Главной темой научной работы Г.Н. Чистовича являются стафилококковые инфекции.
Стафилококковая инфекция (СИ) — бактериальное заболевание, протекающее с развитием гнойного воспаления в поражаемых органах и тканях.
Причиной развития практически всех стафилококковых болезней является нарушение целостности кожи или слизистых оболочек, а также употребление зараженных продуктов питания. Уровень вреда также зависит от штамма бактерии, а также функционирования иммунной системы. Чем иммунитет крепче, тем меньше вреда стафилококки способны нанести здоровью человека. Таким образом, можно сделать заключение, что в большинстве случаев, для заболевания стафилококком необходимо сочетание 2х факторов – попадание инфекции внутрь и нарушение нормального функционирования иммунной системы.
Анализ на стафилококк проводится из мазков, взятых обычно из поверхности кожи, слизистых оболочек верхних дыхательных путей или мочевыделительного канала.
Лечение стафилококка обычно состоит из 2х пунктов – укрепление иммунной системы и антибактериальная терапия. При наличии других болезней, проводится также и их лечение.
Очень важным является применение антибиотиков на основании диагностики, поскольку определить вид стафилококка по клинической картине практически невозможно, а применение антибиотиков широкого спектра действия может вызвать большое количество побочных эффектов.
В 1955 г. он защищает докторскую диссертацию «Биологическая характеристика стафилококков и ее связь с условиями обитания этих микробов».
Кроме того, по этой теме опубликовано свыше 50 работ. Предложенная Г.Н. Чистовичем элективно-дифференциальная среда желточно-солевой агар известна бактериологам страны как среда Чистовича и широко используется и сегодня. В 1961 г. вышла монография «Патогенез стафилококковых инфекций». Г.Н. Чистович заведовал кафедрой до последнего дня жизни 17 мая 1969 г. и оставил неизгладимую память о себе в сердцах учеников и коллег.
|
У Георгия Николаевича постоянно занималось много аспирантов, соискателей и заочников из многих городов СССР. Он никогда никому не от-казывал в помощи. У него был большой список научных тем (около 120), с которыми он предлагал ознакомиться и самостоятельно выбрать интересующую проблему. Все диссертации, выполненные под руководством Георгия Николаевича Чистовича, успешно защищались и утверждались в ВАКе.
Для аспирантов проводил "показательные" занятия со студентами, а затем присутствовал у каждого аспиранта на занятиях. Точно также «готовил» будущих лекторов. Как же волновались будущие ученые, когда приходилось читать первую в своей жизни лекцию в присутствии Георгия Николаевича. Здесь нужно показать мастерство, глубокое знание материала, изложить в доступной для студентов форме, уложиться в отведенное время, обязательно установить контакт с аудиторией. Многим это удавалось, и при "разборке" Георгий Николаевич поощрительно отзывался, но иногда отмечал ка-кие-то погрешности, но в очень доброжелательной, тактичной форме.
Под стеклом его рабочего стола был написан его рукой девиз:
"Учиться учить! "
Георгий Николаевич много работал, как правило, он первым приходил на кафедру и до 8–9 часов вечера он работал при свете настольной лампы.
|
В годы работы руководителем СНО ЛСГМИ Георгий Николаевич как будто помолодел, с энтузиазмом, на высокий уровень поднял работу кафедральных научных кружков. Он редактировал рефераты докладов на конференции, ежегодно выпускались сборники тезисов докладов студентов. Эти печатные работы многим вошли в актив дальнейшей научной работы. Мне также повезло выполнить под руководством Георгия Николаевича четыре работы (две из них вошли в список работ по теме диссертации).
Вспоминаются пленарные заседания Конференций СНО. Георгий Николаевич представлял докладчиков на языке, которым делался доклад, и просил вопросы и выступления тоже сообщать на этом же языке. Так звучали доклады на польском, болгарском, французском, английском языках. Это настолько оживляло конференцию — напоминало Международный симпозиум. Студентов это стимулировало не только качественно выполнять работу, но и изучать языки, чтобы доложить хорошо, а главное пообщаться с таким ученым "на уровне! " (со слов студентов).
Георгий Николаевич не умел отдыхать — отправляясь в отпуск, всегда брал с собой статьи в сборник или диссертации для "правки", или мои протоколы опытов и т. д. На мое удивление он отвечал мне письмом из Трускавца: "Диссертаций у меня с собой нет, но есть книга для редактирования и реферативная работа. Себя ими не утруждаю, в доказательство — был 11 раз в кино!!".
Но вот один раз по настоянию друзей и родных удалось отправить Георгия Николаевича в турпоход по р. Чусовая на 2 недели. По возвращению он с восторгом рассказывал мне, как хорошо отдыхать: "Каждый день — новые пейзажи, ночь — это лагерь, где по очереди готовим пищу на костре, затем поем песни или рассказываем истории, загадки. Но из меня повар — не очень, мягко говоря, поэтому я напросился сидеть на веслах". И тут "похвастался" стихами (я, к сожалению, запомнила лишь одну строчку): "Мозоли на руках — это цветочки, а вот когда они на пятой точке!..".
|
Очень трогательно заботился о своей жене Варваре Николаевне, у нее бывали гипертонические кризы, тогда Георгий Николаевич полностью все заботы по дому брал на себя.
Георгий Николаевич создал первый в нашей стране учебник по санитарной микробиологии для студентов санитарно-гигиенических факультетов «Основы санитарной микробиологии» (1963 г.), а также 11 глав фундаментального научного руководства «Санитарная микробиология» (1969 г.). Его перу принадлежат около 120 научных работ, им подготовлено свыше 30 докторов и кандидатов наук.
После преждевременной кончины Г.Н. Чистовича кафедру возглавила его ученица Альвина Михайловна Смирнова. Ею была продолжена и творчески развита работа в области стафилококковых инфекций и иммунитета при ревматическом и ревматоидном артритах. Сотрудниками кафедры был собран большой материал по вопросу стафилококкового бактерионосительства и его роли в возникновении внутрибольничных инфекций, а также изучалась роль бактериально-вирусных и грибково-стафилококковых ассоциаций в патологии человека.