Методологические аспекты логистики
Виды логистики
Логистика как наука но управлению материальными, информационными и иными потоками включает в круг своих интересов значительную часть сферы экономической жизни общества. В связи с этим для формализации научных исследований и практических разработок она разбивается на несколько направлений.
По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на:
1. макрологистику;
2. микрологистику.
В область исследований макрологистики включаются процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне.
Логистика на данном уровне выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая заключается в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами на основе международного и территориального разделения труда в рамках сложившейся специализации и межотраслевого кооперирования.
Глобальная логистическая стратегия, проводимая не одной, а группой стран, может закрепляться в виде важнейших политических решений. Ярким примером тому служит создание Единого европейского сообщества с единым внутренним рынком (упрощены и отменены таможенные формальности, ускорено внедрение общеевропейских стандартов, провозглашено равноправие фирм и компаний стран-участниц Европейского сообщества в получении государственных контрактов в любой из стран альянса и т. д.).
Эффективность глобальной логистической стратегии заключается в том, что она значительно сокращает число посредников, как оптовых, так и транспортных.
Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.
По характеру зон управления логистика делится на:
1. внешнюю, которая занимается вопросами по регулированию потоковых процессов, выходящими за рамки деятельности, но находящимися в сфере влияния субъекта хозяйствования;
2. внутреннюю, направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.
По характеру хозяйственной деятельности выделяются следующие виды логистики:
1. Заготовительная (закупочная, снабженческая) логистика. Связана с заготовкой материальных ресурсов, решает все вопросы, относящиеся к сфере материально-технического обеспечения предприятия и подготовки продукции к производственному потреблению.
2. Производственная логистика. Включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов (от сырья до готового изделия) непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.
3. Распределительная (маркетинговая) логистика. Специализируется на реализации продукции, включая ее доставку «точно вовремя» от «двери» производителя до «двери» потребителя и послепродажное обслуживание.
4. Информационная логистика. Занимается вопросами возрастающего массива информации в сфере производства, обращения и финансов, которая требует соответствующей обработки с учетом развития средств коммуникации и компьютеризация.
5. Транспортная логистика. Включает вопросы процессов транспортировки материальных ресурсов.
6. Логистика запасов. Занимается оптимизацией объёмов, ассортимента и мест размещения запасов.
7. Логистика складирования (складская логистика). Включает все процессы и операции, связанные со складированием, хранением и переработкой материальных ресурсов в складском хозяйстве на всех уровнях.
8. Финансовая логистика. Получила развитие в связи с активным применением логистических принципов, методов и подходов в сфере денежного обращения формируется новая разновидность логистики. Область ее распространения — банковская, страховая, инвестиционная и торговая сферы. Она занимается вопросами управления и рационализации денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств.
Цель логистики
Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке.
Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).
Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться.
Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п.
При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.
Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом, происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления).
Задачи логистики
Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяют на три группы:
- глобальные;
- общие;
- частные (локальные).
Независимо от вида логистической системы к ее глобальным задачам относят:
1. создание комплексных интегрированных систем материальных, информационных, а при возможности и других потоков;
2. стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;
3. постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде;
4. достижение высокой системной гибкости путем быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий функционирования.
Решение глобальных задач не может быть осуществимо без постановки и решения общих задач. Условием жизнеспособности логистических систем всех видов является разрешение следующих общих задач:
1. осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах;
2. разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;
3. многовариантное прогнозирование объемов производства, перевозок, запасов и т. д.;
4. выявление несбалансированности между:
- потребностями производства и возможностями материально-технического обеспечения;
- потребностями в логистических услугах при сбыте и возможностями логистической системы;
5. стандартизация требований к качеству логистических услуг и отдельных операций;
6. рациональное формирование хозяйственных связей;
7. выявление центров возникновения потерь времени, материальных, трудовых и денежных ресурсов;
8. оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских комплексов;
9. определение стратегии и технологии физического перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции;
10. формализация актуализированных (текущих, оперативных) логистических целей и параметров функционирования логистической системы.
Для решения глобальных и общих задач применяются методы линейного программирования, функционально-стоимостного анализа, имитационного моделирования и другие. Результаты анализа соответствующих исследований и разработок применяются при проектировании объектов инфраструктуры, разработке технологий и средств автоматизации производственных, транспортно-складских процессов, компьютеризации управления, а также при создании эффективных организационных структур и систем управления.
Частные задачи в логистике имеют локальный характер. Они более динамичны и разнообразны:
1. Оптимизация запасов всех видов и на всех этапах.
2. Максимальное сокращение времени хранения продукции.
3. Сокращение времени перевозок.
4. Быстрая реакция на требования потребителей.
5. Повышение готовности к поставкам.
6. Снижение затрат во всех звеньях логистической цепи.
7. Рациональное распределение транспортных средств.
8. Гарантирование качественного послепродажного обслуживания.
9. Поддержание постоянной готовности к приему, обработке и вы
даче информации.
10. Последовательность и звенность продвижения потоков через трансформационные объекты и т. д.
При решении задач этой группы широко используют эвристические методы, теорию нечетких множеств, так как логистические системы часто должны функционировать в условиях неопределенности товародвижения. Применяют также имитационное моделирование, поскольку его приемы позволяют выявить образующиеся «тромбы» и «тупики» в транспортно-складских системах, а также рассчитывать максимальную загруженность различных зон в этих системах (зон складирования, экспедиционных, упаковочных, технологических и других).
Функциональные области логистики
В рамках производства продуктов и услуг выделяются следующие функциональные области, в которых логистика выполняет определенные задачи:
1. Закупка материальных ресурсов. Обеспечивает поступление материальных потоков.
2. Запасы. Позволяет сглаживать колебания «спрос-предложение» между транспортом, производством и реализацией.
3. Транспорт. Включает в себя при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю.
4. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.
5. Информация. Обеспечивает передачу заказов, требований об отгрузке и транспортировании продукции и др.
6. Кадры. Рассматривает подбор и подготовку квалифицированного персонала для реализации целей и задач логистики.
7. Обслуживающее производство. Включает подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства.