систем, их исходное состояние и задавая конечные результаты в процессе планирования и управления, разра­батываются модели и прогнозы их дальнейшего развития.

9. Экспериментальный подход. Предполагает проведе­ние необходимых исследований путем активного вмешательства в ход логистических процессов и дальнейшего наблюдения за результатами. Используется в случаях возникновения отклонений от за­данных параметров функционирования логистических систем.

Совокупность подходов, используемых в логистике на основе логи­стических принципов и требований, образует так называемый логис­тический подход.

Сущность логистического подхода то, что он предполагает последовательный переход от общего к частному. В этом случае начальной точкой исследований и критерием в процессе управления является конечная цель, для достижения которой создается логистическая система.

Существует несколько основных принципов, отражающих логистический подход к решению проблем в производственно-хозяйственной деятельности в современных условиях:

1. Принцип системности. Он выражает комплексный системный подход в достижении поставленных целей;

2. Принцип динамичности. Логистические системы должны быть динамичными организационно-экономическими образованиями, что выражается в развитии, стремлении к совершенствованию;

3. Принцип гибкости. Предполагает построение логистичес­ких систем с учётом взаимозаменяемости структурных элементов. Соблюдение этого принципа помогает системе быстро адаптироваться к изменению внутренних или внешних условий;

4. Принцип инициативности. Построение логистических систем по этому принципу предполагает проявление образующимися структура­ми способности предупредительной реакции на вероятные события;

5. Принцип устойчивости и адаптивности. Заключается в устойчивой работе логистической системы при допустимых отклонениях параметров внешней среды и гибком приспособлении при значительных колебаниях;

6. Принцип целесообразности. Он ориентирует на привлечение лишь того потенциала, который играет положительную роль в достижении поставленных целей. Также предполагает разработку необходимого комплекса подсистем, достаточного для поддержки работы логистической системы, но не превышающего её потребности;

7. Принцип тотальных затрат. Заключается в учёте всей совокупности издержек управления материальными и сопутствующими финансовыми и информационными потоками по всей логистической цепи;

8. Принцип моделирования и информационно-технической поддержки. Заключается в использовании методов моделирования и современных технических средств при работе с логистическими процессами;

9. Принцип TQEM. Предполагает обеспечение качества работы всех элементов логистической системы с учетом экологических, эргономических, социальных и других требований.

На основании этих принципов можно сформулировать научные основы логистики:

- Системный подход;

- Совокупность экономико-математических и экономико-статис­тических методов;

- Информационные технологии;

- Концепция TQEM.

Экономической основой логистики являются следующие составля­ющие:

- Наличие независимых товаропроизводителей;

- Развитая инфраструктура;

- Естественное ценообразование;

- Конъюнктура спроса на рынке.

Методологической основой логистики выступают эври­стические подходы, то есть применение экспертных оценок, основан­ных на профессионализме лиц, принимающих решения.

Чтобы реализовать цели, задачи и принципы логистики, необходи­мо располагать не только экономической, методологической и науч­ной основами, но и соответствующей системой обеспечения, которая имеет четыре направления:

1. социально-экономическое обеспечение. Включает рынок, спрос, наличие сфер производства и обращения, а также совокупность мотиваций в социально-экономической жизни общества;

2. материально-техническое обеспечение. Включает совокупность материальных и технических средств по физической реализации логистических целей (транспортные средства, подъемно-транспортное оборудование, здания, сооружения, подъездные пути, вычислительные ма­шины, средства связи, складское оборудование, тара, упаковка и т. д.);

3. технологическое обеспечение. Проявляется через четкую синхронизацию процессов производ­ства и управления материальными и информационными потоками на всех этапах их продвижения;

4. математическое обеспечение. Обусловлено применением методов и инструментария математики и информатики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: