В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса РФ работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ:
ü выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
ü сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);
ü в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы.
Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода (абзац второй пункта 3 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Для реализации своих прав на социальные гарантии и труд высвобождаемому работнику, уволенному из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо в течение месяца со дня увольнения зарегистрироваться в органах службы занятости населения по месту жительства.
|
Для этого необходимо предъявить следующие документы:
· паспорт или документ, его заменяющий;
· трудовую книжку или документ, ее заменяющий;
· документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;
· диплом об образовании и квалификационные удостоверения;
· справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
· для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальную программу реабилитации.
Услуги, предоставляемые службой занятости населения
· превентивные мероприятия, направленные на скорейшее трудоустройство работников, находящихся под риском увольнения, и высвобождаемых работников – до их обращения в органы службы занятости населения;
· консультирование по вопросам законодательства о труде и занятости, включая правовые аспекты высвобождения работников, информирование о возможностях трудоустройства
· проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, организация на предприятии работы выездных информационных консультационных пунктов;
· оформление на досрочную пенсию (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста).
Высвобожденный работник, при признании его безработным, может быть направлен центром занятости населения для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования в случае, если:
|
ü гражданин не имеет квалификации;
ü невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
ü необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
ü гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.
Дополнительно:
Ø Оказание государственных услуг в области содействия занятости населения, предоставление информации осуществляется службой занятости населения бесплатно.
Ø Спорные вопросы и конфликтные ситуации, возникающие у работников при высвобождении, решаются в порядке, установленном законодательством.
При выдаче решения органа службы занятости населения, необходимого для выплаты сохраняемого среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, учитываются:
v как часто гражданин обращался в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы, были ли случаи нарушения без уважительных причин условий сроков его перерегистрации;
v степень активности и добросовестности гражданина при предложении ему подходящей работы (отказывался от предложений, на переговоры с работодателем не являлся, опаздывал на переговоры и т.п.);
v сколько вариантов подходящей работы было предложено гражданину центром занятости населения, выдавались ли предложения на участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, клубе ищущих работу и т.д.