Тема 2. Организаторская деятельность классного руководителя.
Технология работы классного руководителя.
Цель:
- Освоить базовые понятия: «организаторская деятельность», «форма педагогического процесса», «метод», «прием», «система педагогических методов», «средство педагогического процесса», «технология».
- Познать организационно-методические основы воспитания в классном коллективе.
- Изучить технологию работы классного руководителя.
План:
- Общая характеристика организаторской деятельности классного руководителя.
- Технология работы классного руководителя. Цикл воспитательной работы: диагностика, планирование, реализация плана, анализ результатов.
- Формы организации педагогического процесса.
- Система методов воспитания.
- Средства воспитания.
- Воспитательное мероприятие как основной элемент процесса воспитания. Система воспитательных мероприятий. Анализ ВМ.
Студент знает:
- Организаторскую деятельность классного руководителя;
- Технологию работы КР;
- Алгоритм анализа воспитательного мероприятия.
Результат (портфолио):
1. Технология работы классного руководителя (схема).
2. Система методов воспитания (классификации предоставить в таблице).
3. Средства воспитания (схема).
4. Анализ воспитательного мероприятия (алгоритм).
Литература:
1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2004.
2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2006.
3. Рожков М.И. Классному руководителю. – М.: Владос, 2005.
4. Стефановская Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности. – М.: Академия, 2008.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: «Университетское», 2005.
6. «Школьные технологии» (журнал).
Тема 3. Управление воспитательным процессом в классе.
Организация соуправления и самоуправления
Цель: 1.Познать сущность понятий «воспитательная система» и «управление» воспитательным процессом в классе, «соуправление», «самоуправление».
2. Изучить управление воспитательным процессом в классе.
План:
- Понятие «воспитательная система». ВС школы (исторический обзор). Структура воспитательной системы.
- Воспитательная система класса. Управление воспитательным процессом в классе.
- Организация соуправления и самоуправления в классе. Докажите необходимость создания и развития школьного самоуправления (учебная дискуссия).
- Современный опыт работы по созданию ВС класса (реферативное сообщение).
- Критерии эффективности ВС (количественная и качественная оценка).
С тудент знает:
· Воспитательную систему класса и управление ее развитием;
· Функции управления воспитательным процессом (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная);
· Как создать и развить ученическое самоуправление.
Результат (портфолио):
1. Основные этапы формирования воспитательной системы класса (схема).
2. Анализ воспитательного процесса в классе (составить памятку с критериями анализа для классного руководителя).
3. Изучить инновационный опыт работы учителей по созданию воспитательной системы в классе (презентация).
Литература:
- Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию. М., 2003.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2004.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., 2005.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2006.
- Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М., 2007.
- Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации. М., 2008.
Тема 4. Организация самовоспитания учащихся.
Цель: 1.Научить организовать процесс самовоспитания учащихся и осуществлять педагогическое руководство.
2. Стимулировать будущих специалистов к саморазвитию.
План:
1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием – важная задача классного руководителя.
2. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация.
3. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой.
4. Организация процесса самовоспитания учащихся и его методы.
5. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
Студент знает:
· Основы организации процесса самовоспитания учащихся;
· Методы самовоспитания;
· Педагогическое руководство самовоспитанием.
Результат (портфолио):
1. Организация процесса самовоспитания (алгоритм).
2. Методы самовоспитания (схема).
3. Разработать программу по самовоспитанию.
Литература:
1. 1.Бардин С.М. Учись властвовать собой. М., 2002.
2. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. – М., 2000.
3. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. – М., 2004.
4. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. – М., 1999.
5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 2001.
6. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 2007.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: «Университетское», 2005.