Развитие торговли и транспорта во второй половине XIX в. Состояние финансов.
Увеличение сети ж.д. Правительственная программа – цель создать благоприятные условия, связать центр и окраины страны. Ж.д транспорты – больший скорость – 70 вёрст в сутки и дешевизна стоимости. Гужевая перевозка хлеба, пут угля и Санкт- Петербурга в Англию – 12 копеек, а ввозили путём 60 копеек, машина – 1 рубль. Опыт прошлой войны. В 60-70гг. – ж.д. строились на частные средства. 1857 год – главное общество ж.д. – при помощи международного капитала ускорить процесс строительства, неудачно, расхищали деньги. Фон Дервиз, Поляков, Губонин.
Ж.д. строительство – первоначальное накопление, колоссальное направление. Ж.д. фонд от продажи Аляски, от продажи казённых дорог.
Затраты на строительство ж.д. – за 1 версты от 80 до 100 тыс. руб. и требовало 100 тонн металла, ежегодно 5% прибыль, взяточничество. В середине 60х гг. ж.д. горячка, акционерные общества, за 15 лет – 43 акционерных общества, в 2 раза ж.д. за 5 лет больше, чем за всё время. Все ж.д. перешли в частные руки.
1880- долг ж.д. в 1 млрд.руб.
80е годы – постепенный выкуп ж.д. в казну. В итоге в начале 20 века государству перешло более половины всей ж.д. сети.
За 1865-1895 гг. – протяженность дороги в 7 раз, 30 тыс. км.Ж.д. связали – Курск, Киев, Нижний Новгород, Закавказье, Средняя Азия.
1891год – строительство Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока 8300 км, достроилась в 1904г.
Утолить земельный голод, создание промышленных районов в Сибири. По плотности ж.д. уступала России – США, Япония и Индия. Влияние ж.д. было громадным, углубление специализации, рынка, промышленное производство: угольная, лесное, машиностроение.
|
Во 2 половине 19 века – рост парового, водного, морского транспорта, для перевозки пассажиров. К концу 19 века – число пароходов России - 2,5 тыс. Река Волга и её притоки, половина всей перевозки – основной транспортный центр. Сохранялось и гужевой транспорт на Кавказе, внутри губернских перевозок.
Во 2 половине 19 века – шоссейные дороги не строились.
Во 2 половине 19 века рост внутренней и внешней торговли – больше хлеба, спрос промышленных товаров. Потребляются ткани, орудия труда, нефть. И сама промышленность требовала промышленности. К 80м годам – единый товарный рынок сельскохозяйственной продукции. Более 16 тыс. ярмарок (сезонная ярмарка), все сельскохозяйственные торжки, а крупные – 1%.
Крупные ярмарки – Нижегородская, Ирбитская, Мензелинская. Однако к концу 19 века значение ярмарок падает, вследствие стационарных магазинов, постоянных. Прежняя роль ярмарок заменяют биржи. Аукционы, расчётные палаты – ярмарки. Хозяйственные выставки, каменные магазины. Дальнейший рост- отсутствие дорог и транспорта.
Внутренний рынок – низкий уровень рабочих. Правительство защищало рынок от иностранных конкурентов. Ввозимые пошлины 33% от стоимости товаров. В пореформенной России – активный внешний торговый баланс – вывоз превышает ввоз. Главный объект – зерно, вырос в 5 раз. 40% всего Российского экспорта – хлеб. Именно зерно, а не мука – 2%. Конкуренция – США, Канада, Аргентина, Австрия. Обвален рынок сцен с 85 копеек на 60 копеек на хлеб. Лес, лён, продукт животноводства, сахар, Персия, Афганистан. Уголь, чай, вина – импорт. Основные партнёры – Англия, Франция, Германия.
|
Источники накопления капитала – выкуп крестьянских земель – около 2 млрд. руб. Складывается кредитная система. Крестьянские и дворянские банки, это обеспечивало финансовыми средствами. Важная роль иностранный капитал – 4/5 всей займы России, на борьбу, революции, войны. Облигации в Германии, Франции. Гос. займы обременительные.
1861 – Россия должна 400 млн. руб.
1893 – 2 млрд. 700 млн. руб.
20 век – 40 млрд. руб.
Выплатила 2 млрд. руб. через проценты в 1,5 раза больше. С 80х годов – частное иностранный капитал, выгодный рынок сбыта. Высокие таможенные пошлины – приток иностранного капитала. 60-70е гг. – иностранный капитал на ж.д.
80е – машиностроение, горнодобывающие.
Иностранные предприниматели: Хьюз, Кноп, Нобель.
Социальный строй России во второй половине XIX в. Изменения в нем после отмены крепостного права.
Развитие капитализма привело к изменениям социального слоя, новые имущественные и социальные отношения. Дворянство – до сих пор привилегированное общество, играло важную роль в стране.
В конце 19 века – 600 тыс. дворян
В начале 20 века – 2000 дворян, в европейской части России – рынки, граф Бобринский.
Формирование новых социальных слоёв, промышленный пролетариат и буржуазия. Кадры постоянных рабочих. Конец 19 века – число квалифицированных рабочих увеличивается в 2 раза, 1,5 млн. человек. Рабочие до сих пор сохраняют связи с деревней, ¾ всей фабричных заводов рабочие. Дешёвый труд – избыток, низкая зарплата, не встречали конкуренции.
Источник формирования рабочего класса – крестьяне, мастеровые, ремесленники разорившие. Рабочий класс сформировался.
|
Мелкие товарные производители – торговля и ростовщичество капитала. Социальной базой - купечество, мещанство, разбогатевшие крестьяне. Династии фабрикантов – Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Бобринские. К началу 20 века – 160 тыс. человек, 1/10%.
Защищало от наёмных рабочих, поддерживало самодержавие. Занимались меценатством, строили богадельни, больницы, театры – предприниматели, купечество, авантюристы.
Увеличение численности городского населения, в 1897 – за пореформенное время в 2,5 раза, до 13% всей населения страны. Санкт-Петербург, Москва – млн. население. Увеличение мобильности населения.
Буржуазия, наёмные рабочие. Меняются города – многоэтажные дома, фабрики, электричество, трамвай, телефон.
Между центром и неблагоустроенными окраинами – контраст.
Соц. Эконом. Капитализм в промышленности. Россия вошла в 5 место промышленных стран. Распространение в новых территориях – Сибирь, Закавказье, Средняя Азия. Влияние экономики – иностранный капитал, цикличный характер развития экономики.