Картина «Сам вышел» создана в Америке, где Н.К.Рерих находился с 1920 г. по 1923 г. В это время в американских городах проходила большая передвижная выставка произведений русского художника, состоящая из работ конца 1910-х – начала 1920-х гг., которая постоянно пополнялась новыми произведениями. Наряду с пейзажами Аризоны, Новой Мексики, Калифорнии и острова Монхеган художник создал необычную для западного зрителя серию «Sancta» [5, с. 149], которая явилась художественным отображением заветов, оставленных человечеству подвижником земли Русской Преподобным Сергием Радонежским.
Находясь в Америке, Н.К.Рерих видел огромный потенциал этой страны, возможность её успешного эволюционного пути. Его деятельность была направлена на организацию международных общественных и культурных учреждений, призванных осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства. Но Н.К.Рерих также видел и угрозу культуре, исходящую от механистической цивилизации и набирающей силу власти доллара. Потому произведения этого периода творчества напоминали в индивидуалистическом пространстве Америки о главном законе человеческого существования, основанном на трудовом и духовном сотрудничестве, и давали пример общинножития, принципы которого были заложены на Руси Сергием Радонежским. «Когда нам приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, – вспоминал Н.К.Рерих, – очень часто приходилось слышать в ответ: “Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда”» [2, с. 501].
В начале 1900-х Н.К.Рерих работал над образами Спаса, Богородицы, Архангелов, Прокопия Праведного, Николая, Бориса и Глеба и других чтимых на Руси святых. Но к образу Святого Сергия он обратился впервые только в Америке и, кроме серии «Sancta», создал картины «На служение» и «Сам вышел», посвященные этому русскому святому.
|
Образ Сергия Радонежского на этих двух полотнах как бы начинает и завершает серию «Sancta», являясь её «альфой и омегой». На картине «На служение» отрок вступает на тяжелый путь служения людям, а на полотне «Сам вышел» Н.К.Рерих изобразил явление Сергия в облике уже достигшего духовной мощи монаха.
Н.К.Рериха связывали с Преподобным Сергием Радонежским прочные узы ученика и Учителя. На полотне «Сам вышел» образ Учителя настолько сокровенен, что художник в названии прямо не упоминает его имя, но каждое чуткое сердце понимает, что «Сам» – это высочайший Святой Руси. А явление высокого духа в нашем плотном мире свидетельствует о щедрой жертвенной помощи Высшего страждущим. О такой помощи пишет Е.И.Рерих: «Отойдя в Обитель Света, истинную родину свою, Преподобный не оставил заступничеством своим любимую им паству и Землю Русскую. Неоднократно являлся он кому- либо из братии. Видели его стоящим за всенощным бдением на своем месте, видели благословляющим братию» [1, с. 107]. Много позже, в 1934 г. Н.К.Рерих, прозревая наступающие трагические события Второй мировой войны, писал: «Уже есть указания на то, что Преподобный Сергий начал новое служение своему народу. Уже идет по Москве и всем весям нашей Родины народная молва о все чаще и чаще повторяющихся явлениях Преподобного Сергия разным русским лицам. <...> Издалека приходят вести о многих явлениях Преподобного. Народ их не только знает, не только почитает их, но и понимает всю срочность происходящего» [3, с. 93–94]. В этом же году Е.И.Рерих в своем очерке о Преподобном Сергии написала: «Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличению – так было, так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего! Кто может сказать, что Мощь его, неотступно стоящая на дозоре, не ждет срока, записанного в Скрижалях Небесных?» [1, с. 123].
|
Полотно «Сам вышел» проникнуто теплым золотисто-желтым утренним светом. К берегу с мягкими очертаниями холмов пристает челн с двумя монахами. Фигура сидящего монаха с поднятой вверх головой предельно напряжена. Второй монах, стоя в челне прямо, как свеча, благоговейно сложил руки в молитве. Время как будто остановилось. Застыла, как зеркало, водная гладь. Люди потрясены: перед ними во всей славе предстает Святой. Лучистый свет сферой окутывает бесплотный образ Заступника. Едва намечено Его монашеское одеяние. Великий Подвижник и Скоропомощник Сам вышел к ищущим душам, плывущим по реке Жизни. И они знают — Он поможет духу выйти из потемок: «Сергий не выдаст» [4, с. 332]. Только в любви к нему, в следовании его заветам страждущие смогут продвигаться к Свету.
Между миром земным и миром небесным находится образ Святого Сергия. И как символ небесного храма на вершине холма стоит одноглавая древнерусская белокаменная церковь. Язык религиозных символов в картине «Сам вышел» становится языком общечеловеческих истин, понятных любому народу.
|
Полотно «Сам вышел», как и полотно «На служение», по своему замыслу и художественному решению примыкающие к серии «Sancta», предвосхищают целый ряд образов Святого Сергия, которые получат свое воплощение в произведениях Н.К. Рериха 1930–1940-х гг.
Б.Н. Абрамов и его ученица Н.Д. Спирина написали по этой картине замечательные стихи, которыми мы дополняем рассказ нашего автора о этой прекрасной картине Н.К. Рериха.
ХОЛМ
Холм и часовенка древняя.
Сам вышел встретить двоих.
Близких, родных и любимых
В тысячелетьях глухих.
В утлом судёнышке жизни
Снова приплыли они.
Снова служенью отчизне
Отдали жизни свои.
Через века непреложно
Вместе пройдут до конца,
В подвиге жизненном сложном,
В подвиге к Свету Отца
Б.Н. Абрамов. [6]
САМ ВЫШЕЛ
Как пред иконою свеча,
Стоишь ты перед Ним...
Всю жизнь дышала и жила
Ты только Им Одним.
Вся жизнь твоя — века, века, —
По сердцу пройдена,
И лишь Ему, лишь Одному
Навеки отдана.
Всегда, поверх земной судьбы,
К Нему стремилась ты;
Им наполнялись и цвели
Заветные мечты.
Он был как солнце для тебя,
Как воздух, как вода,
Как тёмной ночью кораблю
Ведущая звезда.
В Нём крепость мужества была
И силы остриё;
Улыбка, радость и покой,
И знание твоё...
И для тебя являлся Он
Началом и Концом;
Единым истинным твоим
Космическим Отцом.
Ты видела Его во всём;
И спрятать не могли
От взора сердца свет Его
Все миражи земли.
Ты с Ним прошла через костёр,
В тюрьме Он был с тобой,
В глухих стенах монастыря
Он видел подвиг твой.
Ты устремлялась на врагов
Сверкающим мечом,
В Его Лучи облечена
И под Его Щитом.
Ты ждать умела — и ждала
В работе и в бою
За Новый Мир, за светлый Град,
За Родину свою.
И вот теперь твой лёгкий чёлн
Домчал тебя туда,
Где негасимая горит
Ведущая Звезда.
Сам Вышел... Всё, что было — сон,
Мгновенно прожитой...
А есть лишь ОН, и только ОН
Стоит перед тобой.
Земля исчезла... Тела нет...
Лишь сердце, как костёр...
И над тобой Лучи Его —
Пылающий шатёр.
Сам Вышел... Завершился путь
Всей жизни — Им Одним.
...................
Как пред иконою свеча,
Горишь ты перед Ним!
Н.Д. Спирина. [7]
Примечания:
1. Яровская Н. [Рерих Е.И. ] Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М.: Денница, 1991.
2. Рерих Н.К. В рассеянии сущие // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т.
Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.
3. Рерих Н.К. Свет Неугасимый // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.
4. Письмо Е.И.Рерих З.Г.Фосдик от 1 июля 1946 г. // Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 7. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2007.
5. Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972.
6. Б.Н. Абрамов. Холм (По картине Н.К. Рериха «Сам Вышел») Галерея. Картины Н.К. Рериха
7. Н.Д. Спирина. Сам Вышел. Галерея. Картины Н.К. Рериха
АВТОР: Т.А. Иванова
ИСТОЧНИК: МЦР https://www.lomonosov.org/article/n_k_rerih_sam_vyshel_1922.htm