В) Развитие общих и специальных способностей.




 

Подростковый возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и спе­циальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, об­щения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значи­тельный прирост предметных знаний создаёт хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необ­ходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их распо­ложения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный про­цесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобить­ся для совершенствования профессиональных способностей.

Подростковый возраст является достаточно сензитивным для развития всего это­го комплекса разнообразных способностей, и практического использования имею­щихся здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.


Г) Развитие мышления.

 

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способ­ность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Ещё одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в под­ростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в част­ности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познава­тельные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая сти­мулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и же­ланием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее слож­ные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и неза­урядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реак­ция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказыва­ются их выполнять из-за соображений престижности.

В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежат не только указанные выше мотивы. За всем этим можно усмотреть и естественный инте­рес, повышенную любознательность детей данного возраста. Вопросы, которые задаёт под­росток взрослым детям, учителям и родителям, нередко достаточно глубоки и касаются самой сути вещей.

Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, иссле­довать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности - стремление к поис­ку и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Подростки на­ходят занятия и книги, соответствующие их интересам, способность дать интеллектуальное удовлетворение. Стремление к самообразованию - характерная особенность подросткового возраста.

Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновре­менно с этим складывается новое отношение к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно бла­гоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явле­ниям у подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные по­ступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и восприни­мать мир с иных позиций, чем свои собственные.

Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведе­ния. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: