Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую взрослые забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Именно из оценок родителей и учителей складывается мнение ребёнка о самом себе. В школьном возрасте у ребёнка появляется ощущение благополучия - неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем.
Очень важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпадало с его реальными возможностями.
Для выявления уровня активности и уверенности в себе в 8 классе был проведён тест.
По результатам теста выяснилось, что 56% тестируемых (14 человек) преимущественно предпочитают занимать позицию наблюдателя. Они пассивны: если им требуется сделать что-то значительное, они стремятся уйти в тень. Вполне возможно, что дети просто чувствуют себя слабыми, беззащитными, неуверенными. Им необходимо развивать свои умения и таланты, тогда в дальнейшем им легко будет найти себе дело по душе.
В эту группу входят: Бусагин А., Буланов Д., Громов А., Косивцев А., Киряев А., Ульянова М., Калина С, Писковитина О., Гурова Н., Филатова А., Родионов А., Нахаев А., Рейс А., Бушина Н.
28% тестируемых (7 человек) предпочитают действовать, а не размышлять. У них богатая фантазия, плюс к этому они стараются по возможности изменить ситуацию вокруг себя. В дальнейшем эти дети обязательно выберут то, что требует активных и решительных действий. Они не останавливаются перед трудностями, не боятся риска. Повседневная, однообразная, рутинная жизнь не для него. Они никогда не будут чувствовать себя счастливыми, занимаясь монотонной работой. Ваш ребёнок постарается взять от жизни всё.
|
Неудачи и трудности не пугают его.
В эту группу входят Швыряева М, Зехова И., Бусагина М., Горбулев М., Дронов В., Максимов П., Гаврилин И.
Отдельно хочется отметить Субочеву Елену. По результатам теста выяснилось, что она является очень практичным и рациональным ребёнком. Умеет трезво оценить свои силы. Ей подойдёт любой вид деятельности, которую она сама сочтёт наиболее интересной, поскольку ваш ребёнок на редкость рассудителен, постарайтесь ни в коем случае не давить на него относительно того или иного дела. Этот ребёнок сам решит, что для него лучше. Любые настойчивые советы и рекомендации для него недопустимы.
Троих детей, это Русланова Б., Буланова А., Мельникова А., трудно отнести к какой-то определённой группе. Им присуши характеристики как одной, так и другой группы в зависимости от тех букв, которые они выбирали чаще.
Фамилия и имя ребёнка | Группа, к которой относится ребёнок | Количество выборов этой буквы | |||
1.Бусагин А. | б/в | 5/5 | |||
2.Буланов Дмитрий | в | ||||
З.Буланова Алина | а/в | 6/6 | |||
4.Бусагина Марина | а/б | 5/5: | |||
5.Гаврилин Иван | в | ||||
6. Горбулев Максим | в | ||||
7.Громов Ал-др | В | ||||
8.Гурова Наталья | а | ||||
9.Дронов Василий | в | ||||
10. Зехова Ирина | В | ||||
11.Калина Сергей | В | ||||
12.Киряев Артем | в | ||||
13. Косивцев Андрей | а | ||||
Н.Максимов Павел | в | ||||
15. Мельников Андрей | а | ||||
16. Писковитина Ольга | а | ||||
17. Родионов Александр | в | ||||
18. Русланов Борис | в | ||||
19.Рейс Андрей | а | ||||
20. Субочева Елена | а | ||||
21.Ульянова Мария | в | ||||
22.Филатова Александра | в | ||||
|
А теперь несколько советов родителям, заинтересованных в формировании адекватной самооценки их детей.
1. Не забывайте хвалить других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
2. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера, и возможно, будет завтра)
3. Детям часто бывает трудно понять, какое чувство испытывают
другие по отношению к их поступкам. Попробуйте использовать следующее упражнение «Передача чувств», которое лучше проводить в два этапа. На первом этапе, когда вы недовольны ребёнком, похлопывайте его тихонько по плечу, объясняя причины своего недовольства. Когда вы хвалите ребёнка, поглаживайте его по спине. (Надо отметить, что вместо поглаживания или похлопывания родители могут использовать и другие движения, которые им нравятся.) Через несколько дней начинается второй этап. Теперь мы не будем говорить ребёнку о чувствах, а будем лишь поглаживать или похлопывать его. Он должен сам догадаться, почему и объяснить.
Советы учителям.
1. Не сравнивайте детей с другими детьми в классе. Сравнивайте ребёнка с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно будет завтра). Никогда не перехваливайте отдельных детей, но и не забывайте поощрять учеников, когда они этого заслуживают. Помните, что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
|
2. Если вы хвалите ученика в присутствии класса, подчеркните его преимущества и покажите, что другие дети также могут достичь этого. По Торндайку только те реакции полезны, которые помогают ему приспособится к окружающей среде.
3. Оценивайте вслух ответы детей, объясняя, что ученику удалось, а что нет. Объясните, что ребёнку надо сделать, что бы достичь лучшего результата.
4. Поощряйте в детях инициативу. Постирайтесь сделать так, чтобы каждый ребёнок побывал в роле лидера.
5. На классном часе проведите игру «Имя». Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё. Спросите ребёнка, почему ему нравится или не нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его назвали по другому. Эта игра может дать вам дополнительную информацию о самооценке ребёнка, Ведь отказ от своего имени означает, что ребёнок недоволен собой или хочет быть лучше (в своём сознании), чем он есть сейчас.
6. Эту игру также можно провести на классном часе. «Расскажи свой страх». Учитель рассказывает о детских страхах, или неприятных ситуациях. «А вот когда я была такими как вы, то... А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно, неприятно. Учитель каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговаривайте все ситуации и пути выхода из них.
7. На уроках английского языка по темам «Спорт», «Еда», «Внешность» предлагаются ситуации для проигрывания. Ребёнку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Иногда после разыгрывания ситуации бывает полезно поменять роли.
Ситуации:
А) Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоится.
Б) Мама принесла 3 апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь их? Почему?
В) Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а отдал её сломанной.
Заключение.
Подростковый возраст, временные рамки которого от 11 до 14(16) лет, характеризуется интенсивным половым созреванием. Идет физиологическая перестройка организма, вследствие чего наблюдается эмоциональная неустойчивость организма подростка. С одной стороны идет утверждение своей самостоятельности, независимости. С другой - неготовность к самой действительности, самостоятельным поступкам. Подросткам присуща критичность мышления, стремление к доказательности, формирование самосознания. Мнение группы (друзей) является значительно важнее мнения взрослых. Важное место в жизни подростка занимают оценки успешности учебной деятельности и личностных характеристик. Неустойчивость самооценки в этом возрасте приводит к конфликтности, возникновению акцентуации характера и различных дезадаптивных форм поведения (иногда дивиантных).
В подростковом возрасте заметно развивается логическое мышление, возникают способности к теоретическим рассуждениям, склонность к риску. Слабое развитие саморегуляции и недостаток развития воли. Стремление к самовоспитанию, саморазвитию оказывается нестойким, поверхностным. Появляется избирательность в учебной деятельности, связанная с отношением к учителю, а вместе с тем и с отношением к предмету.
Однако не все особенности кризиса подросткового возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса.
Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется. Та позиция (позиция школьника), с которой ребенок вошел в школьную жизнь, и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем, к концу младшего школьного возраста, и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более взрослую позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в обыденной, школьной жизни. Ни один подросток не согласится с тем, что систематическое соблюдение школьного режима характеризует и воспитывает волю, а открытое признание своих недостатков - независимость и храбрость. Им кажется, что проявление и воспитание ценимых ими качеств личности требуют каких-то особенных, экстремальных условий.
Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную жизнь. Подросток, в отличие от младшего школьника, обращен в будущее, хотя это будущее видится ему еще очень туманно.
Невозможность практически изменить свой образ жизни порождает мечты, которые всегда рассматривались и рассматриваются в психологии как присущие подростковому возрасту. Мечта, являющаяся типичным спутником подросткового возраста, выполняет ту же функцию, что игра в дошкольном детстве: и то и другое представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощения в их повседневной жизни.
Но это лишь один способ самовыражения детей подросткового возраста, способ наиболее благополучный. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от ее благополучного течения и нарушающей ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения.
Кризис подросткового периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения.
Личностные интересы, в отличие от эпизодических (ситуативных), характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня.
Список литературы.
1. Абрамов Г.С. «Возрастная психология». - М.: 1997.
2. Аверченко Л.К. «Управление общением» /уч. пос/. М. - Новосибирск, 2001.
3. Божович Л.И. «Проблемы формирования личности.» - М.: 1995.
4. «Возрастная и педагогическая психология»/Под редакцией А.В. Петровского. - 1992.
5. В.С. Мухина «Возрастная психология» - Москва, Академия, 1999 г.
6. Запорожец А.В. «Педагогическое развитие ребенка». - М.,1986.
7. И. А. Зимняя «Педагогическая психология» - Москва, «Логос» - 2003 г.
8. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий «Возрастная психология».
9. Кон И.С. «Психология ранней юности». М.: Просвещение, 1989.
Ю. Крутецкий В.А. «Основы педагогической психологии». - М., 1984.
П.Кулагина И.Ю. «Возрастная психология»/развитие ребенка от рождения до 17 лет/ уч. пос. М.: УРАО, 1998.
12. Кулаков Е.А. «На приеме у психолога — подросток». — М.Д998.13.Мудрик А.В.
13. «Общение как фактор воспитания школьников». М.: педагогика, 1994.
14. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество». — М., 2002.
15. Никольская А. А. «Возрастная и педагогическая психология»/ А. А. Никольская - Дубна: Феникс, 2001.
16.Обухова Л.Ф. «Возрастная психология». — М., 2001.
П.Орлов А.Б. «Психология личности и сущности человека».- М., 2002.
18.Петровский А.В. «Введение в психологию». - М., 1995.
19.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «История и теория ПСИХОЛОГИИ».-
М., 1996.
20.Поливанова, К.Н. «Психология возрастных кризисов»: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - Москва: Академия, 2000 г.
21.Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н «Формирование
мыслительных операций у старшеклассников».- М., 1989
22.«Практическая психология образования». /Под. ред. Дубровиной И.В. - М., 1997.
23.«Психология и педагогика» / Под редакцией Радугина. -М., 1993.
24.«Психология подростка» /уч. пос/ под. ред. Реана А.А. - М., 2000.
25.«Психология современного подростка»/Под ред. Фельдштейна Д.И. - М., 1987.
26.27.«Психология». Словарь. / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.-М., 1990.
27.Р. С Немов «Психология» - книга вторая.
28.Рубинштейн СЛ. «Основы общей психологии». - М.,2000. г
29.Фельдштейн Д.Н. «Проблемы возрастной и педагогической психологии». -М.: 1995.
30.Фридман Л.Н. «Педагогический опыт глазами психолога».-М., 1987.
31.Цукерман Г.А. «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов». -М., 1994.